66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Общество

Что появится на Русском: "фабрика интеллекта" или авантюра?

Вскоре на острове вырастет чудо-городок – альма-матер федерального значения. Однако чем больше мы узнаем о ДВФУ, тем больше возникает вопросов: кто будет в нем учиться, кто будет учить, и нужны ли нам специалисты, которых будет выпускать Дальневосточный федеральный университет?

В годы экономического кризиса перед обществом остро стоит вопрос: стоит ли тратить немалые силы, деньги и время на создание федеральных университетов и господдержку нуждающейся в тотальной модернизации системы высшего образования? Минобразования РФ бьет тревогу и задается трудными вопросами. Не многовато ли в стране вузов? Куда трудоустраивать семь миллионов нынешних студентов, зачастую получающих некачественное, а следовательно, невостребованное на рынке труда образование по вроде бы нужным специальностям?
Проблема переизбытка дипломированных кадров существует уже сейчас. Что же станет с выпускниками будущего Дальневосточного федерального университета, который ежегодно будет выдавать на-гора столько же специалистов, сколько их сейчас готовят все вузы Приморья?
Аналитики говорят, что "прореживание" высшего образования произойдет само собой — из-за демографической ямы. Сравните: в 2009 году в России закончат школу почти миллион человек, а в 2013 году, когда ДВФУ начнет прием абитуриентов — всего 730 тысяч! Из них, разумеется, далеко не все пойдут в высшую школу, пусть даже с гордой приставкой "федеральная". Да и инновационная экономика не приобрела тех темпов, которые следовало бы набрать для тотальной востребованности вузовцев.
Меж тем Приморью в не меньшей степени, чем остальной стране, нужны хорошие специалисты. Отличному специалисту всегда работа найдется: малый и средний бизнес — это тот сегмент рынка, который особенно бурно развивается в условиях кризиса. За примерами ходить не нужно - сравните количество юристов у нас и в Европе или США. Там их в разы больше, и они востребованы! Поэтому главная задача высшего образования — не в количественных изменениях, а в качественных. То есть не сокращать (или в разы увеличивать, как произойдет в случае открытия ДВФУ) число студентов, а вводить современные технологии их обучения и образования. Борьба за качество образования должна быть в приоритете! А вот что на самом деле предлагает концепция будущего ДВФУ на Русском - мы сейчас попытаемся понять...

Окруженный тайной
ДВФУ, что соберет под свое большое крыло на острове Русском через шесть лет 50 тысяч студентов, позиционируется как будущий национальный центр образования и науки мирового уровня. Фабрика интеллекта, призванная решать геополитические задачи, способная сделать Владивосток одним из центров притяжения квалифицированных специалистов и капитала со всего Азиатско-Тихоокеанского региона. То есть то, чего у нас пока нет.
 
Справка "ЕН".

