Ежедневные Новости
Владивостока
66,76 ↓ USD
76,14 ↓ EUR
98,83 ↓ 10 CNY
17 января
Четверг

Общество

"Либо я слишком много пью, либо ты постоянно молодеешь!"

"Загадочная история Бенджамина Баттона": качественно новая вершина в творчестве Дэвида Финчера

Егор Лем
год - 2008
страна - США
слоган - "I was born under unusual circumstances"
режиссер - Дэвид Финчер
сценарий - Эрик Рот, Робин Суикорд, Ф. Скотт Фитцджеральд
продюсер - Чен Чаффин, Джим Дэвидсон, Кэтлин Кеннеди
оператор - Клаудио Миранда
композитор - Александр Деспла
жанр - фэнтези, мелодрама, драма, детектив
бюджет - $150 000 000
сборы в США - $122 249 000
сборы в мире - $197 049 000
сборы в России -$1 623 067

сюжет
Фильм о мужчине, который родился в возрасте 80-ти лет, а затем… начал молодеть. Этот человек, как и каждый из нас, не мог остановить время. Его путь в ХХI век, берущий свое начало в Новом Орлеане в 1918-м году в самом конце Первой Мировой войны, будет столь необычен, что вряд ли мог иметь место в жизни кого-либо другого. Фильм повествует о судьбе уникального человека, о людях и событиях, что ждут его впереди, о любви, которую он обретет и потеряет, о радостях жизни и грусти потерь и о том, что остается с нами вне времени.
Написать что-то о новой картине Дэвида Финчера "Загадочная история Бенджамина Баттона" лучше всего на трезвую голову, когда первоначальные эмоции схлынут. Необходимо выждать определенный промежуток времени и объясню почему. На первых порах, когда только начались финальные титры, можно запросто попасть в один из враждующих между собой лагерей. Первый представляет собой людей, искренне полюбивших фильм и считающих Финчера истинным гением от режиссуры. Во второй, наоборот входят те, кому фильм вообще не понравился, посчитавших его невыносимо скучным и более того досконально просчитанным на эмоции.
На мой взгляд, это тот случай, когда правы по-своему и те и другие. Существует некая вещь в себе, т.е. представленная картина и мнения по ее поводу. Более того, понравится вам фильм или нет, напрямую зависит от вашего настроения в данный момент и представлений о жизни, чувствах, любви. Если угодно, даже жизни и смерти. Ибо Финчер снял кино, достойное, как минимум уважения, а как максимум – восхищения. И к чему окажетесь ближе вы, зависит от вас самих же.
Картина, безусловно, является для режиссера личным проектом, чем-то вроде сокровенного, чем не принято делиться на людях, по причине непонимания последними. Поэтому и рассказ может быть скучным, а для многих и неинтересным. Но те, кто разделяет данную точку зрения и способен ей сопереживать, несомненно, встанут на сторону рассказчика.
В качестве литературной основы Дэвид Финчер выбрал коротенькую новеллу классика американской литературы Фрэнсиса Скотта Фитцжеральда, написанную в далеком 1922-м году, чье творчество сейчас пользуется определенным спросом на просторах Голливуда (в оборот уже запущено другое произведение автора "Великий Гэтсби"). Сам интересующий нас рассказ представляет собой интересный случай произведения с интересной задумкой, но использованной не в полной степени. Т.е. при определенном желании, можно было на таком богатом материале сделать целый роман. Но очевидно в планы писателя это не входило. Саму идею собственно Фитцжеральд позаимствовал у Марка Твена.
Рассказ буквально дожидался достойного экранизатора, того человека, кто сможет доделать в полной мере то, что не захотел писатель. И такой человек нашелся. Финчер как всегда провел блистательный и удивительно точный кастинг. Кто бы чего не говорил, а в роли титульного Бенджамина Баттона голливудский красавец Брэд Питт смотрится почти идеально. Кейт Бланшетт, Джулия Ормонд и Тильда Суинтон не издают ни одной фальшивой ноты. Картину можно назвать личной и для Пита, настоящим переломным моментом карьеры, как и у Финчера. Это подарок за годы бессмысленного кочевания по площадкам глупых голливудских поделок, эксплуатирующих внешность актера.
Режиссер одним единственным моментом выдает предопределение. То, что наша жизнь может сложиться в любой момент по-разному и многое тут зависит от самой банальной случайности. Финчер складывает эти случайности в одну большую закономерность. Тут вам и совместные работы Питта с Ормонд в "Легендах осени", с Суинтон в "Сжечь после прочтения", с Бланшетт в "Вавилоне". И ото всюду Финчер берет почти незаметные глазу кусочки, будь то эпичность цвиковского фильма, человеческая глупость и непонимание у Коэнов и любовь, способная победить смерть у Иньярриту. Может это и случайность, может и кармическая предопределенность в том факте, что Питт и Бланшетт не встретились на съемочной площадке "Фонтана" Даррена Аронофски, его самого личного и сложного по производственной судьбе. Может им не стоило играть не в своем фильме? Может и так, но совпадения на лицо и трактовать их можно соответственно своему образованию и увлечению восточными философиями в частности и религией в целом.
