66,25 ↓ USD
74,91 ↓ EUR
97,89 ↓ 10 CNY
19 февраля
Вторник

Общество

Том Круз удачно примерил на себя роль арийца

"Валькирия": фильм о тех, кто сложил голову за правое дело родины

Егор Лем
год - 2008
страна - Германия, США
слоган - "Цель - Гитлер"
режиссер - Брайан Сингер
сценарий - Кристофер МакКуорри, Натан Александр
продюсер - Гилберт Адлер, Натан Александр, Крис Брок
оператор - Ньютон Томас Сигел
композитор - Джон Оттмен
жанр - триллер, драма, военный, история
бюджет - $75 000 000
сборы в США - $82 378 346
сборы в мире - $154 036 554
сборы в России -$3 327 996


сюжет


История героя сопротивления полковника Клауса фон Штауффенберга, возглавившего заговор против Гитлера. В 1944 году он попытался взорвать диктатора, пронеся в портфеле бомбу, но все, что ему удалось - только ранить фюрера.

У Стивена Спилберга есть "Список Шиндлера", у Лукино Висконти - "Гибель богов", а у Романа Полански - "Пианист". Для всех вышеупомянутых режиссеров это не только одни из лучших фильмов в карьере, но и глубоко личные, во многом выстраданные проекты. То, о чем нельзя рассказать с фальшью и ложным надрывом. Тема во многом запретная и от того сложная в раскрытии. За последнее время вышло много опровергающих друг друга книг, исследований и, разумеется, кинокартин о фашизме. Сейчас, по прошествии определенного времени после тех, почти уже забытых событий можно говорить, писать и снимать что угодно. Все зависит от пристрастий и таланта автора, а также того немаловажного факта, чего он хотел этим все достичь и по заказу кого работал. Факторов масса.
Режиссер Брайан Сингер снял личное кино, пусть и профинансированное крупными голливудскими студиями. Впрочем, Сингер не взялся за слишком уж глобальную тему, в "Валькирии" нет серьезных выводов и обвинений в чей-нибудь адрес. Тем не менее "Операцию Валькирия" с уверенностью можно назвать личным проектом режиссера. Началось все еще десять лет назад, когда молодой режиссер, недавно удививший кинообщественность своими "Обычными подозреваемыми" снял сыроватый и немного спорный фильм - "Способный ученик" по рассказу Стивена Кинга. Стало понятно, что тема нацизма сильно волнует режиссера, и он еще не все здесь сказал.
Для того, чтобы сделать "Валькирию" режиссеру пришлось побатрачить на голливудские студии, поочередно экранизировав "Людей Икс" и "Возвращение Супермена". Но даже в таких проектах Сингер умудрился сохранить авторский взгляд, сделав свои фильмы совершенно непохожими на собратьев по жанру. И вот час истины для режиссера настал. Честно говоря, кастинг картины не внушал доверия. Как же так, в картине про немцев нет практически ни одного немца, а в главной роли - миляга Том Круз с ослепительной белозубой улыбкой. Спору нет, Круз - хороший актер, но склонный иногда лениться и не выкладываться даже наполовину. В последнее время немногим режиссерам удалось его раскачать.
Сингеру это удалось, и теперь кажется, что лучше кандидатуры на роль мужественного и отважного Клауса фон Штауффенберга и не найти. Режиссер сосредоточился на частном моменте, не вынося вердиктов и приговоров, одном из многочисленных покушений на Адольфа Гитлера, когда фашистская империя была близка к агонии. Гитлер вел страну к пропасти, и нашлись те люди, которые хотели перехватить управление и спасти Германию от неминуемой гибели.
Сингер показывает Штауффенберга одиноким героем, чья храбрость и жертвенность не может ничего изменить. Он подобен агнцу, обреченному на заклание. Он - жертва войны и режима, необходимая для того, чтобы ее после смерти канонизировали и сделали национальным героем. Но он далеко не герой, он солдат и патриот своей родины, предавшей и обманувшей его. Он появился из ниоткуда слишком не вовремя, не в то время, когда окружающее общество еще не поняло всей серьезности проблемы и не было готово к глобальным переменам. И не разочаровалось в своем ненаглядном фюрере. С другой стороны, такие люди никогда не появлялись на исторической арене вовремя. Принося себя в жертву, они остаются лишь примером для подрастающего поколения, с помощью них можно вербовать новые силы.
Сингер показал, как рождаются такие легенды, и каковы мотивы их поступков. Для подобных людей еще актуальны такие понятия как честь и служение отчизне, а не отдельным личностям. Четко прослеживается параллель между фон Штауффенбергом и безымянным разведчиком из пикулевского романа "Честь имею". Людей, сложивших голову за правое дело родины. Штауффенберг всю жизнь исполнявший приказы, не позволял себе их обсуждать, и был верен присяге. По сути, пойдя на нарушение присяги, он оказался изменником и предателем отчизны.
Но время поставило все на свои места. После фильма Сингера непременно надо ознакомиться с литературой, посвященной данному вопросу. Расхождения будут, но в главном все сойдется. Штауффенберг был интересным историческим персонажем и достойным того, чтобы о нем сняли фильм. А Сингер стал достойным рассказчиком. Ему удалось, пожалуй, самое трудное - показать, что среди немцев были порядочные люди, искренне желавшие освободить страну от тирана. Подобных фильмов снимается крайне мало, но взгляды постепенно меняются. Сэму Пекинпе досталось гораздо сильнее за его "Железный крест", но это уже совсем иная история, не относящаяся к данному повествованию.


Наверх