Федеральный университет планируется создать на базе Дальневосточного госуниверситета (ДВГУ) — крупнейшего вуза региона, который сегодня готовит специалистов по фундаментальным направлениям в области математических, естественных и гуманитарных наук — всего по 153 специальностям.
На строительство объектов саммита АТЭС - будущего кампуса ДВФУ - выделяется около 40 миллиардов рублей. До 2012 года планируется возвести учебные корпуса, конференц-центр, общежития и другие объекты — общей площадью 500 тысяч квадратных метров. У нового университета большие планы: стать одним из ведущих научно-образовательных центров всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Несмотря на грандиозность планов, идея создания ДВФУ поддерживается далеко не всеми. Многие эксперты выражают либо очень сдержанный оптимизм, либо высказывают неприятие проекта организации федерального университета. При этом все-таки оговариваясь: если ничего не делать, не принимать никаких мер, способных повлиять на экономическую и демографическую ситуацию, то в конце концов российский Дальний Восток придет к полному вымиранию.
Одна из причин подобных реакций – отсутствие полной информации о том, что будет представлять собой ДВФУ. То есть, конечно, известно, что в основу создания федерального университета легла концепция, предложенная Дальневосточным государственным университетом. Согласно которой в состав федерального университета наряду с госуниверситетом войдут такие вузы, как ВГМУ, ТГЭУ, ДВГАИ и УГПИ. Правда, представители перечисленных учебных заведений до сих пор не представляют - какое они будут иметь отношение к национальному вузу. И будут ли иметь...
Точно не ясно, каких специалистов, и в каком соотношении будет выпускать ДВФУ. Но опять же, основываясь на концепции ДВГУ, а также на специфике других вузов, которые войдут в состав федерального университета, наибольшее число студентов придется на гуманитарные специальности...
"Мы понимаем, каким образом строить Дальневосточный федеральный университет, но надо четко представлять, каким креативом его наполнить...", - сказал Сергей Дарькин, обсуждая идею создания ДВФУ с Жоресом Алферовым.
Хотя по большому счету сомнения вызывает не только креатив, но и концепция. Даже у куратора проекта по реформе образования, советника президента Аркадия Дворковича. Из-за того, что он не увидел в ней "экономики".
Между тем ректор Дальневосточного технического государственного университета Анвир Фаткулин утверждает, что их предложения по созданию инновационного вуза более полно отвечают задачам федерального университета:
- Сегодня крайне важно осмыслить инновационный путь экономического и социального развития территории, ее существующий и перспективный потенциал и объединить его под эгидой федерального университета, - заметил в одном из своих интервью ректор ДВГТУ. - Например, наша модель была основана на объединении инновационных площадок всех вузов, чтобы они функционировали на базе единой методической платформы. Но она не прошла.

