66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
21 января
Понедельник

Экономика

Мы вернулись в своих потребительских предпочтениях на 10 лет назад

Траты на еду снова стали основной и практически единственной статьей расходов россиян

Как сообщают burocrats.ru, в январе этого года, по данным РОМИР, продукты питания и товары первой необходимости "съели" 76% доходов, и этот показатель вернулся на уровень кризисных 1998—1999 годов. Пере­распределение потребительской корзины в сторону продовольственных товаров подтверждает и статистика Минпромторга. В этих суровых реалиях выиграют дискаунтеры и гипермаркеты, а также российские производители товаров повседневного спроса, прогнозируют аналитики "Ренессанс Капитала".

По данным РОМИР, если в январе 2008 года траты россиян на продовольственные и непродовольственные товары соотносились как 61% к 39%, то в январе 2009 года это соотношение составило уже 76% к 24%. Это выше аналогичных показателей Таиланда, Индии, Украины и Белоруссии, отмечают аналитики "Ренессанс Капитала" в опубликованном вчера обзоре "Покупка товаров повседневного спроса". При этом в развитых странах расходы на продовольственные товары редко превышают 20%.

Кризис на руку продуктовой рознице, делают вывод аналитики: по итогам 2009 года оборот продуктовых ритейлеров вырастет на 15,7% в номинальном выражении и на 2% в реальном. Между тем авторы обзора признают, что покупатели стремятся оптимизировать расходы на еду, отказываясь от продуктов дорогих торговых марок.

Руководитель отдела связей с общественностью "Дикси" Ярослав Греков подтверждает, что покупательская активность растет: "Выручка сети в январе 2009 года по отношению к январю прошлого года выросла на 25%". Г-н Греков отмечает также изменение спроса в сторону более дешевых продуктов: "Люди предпочитают более дешевые продукты с более длительным сроком хранения — в частности, это очень заметно в категории кондитерских изделий".

На фоне кризиса хорошие перспективы получают и российские производители товаров повседневного спроса, добавляют аналитики "Ренессанс Капитала", в частности "Вимм-Билль-Данн" и "Фармстандарт". "Мы ожидаем рост спроса на нашу продукцию в связи с тем, что потребитель будет отказываться от дорогостоящей, по большей части импортной продукции в пользу отечественных лекарст­венных средств среднего ценового сегмента", — говорит представитель "Фармстандарта" Антон Голубок.

Риском для производителей авторы обзора называют наличие у торговых сетей более дешевых продуктов под собственными марками. Впрочем, директор по корпоративным коммуникациям "Юнимилка" Павел Исаев считает, что конкуренция со стороны private label в сегменте молочной продукции маловероятна: "Молоко — скоропортящийся и логистически сложный продукт, инвестиционно емкий, и есть более маржинальные сегменты, чем молочная продукция".

Кроме того, риском для компаний является снижение рентабельности из-за удорожания себестоимости производства, в том числе и по причине роста курса доллара, говорится в обзоре. Ярослав Греков подтверждает, что цены на импортные товары и товары с импортными составляющими, как упаковка и сырье, в магазинах "Дикси" выросли в среднем на 15%.

Статистика Минпромторга за январь 2009 года также свидетельствует о перераспределении потребительской корзины в сторону продовольственных товаров: в структуре оборота розничной торговли в январе 2009 года удельный вес продовольственных товаров составил 48,3%, непродовольственных — 51,7%, а год назад это соотношение выглядело как 46,8% и 53,2% соответственно.


Наверх