66.55 ↑ USD
75.55 ↑ EUR
97.72 ↓ 10 CNY
23 января
Среда

Общество

У попа была собака, он ее будил…

Московские актеры показали на сцене Fesco-hall, к чему может привести вытащенная наружу правда

Оксана Маякова
Спектакль "Не будите спящую собаку" с участием актеров Эвелины Бледанс (она же медсестра из "Маски-шоу"), Ивара Калныньша, Татьяны Абрамовой, Андрея Харитонова и других прошел в бывшем ДКМ 17 марта.
Зал полон зрителей. Гаснет свет. Кругом – густая темнота… Выстрел! Душераздирающий женский крик... – спектакль открывает "радиопостановка", которую "слушают" герои. В ней рассказывается, как "кто-то застрелился, потому что разбудили какую-то собаку"...
Антреприза "Не будите спящую собаку" – это спектакль по пьесе Джона Пристли "Опасный поворот". Режиссер Ольга Шведова поставила его, почти не отходя от оригинального сюжета: единственная метафора тут (выстрел в темноте, начинавший и закончивший действо) - работа не постановщика, а самого Пристли.
Декорации (гостиная в квартире Роберта (И. Калныньш) и Фреды (Э. Бледанс)) за два акта ни разу не сменились: вся постановка являет собой лишь разговор шести героев. Только диалоги: ни "экшена", ни смены мест, ни даже перемены времени. После антракта (когда актеры начали игру с того же момента, что закрылся за занавесом) возникло даже впечатление, будто ты дома и возвращаешься от холодильника к отложенной книге. Книге-детективу про убийство.
Но, несмотря на затравку а-ля Агата Кристи, сам смысл спектакля вовсе не в ответе на вопрос "Кто убийца?" (этот факт даже озвучивается наряду с волнением Фреды о сэндвичах). Главный камень преткновения – скрытая правда. Две прописные истины: "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь" и "Не буди лихо, пока спит тихо" столкнулись на сцене в неприкрытой борьбе. "Миленькая маленькая компания", связанная между собой крепкими узами (кто - брака, кто - делового партнерства), собирается вместе в один из вечеров…
Олуэн (Т. Абрамова) выражает главную мысль:
- Мне кажется, говорить все, до конца, крайне опасно. Дело в том, что... бывает ПРАВДА и правда. Мне кажется, настоящая правда (то есть все, до малейшей мелочи, без всякой утайки) была бы не страшна. Я имею в виду высшую, истинную правду. Но что в обычной жизни подразумевается под правдой – это лишь половина правды. Из нее не узнать, что происходит в душе у каждого. Вас попросту знакомят с рядом фактов, которые до того были скрыты... и очень хорошо, что были скрыты. Такая истина - предательская штука.
И как только этот монолог звучит, "личное дело" каждого героя раскрывается. Фреда изменяла Роберту с его собственным братом. В Роберта влюблена Олуэн. Сам Роберт влюблен в Бетти. Бетти изменяет мужу со Стэнтоном. Стэнтон украл деньги... Для полного сходства с "Санта-Барбарой" не хватало только мужика, лежащего в коме весь спектакль.
Кстати, про сходство. У Говарда Лавкрафта есть цикл рассказов, основанных на мифах о морском божестве Ктулху (спящее глубоко под водой чудище, похожее одновременно на осьминога, дракона и человека). Есть несколько версий культа Ктулху: традиционные поклонники Лавкрафта считают, что, едва чудовище пробудится, мир неизбежно будет им разрушен. По версии других ценителей, Ктулху видит весь наш мир во сне, и, когда он проснется, мир исчезнет. В любом случае, понятно, что Ктулху лучше не будить.
Роберт же своими расспросами буквально вырывает из сна свою персональную собаку-Ктулху, и его логичный, безопасный мир рушится. Он напивается, буянит и бежит в спальню, где хранится револьвер…
И вот зрители замирают, гаснет свет. Кругом – густая темнота... Выстрел! Душераздирающий женский крик... Но это опять радиопостановка. Только, в отличие от бесконечной "У попа была собака", здесь сюжет не повторяет сам себя: никаких зарытых кобелей больше не доискиваются. Компания просто переключает волну на танцевальную музыку и начинает веселиться.
Этот ход с хеппи-эндом окончательно свел на нет трагичность спектакля. Впрочем, ее и так в течение всей постановки разбавляла высокая Бледанс в красном платье. Обаятельная актриса просто не оставила шанса зваться действию драматичным: непрестанно разряжая обстановку харАктерными репликами, она вносила в спектакль изрядную долю юмора. И, что самое приятное, юмора не глупого, не "голливудского":
- Работать в этом проекте очень интересно, – поделилась актриса напоследок. - Все-таки это не развлекательный жанр.


Наверх