58,87 ↑ 100 JPY
90,18 ↑ 10 CNY
63,80 ↑ USD
54,48 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+1° ветер 7 м/c
EN
24 октября
Четверг

Экономика

Как избежать "гражданской войны" между таможенниками и челноками?

Для локализации конфликта нужен нормальный диалог таможни с участниками внешнеэкономической деятельности

Ужесточение требований к провозу через границу товаров, которое неожиданно стало практиковаться Дальневосточной таможней, вызвало протесты приморцев, связанных с "помогаечным" бизнесом. В ходе пресс-конференции 24 февраля начальник Дальневосточной таможни Игорь Власенко озвучил: перемещение товара физическими лицами не для собственных нужд, а для коммерческой деятельности есть ни что иное, как нарушение административного законодательства.

Требования к переходу границ ужесточились с начала года - сейчас провезти "для личных целей" объемистые сумки с ширпотребом не представляется возможным. Тюки попросту заворачиваются на склады временного хранения.

В ответ "помогайки" предпринимают различные способы противодействия. От самых безобидных: жалобы на имя начальника таможни до прямых угроз. Например, руководителю поста Уссурийской таможни облили дверь горючим веществом и оставили записку: "Дайте людям спокойно жить", сообщает РИА PrimaMedia.

Раздосадованные граждане звонят и в редакцию агентства (понять людей можно: многих лишают возможности заработать денег). Но что им можно ответить? Ведь господин Власенко обещал: введенные таможней меры не временные, а постоянные, послаблений на границе не ждите. Страдают не только "челноки", но и экономика края в целом. Снижение объемов импорта с начала года составило уже почти 60%, что означает миллионы рублей недополученных пошлин и налогов, которые платят участники внешнеэкономической деятельности.

Нашему корреспонденту удалось встретиться с депутатом Думы Владивостока Олегом Храмовым, который имеет ряд предложений по выходу из конфликта. Положение обязывает - ведь помимо работы в представительном органе власти столицы края, Храмов является председателем Ассоциации молодых предпринимателей России, координатором "Деловой России" по ДВФО, членом Российско-китайского делового совета.

- Олег Александрович, кто прав и кто виноват в данной ситуации?

- Конечно, права таможня. Есть закон, который необходимо соблюдать. И когда под видом личных вещей товары из Китая завозятся в коммерческих целях - это является правонарушением.

Но в этой ситуации существует множество ньюансов. Давайте посмотрим на обратную сторону медали. Подчас таможенные органы воспринимают участников ВЭД чуть ли не как врагов народа. И подчас, при таком восприятии, наряду с нарушителями страдают добропорядочные участники внешнеэкономической деятельности. В итоге мы имеем социальную напряженность, существенное снижение объемов импорта, уменьшение объемов таможенных сборов. Участники ВЭД готовы платить налоги и развиваться на легальных основаниях, но не верят, что таможня пойдет им навстречу. Налицо недопонимание, которое сложилось между сторонами. Таможня не доверяет бизнесу, бизнес не верит таможне. Замкнутый круг получается. И его необходимо разомкнуть. Не стоит забывать: согласно Таможенному кодексу России, функции этого органа не ограничиваются только запретами и сбором пошлин. К ним относятся еще и регулирование внешнеэкономической деятельности, а это как минимум – и проведение разъяснительной работы.

Другими словами, это содействие бизнесу в осуществлении внешнеэкономических операций. Такая задача напрямую связана с интересами государства, которое поставило цель создать на Дальнем Востоке крупный транспортный кластер, связующее звено между Россией и странами АТР.

Последние несколько лет мы последовательно шли к этой цели. Сегодня же имеем 60-процентное падение объемов ВЭД. Что будет дальше не трудно спрогнозировать. Если так будет продолжаться дальше, регион перестанет развиваться, грузопоток из стран АТР пойдет другим путем, будет регресс территории.

- Таможенники утверждают, что действуют в русле государственной политики…

- Да, так и есть. Президент и правительство поставили перед экономическими субъектами задачу: перейти от завоза импортной к производству собственной продукции. И, вроде бы, логично - прекратим нелегальный завоз, будет более конкурентоспособной отечественная продукция.

Но давайте будем реалистами: если мы перестанем импортировать товары завтра, то послезавтра собственного производства, своей продукции у нас не появится. Импортозамещение должно проходить постепенно. Иначе приморцы будет сидеть без доступных по цене продуктов, одежды, хозтоваров...

- Какой вы видите выход?

- Те же товары можно импортировать легальным путем, не нарушая закон. Те же самые "помогайки" могут создавать предприятия, становится индивидальными предпринимателями и заниматься торговлей. Получить на продукцию сертификаты, декларировать ее на таможне и официально ввозить в страну.

Словом, участвовать в развитии того самого малого бизнеса, который, как мы ожидаем, должен стать точкой роста российской экономики.

- И что этому мешает?

- Иногда люди просто не понимают, что нарушают закон. А ведь заниматься легальным бизнесом не так сложно, необходимо лишь обладать определенным набором знаний.

И таможня, на мой взгляд, могла бы им помочь в этом. Основная проблема заключается в отсутствии нормального диалога между участниками внешнеэкономической деятельности и таможней. Его нужно и можно выстроить. В этом случае кто-то должен сделать решительный первый шаг.

В принципе, таможня идет на диалог, но не всегда так оперативно, как хотелось бы. А те же "помогайки" не знают сейчас, каким образом вести свой бизнес легально. Значит, надо им в этом помочь.

- Как это можно сделать? Ведь в функции таможни не входит помощь участникам внешнеэкономической деятельности.

- Почему же нет? Таможня вполне может помогать участникам ВЭД, проводя разъяснительную работу. Мы, "Ассоциация молодых предпринимателей", готовы помогать таможне во взаимодействии с бизнесменами.

Мероприятия - это "круглые столы" с участием руководителей таможни и предпринимателей, совместные совещания. Мы должны способствовать легализации экспортно-импортных операций. В конце-концов, придем к тому, что торговля между странами станет законной, будет пополняться бюджет, развиваться малый и средний бизнес. При этом и таможне надо быть гибче, и участникам ВЭД следует идти по законному пути.

-0-


Наверх