Финчер же совершил практически невозможное – снял картину, не уступающую ни по режиссерскому мастерству, ни по предлагаемой тематике еще одной несомненной удаче – "Бойцовскому клубу". Можно даже подумать, что это картины совершенно двух разных режиссеров. Но нет, это фильмы одного и того же человека, только сильно изменившегося и повзрослевшего. И возможно, пережившего в жизни очень знаковое событие, в корне эту самую жизнь переменившую. К данной картине Финчер шел целых десять лет. Спору нет и его "Комната страха" и "Зодиак" хорошие фильмы, наполненные под завязку киноманскими штучками и отлично срежиссированные. Но только это картины переходного этапа, поиск новой стилистики и проблематики.
Финчер наполнил кости новеллы мясом, добавил туда эпичности и втиснул целую жизнь за мизерные два с половиной часа. Короче докрутил то, что и было нужно, превратив изначальный рассказ-набросок в полноценную историю. Можно осуждать экранного героя за его жизненный выбор, но его нельзя обвинить в картонности и шаблонности. Он живет, он дышит, он настоящий человек. И он склонен ошибаться, как все мы. Он способен любить и ненавидеть.
Есть в народном обиходе довольно неплохой пассаж о жизни наоборот – там существуют лишь одни удовольствия. Финчер в этом не видит никаких удовольствий, для режиссера это страшно, как для человека привыкшего задумываться над своей жизнью. Ведь у Баттона нет примеров перед глазами. Он не видит таких же, как он. Его жизнь, как первые штрихи на совершенно ослепительно белой бумаге. Бенджамин – человек, не такой, как все, но жить и развиваться ему надо в том обществе, где он родился, пробиваясь сквозь препоны человеческого непонимания. Баттон похож на ребенка, смотрящего на мир с детской непосредственностью и падающего при каждом шаге. Он так и останется ребенком и будет постоянно спотыкаться. На его счастье рядом всегда будут оказываться очень сильные духом женщины, которые будут любить этого человека просто за то, что он есть. Такой непосредственный и несовершенный. А он будет это ценить и отплачивать той же монетой, хотя даже если какие-то из его поступков можно будет смело назвать трусостью. Но зато этот человек умеет ценить светлое чувство, называемое любовью и поступать всегда по велению своей совести. А совесть у него спокойна.
Безусловно Финчер снял по форме масштабный голливудский эпик, коих Голливуд наплодил в большом количестве. Его фильм временами похож и на "Форреста Гампа" и на те же "Легенды осени" и даже немного на "Перл-Харбор". Вот только режиссер умудряется, позаимствовав рецептуру данных картин, не скатиться к дешевой патетике и наглым заигрывании со зрительскими чувствами и эмоциями. Те, кто склонен не скрывать свои чувства, и жить эмоциями, после фильма может неожиданно признаться в любви своей половинке или расплакаться. Повторюсь, это сделают лишь те, у кого есть к этому наклонность. А фильм способен эти чувства вызвать. И самые, я вам скажу, искренние.
Те же, кто так не чувствует, останутся равнодушными. "Загадочная история Бенджамина Баттона" в своем роде очень тонкий психологический тест, выявляющий наклонности и натуру людей. Возможно, после этого фильма вы сможете ответить на некоторые неразрешимые вопросы. А может и нет.
Возвращаясь к началу моего повествования, там, где речь шла о шкале зрительских симпатий, выражу, наконец, свое мнение. До полного обожания конечно далеко, но и от простого уважения не близко. Возможно, где-то посередине. Работа штучная, ювелирная и во многом гениальная. И переломная. Возможно, через десять лет Финчер снова удивит нас чем-то из ряда вон выходящим. Не знаю, положа руку на сердце, уверенности, что после "Бойцовского клуба" режиссер снова сможет проделать подобный трюк, мягко говоря, не было. Что ж, приятное удивление зрителя также можно записать в режиссерские удачи. И таких удач, если внимательно присмотреться, можно отыскать в фильме достаточное количество.


Наверх