59,40 ↑ 100 JPY
92,88 ↑ 10 CNY
64,34 ↑ USD
54,21 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
EN
19 июня
Среда

Общество

Торговля от мэра: недоступный социальный

На пять тысяч владивостокских гектаров откроют один социальный магазин

Придворные социологи бьют тревогу - свободолюбивый Интернет впервые победил карманное телевидение. Пока не по масштабам аудитории, пока - по степени доверия граждан. Век передовых технологий: россияне больше верят компьютерному монитору, чем голубому экрану. Но даже интернет, как не тужится, не дает форы реальной жизни. Сколько не интерпретируй ее, жизнь, с помощью телекоммуникационных устройств, действительность оказывается другой. Не виртуальной, знаете ли, а настоящей.

Вот, например, показали на днях по местным телеканалам, как наш мэр Игорь Сергеевич Пушкарев посетил магазин социальной торговли. Тот самый, где цены на продукты на несколько процентов ниже, чем на рынках. Все "за счет договоренности с местными производителями, которые установят отпускную цену несколько ниже, а также за счет снижения торговых наценок оптовыми поставщиками и торговыми сетями".

Вот свита чиновников, кучкующихся вокруг прилавков с дешевым товаром. Сверкающий под софитами телекамер градоначальник. Довольные покупатели, радующиеся от вида ценников, и есть от чего! Не везде сегодня продают овощи, рыбу и колбасу по ценам, которые были две недели назад. В этом, кстати, немалая заслуга управления торговли администрации города, которое уже несколько лет уговаривает магазины продавать продукты подешевле. Словом, репортажи по ТВ вышли очень трогательные! Не хуже официального релиза администрации Владивостока.

А вот, что по телевизору не показали. Зал заседаний на девятом этаже "серого дома". Длинный стол с компьютерными мониторами. Во главе - мэр Пушкарев, перед ним - сотрудники управления торговли, битый час выслушивающие упреки и угрозы увольнения за якобы имевший место саботаж.

Кстати, именно борьбой с внутренними врагами началась публичная деятельность нынешней команды мэра. Помните истеричные заявления о плохих подчиненных, которые мешают работать продвинутому спасскому менеджменту? Видимо, вопрос о чиновничьей пятой колонне с повестки дня так и не исчез. По прежнему отнимает время и силы. Но речь не об этом.

Будет ли иметь успех программа социальной торговли, инициированная Игорем Пушкаревым, даже после таких профилактических бесед с ее исполнителями? Или дело ограничится лубочными телерепортажами?

Помнится, еще в июле Игорь Сергеевич открывал социальный супермаркет на Деревенской. Зайдете туда сегодня и увидите, что цены там уже не социальные. Да и в списке из 11 объектов торговли, которые согласились в войти в программу "Город для людей" этого адреса уже не значится.

Не хочу упрекать тех, кто придумал социальную торговлю, разработал программу "Город для...", придумал ей красивый логотип. Дело, безусловно, важное. Но в нынешней экономической ситуации программа эта - сценарий рекламного ролика про заботливого мэра, а не способ поддержки малоимущих.

Объясню почему. Возьмем цепочку "производитель-торговля-покупатель". Вот что происходит там на самом деле.

Производителям предлагают установить отпускную цену ниже, чем обычно. Мудрое решение. Ведь кто-то должен адресно помогать гражданам, если у государства денег уже не хватает даже на обнищавших олигархов! Только подобная благотворительность хороша была полгода назад, когда директора производств с трудом поспевали за модой на новые иномарки и шикарные курорты. Теперь ситуация изменилась. У директоров предприятий, если в мэрии об этом еще не знают, сегодня голова болит не о статусе. Сегодня многие задумываются о том, где достать оборотные средства и как вовремя заплатить налоги и зарплату. Продавать товар, пусть даже социальный, себе в убыток - то же самое, что вбивать гвозди в крышку собственного гроба. У меня сильно опасение, что перед лицом очередной волны кризиса заявленного альтруизма приморских предприятий хватит лишь на пару телевизионных сюжетов. Ну или на три Интернет-релиза мэрии.

Теперь насчет "снижение торговых наценок оптовыми поставщиками и торговыми сетями". Поставьте себя на место продавца. Ну с какой радости он будет серьезно снижать наценку, если и без этого его доходы падают из-за кризиса? Хотя не удивлюсь, что скоро избранные торговые точки ожидает наплыв потребителей, ибо параллельно мэрия заявляет о ликвидации 948 киосков и павильонов, установленных без разрешений.

Наконец, покупатель, ради которого все собственно замышлялось. Кому-то повезет. Тем, у кого социальный магазин - в шаговой доступности. А тем, кто живет далеко? Площадь Владивостока - чуть больше 56 тысяч гектаров. Делим на 11 торговых точек и обнаруживаем, что один "оазис низких цен" приходится на 5,1 тысяч гектаторов.

Чтобы добраться до социального магазина пенсионеру надо ехать на автобусе, некоторым - с пересадкой. Многим это будет неудобно, большинству - невыгодно, учитывая что по инициативе мэра пару месяцев назад электоральная паства была лишена натуральных льгот на проезд в автобусе.

Чем придумывать искусственные программы со звучными названиями чиновникам пора начать думать экономическими категориями. Хотя бы в масштабах города. Не надо удивляться, почему во всем мире цены на продукты падают, а у нас растут. Сделать продукты дешевле могла бы конкурентная среда. С которой во Владивостоке борятся самыми разными способами - снося киоски, насылая проверяющих, по осени - гоняя "несанкционированных" бабушек с огурцами...

Может стоит остановиться? Хотя бы под предлогом кризиса? На самом деле!

Поделиться:

Наверх