Вуз для безработных?
Особо обеспокоены планами правительства по созданию федерального университета сотрудники службы занятости населения города Владивостока. Если принять во внимание, кого он будет выпускать, то именно специалисты этого профиля сейчас составляют основной контингент зарегистрированных безработных.
Переводчики лидируют!
Филологи, историки, философы, журналисты, специалисты PR, переводчики – предполагается, что к 2015 году в университете по этим специальностям будут обучаться порядка 15 000 студентов! То есть почти треть будущих студентов. Отсюда вопрос: кому и зачем понадобится столько словесников, пиарщиков и "толмачей"? Между прочим, по данным городского центра занятости, именно переводчики занимают почетное третье место в рейтинге невостребованности.
Достоверно известно – уже сегодня большая часть гуманитариев, выпускаемых ДВГУ, не работает по специальности. Кого-то не устраивает зарплата, кто-то банально не может найти работу. Надо обладать огромным необоснованным оптимизмом, рассчитываяна то, что за шесть лет ситуация на рынке труда Дальнего Востока кардинально изменится!
– У нас нет трудовой ниши для этих специальностей, – считает доктор экономических наук, директор института бизнеса менеджмента и экономики ВГУЭС профессор Александр Латкин. – Даже в масштабах такого огромного рынка, как Дальний Восток и вся Сибирь. Наука перестала быть бюджетной, и найдут ли себе место в регионе историки и философы, вот в чем вопрос! То есть, получается, государство будет выбрасывать деньги на ветер (места-то бюджетные!), снабжая академическим образованием потенциальных домохозяек!
- Строго говоря, для службы занятости выпускником считается человек, который закончил учебное заведение не более года назад, - говорит пресс-секретарь Центра занятости населения города Владивостока Олеся Склярова. - В январе-феврале этого года таких к нам обратилось 64 человека. Люди получили образование и не нашли работу.
Среди невостребованных специалистов - инженеры-конструкторы, техники, инженеры автомобильного хозяйства, океанологи, пищевики-технологи. Правда, считается, что этот список временно корректирует разразившийся кризис. Поскольку нет развития реального сектора экономики, не нужны пока и менеджеры в сфере экономики и управления. Практически нереально найти работу экономисту или бухгалтеру без опыта работы. А у вчерашних студентов он откуда возьмется?
 - Городу Владивостоку нужны штукатуры-маляры, слесари, сварщики, 80 процентов трудовых вакансий - рабочие специальности. Если концепция не изменится, то университет будет готовить новых безработных, – высказывает опасения Олеся Склярова.
Надо отметить, что вообще у выпускников всех вузов наступают непростые времена. Работодатели брать их даже на временную работу не хотят, так как лишних наставников для переучивания молодежи во время кризиса на предприятиях нет. Время ужиматься и сокращать расходы. Но образовательные учреждения, несмотря на реалии рынка труда, продолжают готовить юристов и экономистов.
– Впрочем, – считает директор ООО "Кадровое агентство "Успех" Диана Кровлина, – при более благоприятном раскладе, скажем, если в обозримом будущем нам удастся преодолеть кризис и его последствия, то отрасли, которые сейчас наиболее пострадали, а именно строительство, банковский и финансовый сектор, производство, восстанавливаясь, будут приглашать к себе молодых специалистов. Подготовку большинства которых оставляют за собой отраслевые и технические вузы...
А ведь учитывая уникальное географическое положение Владивостока, из края можно было бы сделать промышленный и технологический центр! В радиусе 1 000 километров за границей проживает 300 млн человек, то есть ни много ни мало – две России! При этом у нас есть набор товаров, которые не делает никто другой в регионе - вертолеты, подводные лодки, в перспективе строительство нефтяных платформ для шельфа - на их производство и надо будет ориентироваться!
Готовить специалистов для науки - это авантюра!
– По сути, федеральный университет станет полноценным Тихоокеанским научно-образовательным центром, в который помимо университетских институтов будут включены несколько НИИ из Российской академии наук, – считает председатель Президиума ДВО РАН Валентин Сергиенко. – Ученые будут не только заниматься исследовательской деятельностью, но и помогать в подготовке необходимых региону специалистов. В том числе специалистов, работающих в сфере высоких технологий и нанотехнологий.
– Однако, – считает Александр Латкин, – вряд ли эти специалисты смогут реализовать свои знания в России. У нас нет предприятий, где задействованы действительно высокие технологии. И, честно говоря, я очень сильно сомневаюсь, что в ближайшие десять лет такие производства у нас появятся! Необходима модернизация существующих предприятий, пока же государственная политика ориентирована на экспортные инструменты - порты и дороги, а не на нанотехнологии.
Готовить специалистов для науки, которая съеживается как шагреневая кожа – это авантюра, - убежден Александр Павлович. – Куда пойдут специалисты, нацеленные на исследования и открытия? В школу? Школе нужны ученые и умные педагоги, это бесспорно. Но уже сейчас, по сведениям из приемных комиссий вузов, среди будущих студентов не популярны такие специальности, как физика, химия, биология...

Учить некому…
– Бесспорно, успешность работы университета определяется в первую очередь уровнем квалификации преподавательских и профессорских кадров, а также уровнем подготовки студентов, - считает доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией спутниковой океанологии Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Леонид Митник.
- В последнее время качество и первого, и второго катастрофически падает, особенно это касается уровня подготовки абитуриентов. Не берусь судить о всех выпускниках, однако дети, поступающие в вуз по специальности "наука о земле", фантастически безграмотны!
Необходимо в принципе вкладывать средства в образование, причем начиная не с институтов, университетов, даже не со школ, а с детских садов. Надо стимулировать педагогов, преподавателей жильем, зарплатами, технологиями, возможностью реализовать себя…
Вспомните советские тридцатые - семидесятые годы! Тогда наука была в чести, она была нужна стране, и тогда она действительно развивалась семимильными шагами. Сейчас подобная образовательная динамика наблюдается у наших соседей – в Китае, Южной Корее, Японии. У нас же рушатся целые научные школы!
- Относительно же ДВФУ, как образовательного центра, "фабрики интеллекта" - слабо верится в его перспективы. Мало кто будет в состоянии преподавать в этом вузе. Отбирать не из кого, - считает председатель Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков. - Так что содержательная часть федерального университета вызывает много вопросов, и как она сложится в итоге, можно только догадываться.
- Известно, что самые талантливые из преподавательского состава уезжают или за границу, или в западные регионы или уходят из науки, - говорит Леонид Митник. - Профессорско-преподавательский состав приморских вузов стареет. Возраст докторов науки и профессоров 60-70 лет.
Для справки. Сейчас в ДВГУ работает 1 300 преподавателей. К 2020 году при увеличении студентов до 50 тысяч человек, количество профессорско-преподавательского состава должно возрасти до шести тысяч!

