Ежедневные Новости
Владивостока
66,76 ↓ USD
76,14 ↓ EUR
98,83 ↓ 10 CNY
17 января
Четверг

Общество

"Это кино, с которым я не хочу иметь ничего общего"

Британский гуру комиксов Алан Мур был изначально против экранизации культовой серии новелл "Хранители"

Егор Лем
год - 2009
страна - США, Канада, Великобритания
режиссер - Зак Снайдер
сценарий - Дэвид Хэйтер, Алекс Тсе, Дэйв Гиббонс
продюсер - Уэсли Коллер, Херб Гейнс, Лоуренс Гордон
оператор - Ларри Фонг
композитор - Тайлер Бейтс
жанр - фантастика, боевик, триллер, фэнтези, драма
бюджет - $150 000 000
сборы в США - $62 513 849
сборы в мире - $89 146 516
сборы в России- $2 602 357

сюжет
Действие картины разворачивается в параллельной реальности, в Америке 1985 года. В этом мире супергерои стали частью повседневной жизни общества, а Часы Судного Дня, застыв в пяти минутах от полуночи, отсчитывают время до столкновения ведущих мировых держав. После убийства одного из своих прежних коллег Роршах - супергерой, никогда не снимающий маски, - полон решимости свершить суд Линча.
Он начинает расследование заговора, призванного уничтожить или дискредитировать всех супергероев прошлого и настоящего. Он собирает своих соратников - отставной легион борцов с преступностью, но лишь один из них обладает подлинной силой. Постепенно Роршах осознает пугающий масштаб заговора, связанного с общим прошлым героев и сулящего катастрофические последствия в будущем. Они хранят наш покой, но кто охранит нас от Хранителей?

"Орсон Уэллс от комиксов" культовый британский графический новеллист Алан Мур давно разочаровался в голливудской студийной системе. Еще бы, фильмы по мотивам его работ получались тоскливым и унылым зрелищем, резко отличавшимся в худшую сторону от первоисточников. Американские фильмоделы предпочитали подмечать в комиксах Мура лишь красивую внешнюю составляющую, напрочь забывая о начинке. В картине "Из ада" сценарий вообще отсутствовал как творческая единица, "Лига выдающихся джентельменов" оказалась на экране очаровательным кинобредом, а политический острый графический роман об анархисте в маске Гая Фокса в интерпретации братьев Вачовски превратился в жалкое подобие "Матрицы", утратив весь авторский посыл.

Комиксы из серии "Watchmen", нарисованные Аланом Муром и Дэйвом Гиббонсом и опубликованные издательством DC Comics 20 лет назад, привлекали внимание многих маститых режиссеров. Зубы о такой амбициозный проект сломали такие видные авторы, как, например, Терри Гиллиам, Даррен Аронофски и Пол Гринграсс. И это далеко не весь список. Терри Гиллиам вообще мечтал сделать полноценный сериал по мотивам комикса, где хронометраж бы составлял около 60 часов. Разумеется, в современной киноиндустрии деньги на такой сумасшедший проект никто бы не выделил. Кстати, в разговоре с бывшим Монти Пайтоном Мур признался, что вообще не хотел видеть свою историю на большом экране, мотивируя этот факт тем, что в комиксе отражено уже все что нужно и добавить к этому по большому счету нечего.

И вот из глубин мутных вод вынырнул молодой вундеркинд Зак Снайдер, снискавший любовь и уважение студий и киноманов своими картинами "Рассвет мертвецов" и "300". Фильм по миллеровскому комиксу вообще стал культовым, едва выйдя на экраны, вдобавок сорвав неплохой кассовый куш, развязав Снайдеру руки и дав последнему карт-бланш на любые свершения. Снайдер выбрал "Watchmen", что было несомненной дерзостью с его стороны. Однако когда-то многие не были уверены в успехе экранизации объемной и многослойной саги Толкиена мало кому известным режиссером Питером Джексоном. Тезис о том, что подобные вещи должны сниматься настоящими ценителями данных произведений или попросту гиками по-своему спорен. Но и по своему привлекателен. Перед Снайдером стояла достаточно непростая задача - необходимо было вместить в один полноценный фильм мультижанровую супергероическую историю. По словам режиссера, он вполне мог сделать и шестичасовой фильм, но пришлось остановиться на формате вполовину меньше задуманного. Да и этот вариант смущал студийных боссов. Для фанатов комикса - это может оказаться чересчур упрощенной версией, а для тех, кто комикс и в глаза то ни разу не видел - огромной мешаниной из событий, вселенной, разместившейся на сотнях страницах романа и втиснутой в ограниченные рамки.
История, изложенная в "Страже" (именно так принято переводить название комикса), поражает своей масштабностью. На дворе 1985 год, холодная война в самом разгаре, советская и американская сторона в любой момент готовы развязать ядерную войну, ту войну, где по определению не может быть победителя и проигравшего. Комикс в чистом виде пример альтернативной истории. Здесь Америка победила во Вьетнаме, а Ричард Никсон стал главой государства уже в пятый раз подряд. Мур и Гиббонс используют в своей работе наработки историка Арнольда Тойнби, политика Уинстона Черчилля, фантаста Филипа К. Дика, а также многих других авторов, снискавших славу на столь плодотворной ниве.
Бог устал любить это проклятый мир и вообще давно о нем забыл. Вместо него на Земле остались его ангелы, присматривающие за человечеством. Только слава этих ангелов давно уже померкла и они из героев превратились в изгоев и маргиналов. Никогда не снимающий маски, социопат Роршах в миру Уолтер Ковач с нравственной идеологией Трэвиса Бикла (интересный факт, долгое время в роли Роршаха фанаты видели лишь Роберта де Ниро), самозабвенно, по своим волчьим законам очищает улицы города от таких же психопатов, как и он сам. Некогда бравый супергерой, ярковыраженный альфа-самец Ночная сова (Дэниэл Драйберг) - законченный неудачник-алкоголик с упадническими взглядами на жизнь, страдающий к тому же еще и импотенцией (Мур со свойственными ему ерничеством и дотошностью исследует в оригинальном комиксе природу секса, некоторые из его героев не могли испытывать эрекцию без своих суперкостюмов. Острая колкость в адрес американских авторов комиксов). Пьяница и распутник Комедиант (Эдвард Блейк), тонущий в собственном гедонизме и опускающийся на самое дно, всей своей жизнью опровергающий установленные принципы морали и чести. Шелковый призрак (Люси Юспечик) - неврастеничка и неудовлетворенная женщина, развившая свою неудовлетворенность до крайней патологии и наглухо разочаровавшаяся в своем спутнике Докторе Манхэттене (Джон Остерман), все больше абстрагирующемся от земных мелочных проблем. Два хранителя вообще оказались в психушке без всяких надежд на спасение. И, наконец, Озиамандис (Эдвард Вайд), открывший миру свое истинное лицо и посвятивший свою жизнь попытке сделать этот мир чуточку лучше. Эдакий американский Михаил Горбачев от мира комиксов. Своеобразный комиксовый гражданин Кейн, обреченный на непонимание со стороны бывших товарищей и одиночество, пусть даже в богатстве и публичности.
 
