66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
21 января
Понедельник

Общество

Американский раввин в Приморье жить не может

Свою сторону о нашумевшей истории ортодоксального заокеанского иудея интернет-газете "Ежедневные Новости Владивостока" поведал адвокат-гой из Израиля

Иван Мягков

Приморский краевой суд 25 февраля 2009 года отказался удовлетворить жалобу раввина Изроэла Силберштейна на постановление Первореченского районного суда Владивостока о привлечении его к ответственности по ч.2 ст.18.8 КоАП РФ, оставив в силе вердикт первой инстанции. Изроэл, между тем, уже покинул краевой центр в связи с истечением срока визы. Управление Федеральной Миграционной Службы (УФМС) по Приморскому краю, инициировавшее административное производство в отношении раввина, может, таким образом, считать, что установленный порядок восстановлен.

Между тем, защитник Силберштейна Анатолий ПАШКО в своем эксклюзивном интервью заявил, что, по его мнению, такой порядок противоречит закону, и существуют все основания продолжить рассмотрение дела в надзорном порядке у председателя краевого суда или, если потребуется, в Верховном Суде России.

- Анатолий Анатольевич, вкратце разъясните обстоятельства дела. С чего все началось и что происходит в настоящий момент?

- Формальная сторона дела достаточно ясна. При подаче заявления на выдачу визы, иностранный гражданин указывает цель своего пребывания на территории РФ и, в зависимости от этого, приобретает визу того или иного вида. Изроэл Силберштейн, следуя установленному порядку, обозначил целью пребывания в России "культурные связи". Правоохранительные же органы, с которыми согласились суды первой и второй инстанции, полагают, что ему следовало заявлять целью пребывания "Религиозные дела", поскольку именно религиозной деятельностью он, дескать, и занимался.

Думается, однако, что заявитель сам волен выбирать цель своего приезда, и не следует диктовать ему, что указывать в заявлении, имея в виду лишь то обстоятельство, что Изроэл имеет религиозное образование и академическую степень раввина. Юридической же проверке необходимо подвергать лишь факты, конкретную деятельность человека.

- Известно, что в декабре 2008 года Управлением Министерства юстиции РФ по Приморскому краю проводилась проверка деятельности "Еврейского религиозно-культурного центра Владивостока"...

- Собственно, я не представляю интересы данной организации, и мой доверитель никакого прямого отношения к ней не имеет. Он не является ее членом. Его контакты с ней носили исключительно деловой характер, связанный с вопросами реконструкции здания синагоги. Кроме того, как лицо, исповедующее иудаизм, он посещал церемонии, в которых принимали участие верующие. Но этим вся его связь с данной организацией и ограничена.

- Почему же тогда именно в ходе этой проверки встал вопрос о раввине? По некоторой информации, причиной "сигнала" на него стали некоторые внутренние проблемы в самой организации.

- Насколько мне известно, проверка была плановой. Конечно, вызывает определенное недоумение, почему в течение длительного времени миграционная служба не проявляла интереса к моему доверителю, а заявила свои претензии к именно после смены председателя организации. С другой стороны, однозначных доказательств того, что мой доверитель кому-то мешал, у меня нет.

- Не считаете ли Вы, что, в данном случае, действия государственных структур несколько надуманны?

- Я не сторонник переносить исключительно правовую проблему, коей является настоящее дело, из сферы юридической в сферу общественно-политическую. Мы вели себя достаточно корректно и потому не комментировали ни действия миграционной службы, ни постановление суда первой инстанции. А вот Управление ФМС устами своего представителя Константина Полторанина, упрекнуло моего доверителя в так называемом "проповедовании".

- Вы, видимо, категорически несогласны с подобной интерпретацией событий?

- Безусловно! Здесь имеет место серьезная правовая проблема, связанная с толкованием положений законодательства о свободе вероисповедания. Сторона защиты остается на той точке зрения, что любой гражданин России, а также любой иностранный гражданин, независимо от своей национальной или религиозной принадлежности, имеет гарантированное Конституцией право, независимо от цели своего пребывания в нашей стране и вида своей визы, посещать культовые учреждения и собрания своих единоверцев для индивидуальных или совместных церемоний. В вину иностранному гражданину может быть поставлена только так называемая "религиозная деятельность", то есть миссионерство - создание религиозных организаций, активное вовлечение в нее новых членов, публичные проповеди, обращенные к неограниченному числу лиц, организация церемоний.

Однако, подобных действий, по моему мнению, Силберштейн как раз не совершал и никаких проповедей не устраивал. Данный термин вообще не может быть употреблен по отношению к иудаизму! У иудеев нет проповедников, нет священников в том смысле этого слова, которое можно применить по отношению к христианству, иудаизм вообще не миссионерская религия и новых членов к себе не зазывает.

- Некоторые СМИ уже успели отнести "дело" владивостокского раввина в разряд "шпионских разоблачений". Что вы можете сказать по этому поводу?

- Что касается заявления некоего неназванного "источника в силовых структурах Приморья", на который ссылаются отдельные СМИ, связавшего дело Силберштейна с деятельностью иностранных, в том числе американских, спецслужб, то оно вызывало бы гомерический хохот, если б не та дремучесть знаменитых советских вахтеров, с которой мы, российские граждане, и граждане иностранных государств, постоянно сталкиваемся в этих самых структурах.

- Каковы Ваши прогнозы на исход дела?

- Пока возможности для обжалования не исчерпаны, прогнозы всегда положительные. От ошибки не застрахован никто, поэтому и существует многоступенчатая система судебного и общественного контроля. Нами, в установленном законом порядке, подана надзорная жалоба председателю Приморского краевого суда.

Кроме того, мы попросили дать свое заключение по делу и Уполномоченного по правам человека в Приморском крае.


Наверх