Иностранцы нам в помощь?
Предполагается, что в стенах ДВФУ будет одномоментно обучаться 50 тысяч студентов. Возникает закономерный вопрос – откуда наберется такое число молодых людей? Регион вряд ли сможет обеспечить наполняемость вуза.
– Мы вступаем в демографическую яму, вырыли которую в начале девяностых годов. Помимо того, что в эти годы просто катастрофически упала рождаемость, тогда же из брошенного государством на произвол судьбы Дальнего Востока потянулись миграционные потоки на Запад, – рассказывает к.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии Юрий Авдеев.
Только в те годы регион лишился полутора миллиона жителей. Учитывая, что число дальневосточников едва превышало восемь миллионов человек, потери весьма существенны. Сейчас ежегодно регион покидает около 15 тысяч человек. В итоге на Дальнем Востоке, который занимает 41 процент (!) российской территории, проживает менее пяти процентов населения всей страны. Из которых только 17 процентов - дети и подростки. То есть завтрашние и послезавтрашние студенты!
- Честно сказать, у меня вопрос о численности будущих студентов будущего федерального университета ответа так и не находит, - рассуждает депутат Думы Владивостока и почетный ректор ДВГТУ Геннадий Турмов. - Если, конечно, собрать всех нынешних студентов нынешних вузов Владивостока (имеются в виду дневные отделения), то только в этом случае мы наберем требуемое количество в 50 тысяч учащихся!
Для сравнения - сегодня в крае на дневном отделении учится 57 000 человек, 1 500 из которых - иностранцы. А скоро станет значительно меньше - в этом году в школах количество выпускных классов минимальное, часть выпускников явно отсеется в результате низких оценок ЕГЭ. То есть проблема набрать студентов встанет даже перед уже существующими вузами.
Кстати, в главном вузе страны, Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, сейчас обучается около 40 тысяч студентов. Всего-то!
Не стоит ожидать, что к нам хлынет молодежь из соседних регионов - в 2006 году в Красноярске уже открылся свой Сибирский федуниверситет, ориентированный, кстати, на обучение в том числе и дальневосточников. Кроме того, у нас не наработана база подготовки управленцев, способных работать в экономическом пространстве стран АТР, несмотря на то что они являются для нас наиболее перспективным рынком!
Юрий Авдеев уверен - спасение региона в массовом привлечении в вузы иностранцев. В том числе и в качестве студентов ДВФУ.
Но учитывая соседство крупнейших вузов АТР, привлекательность ДВФУ для массового иностранного студента пока представляется сомнительной. Что мы мы можем дать им такого, чего они не получат, допустим, в Сеульском, Пекинском или Шанхайском университетах? Разве что знание русского языка...
И что говорить об иностранцах, если наши, российские студенты, предпочитают в последнее время получать образование в китайских вузах...