Все это покинутые люди, оказавшиеся ненужными породившей их системе, максимально использовавшей их способности и таланты и после этого забросившей на свалку. Все меняется после неожиданной гибели одного из них - веселого и бесшабашного Комедианта, сыгравшего свою последнюю шутку. За Хранителями начинается яростная охота, и защитить себя смогут только они сами. Это последняя схватка и в живых останутся не все. "Стража" является многослойным произведением, о котором можно писать много и все будет по делу. Однако одной из главных тем нигилистического по духу комикса является тема гуманизма и человечности. Каждый их Хранителей имеет свои взгляды на сложившуюся ситуацию.
Условно их всех можно поделить на группы. Роршах и Комедиант не приемлют никаких человеческих жертв, даже самых малых и если благодаря этому спасут миллиарды. Цель не оправдывают средства. Даже если весь мир исчезнет в ядерной катастрофе. Этой заслуживающей уважения позиции придерживаются люди, никогда собственно ни во что не ставившие человеческую жизнь, легко отбирая ее у других. Как ни странно их извращенная идеология в чем-то оправданна. Солдатам надоело убивать и выполнять чужие приказы. Беда в том, что современному им миру абсолютна противопоказана данная позиция. Мир на грани и, чтобы спасти его, нужны самые серьезные и жесткие, порою очень бесчеловечные меры. Осуществить их готов Озиамандис, жестокий миротворец, рано научившийся видеть несовершенную человеческую природу и умеющий резать по живому. Представители этих двух противоположных по духу лагерей никогда не смогут договориться, и только лишь истребив противника, добьются желаемого результата. Каждый из них видел американскую мечту с самой неприглядной стороны и сделал свой вывод о том, как действовать дальше.
В следующую группу входят Ночная сова и Шелковый призрак. Это обычные обыватели, для которых важны лишь собственные потребности и тихая,и мирная жизнь. Вновь встретившиеся друг с другом, эти люди обретают то, казалось бы, невозможное счастье, о котором даже боялись говорить вслух. Судьба мира не особо их интересует, выстроить свою жизнь - вот их первостепенные приоритеты.
И последний по списку, но не по значению, Доктор Манхэттен. Живой бог, жертва случайной ошибки, мыслящий совсем иными категориями, нежели земляне. Однако и он, познав настоящую любовь, готов дать человечеству еще один шанс на спасение. Но не на Марсе, как когда-то Рэй Бредбери, а на Земле. И как глупо, что этот шанс безвозвратно испарится из-за откровенно непродуманной и хулиганской выходки Роршаха, латентного террориста, настроенного лишь на деструктивную и дестабилизирующую волну.
Смысл жизни человека скрывается в насилии и подавлении особей своего вида, и этот проклятый мир не заслуживает супергероев, по мере сил пытающихся это мир спасти. Хотя, по сути, эти супергерои решают свои проблемы, играя жизнями миллионов людей и удовлетворяя собственные амбиции. И это неудивительно, ведь они продукты того же общества, что и остальные и их мнимое спасение может обернуться вполне реальной гибелью всего живого. Бывшие ангелы стали обыкновенным удобрением, как и все их окружающее. Превратились в яркую и бессмысленную символику на футболках, подобно Че Геваре, боровшихся против устоявшейся системы, но ставших пародией на самих себя.
Зак Снайдер снял безусловно культовое кино, хотя найдется множество гиков и простых зрителей, предавших картину анафеме. "Хранители" - кино жесткое, бескомпромиссное, не чурающееся называть вещи своими именами, иногда используя карикатуру и эзопов язык. Кино с детально прорисованной вселенной и запоминающейся картинкой, отражающей описываемую эпоху, а также мощным гуманистическим посылом, правда до неузнаваемости изуродованным, но вполне подходящим к тому обществу, чьи идеалы он отображает. Всем срочно читать оригинальный комикс, благо времени до его выхода в России осталось не так уж и много.


Наверх