Зачем на Русском огород городить?
Ключевым моментом в создании инфраструктры ДВФУ станет строительство на острове полноценного университетского кампуса, включающего в себя новые учебные корпуса, здание центра международного образования, общежитий для студентов, жилых домов для преподавателей, здания технопарка, спортивно-оздоровительного комплекса, молодежного центра с дискотекой и сауны.
Почему же ДВФУ планируют строить именно на Русском? Причина одна - а куда девать после 2012 года объекты саммита?
Однако разработчики стратегии подводят под островной кампус чисто идейную базу. Мол, классическая организация университетских кампусов в Приморье обладает рядом существенных недостатков. Главный вот - их размещение в исторической части города значительно ограничивает возможности по развитию, а любая модернизация имеющегося фонда сопряжена с оргтрудностями и материальными затратами. Но для Дальневосточного федерального университета существует удачное решение: в связи с проведением форума АТЭС, кампус Дальневосточного федерального университета может быть создан на основе его инфраструктуры. Хотя…
В своем интервью "НГ" Александр Латкин как-то заметил:
- Я бы не послал своего ребенка учиться в этот университет, чтобы он ездил по сомнительному мосту через залив Босфор Восточный на остров, на котором царит экстремальный климат, и стоял в многочасовых пробках назад. Да и сам не поехал бы туда преподавать.
Определение "экстремальный" Александр Павлович использовал вовсе не для красного словца - на острове Русский зимой властвуют сильные северные ветра. Вдобавок в районе очень высока вероятность цунами.
Поэтому вопрос первый. Каким запасом прочности должен обладать злосчастный мост с острова Русский во Владивосток, чтобы не рухнуть в результате природных стихий?
Вопрос второй. Кто из здравомыслящих людей отправит своих чад учиться в такие условия? Ведь учебный год, в отличие от саммита АТЭС, длится не одну неделю!
Кстати, на своей последней пресс-конференции Николай Ашлапов озвучил планы по сокращению объектов кампуса. Как показывает практика, вслед за сокращением бюджета, инициаторы проекта и вовсе могут задуматься о целесообразности его воплощения в жизнь...
 
Тем более что в нынешних непростых экономических условиях сама идея масштабного строительства выглядит несколько странной. Все чаще звучит шокирующий, но вполне закономерный в свете последних событий вопрос "А будет ли тот саммит?" То есть может рухнуть изначальная причина создания островного супергородка!
- Может, в результате кризиса и сама необходимость проведения форума глав государств-членов АТЭС отпадет, - считает Геннадий Турмов. - Тогда не лучше ли отложить идею строительства университета на голом месте до более денежных времен?
Нет, мы ни в коем случае не против создания Федерального университета. Хотя бы потому, что наличие ДВФУ - это стимул дальневосточникам остаться в регионе, хотя бы для того, чтобы бесплатно выучить детей.
Но ведь можно сделать это, вкладывая финансы в то, что у нас уже есть! Тем более, что очень мало средств идет на развитие вузов, на исследовательскую работу студентов, на молодежную политику - на проведение спартакиад, олимпиад, КВН, на ремонт учебных корпусов и общежитий, в конце концов.
В противном случае, как заметил в своем интервью деловому еженедельнику "Золотой Рог" генеральный директор ЗАО "Морская инженерная компания" Юрий Рыбалкин:
- Строительство ДВФУ - это авантюра. В лучшем случае. В худшем - это афера, в которой участвует группа заинтересованных лиц, преследующих свои частные, меркантильные интересы. Ибо, как известно, в мутной воде хорошо рыбка ловится. А государственными интересами здесь и не пахнет.

P.S. А может быть, стоит превратить территорию саммита после его окончания в огромную развлекательную зону - с музеем президентов, постоянными выставками достижений народного хозяйства стран АТЭС, площадками национальных игрищ и забав стран саммита, просто казино, наконец?! Предложение губернатора Сергея Дарькина о создании на Русском игорной зоны выглядит куда более логичным и экономически продуманным. Уверен - люди туда потянутся как к знаниям, причем без особых госзатрат на перестройку инфраструктуры - только свисни!


Наверх