57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+6° ветер 2 м/c
EN
22 апреля
Понедельник

Общество

Не машите руками в супермаркетах

Вы случайно разбили дорогущий коньяк. Вправе ли магазин требовать от вас возмещения ущерба?

Анжелина Шилан
Это не я, он сам упал!
Абсолютно жизненная ситуация - блуждая по закоулкам торгового зала одного из многочисленных городских супермаркетов, я (то ли шубой, то ли корзиной) задела прилавок с шампунями, из-за чего пара флаконов упала на пол. Себе в оправдание замечу: и без того не слишком широкие проходы были заставлены коробками, поэтому лавировать было еще сложнее. Флаконы, разумеется, я подняла, вернула на место и отправилась блуждать дальше.
А через какое-то время, словно гриб из-под земли вырос молодой человек с пресловутым флаконом в руках и буквально потребовал купить шампунь, так как я его, видите ли, разбила. Действительно, на флаконе был скол, но, честное слово, когда я поднимала флаконы, никаких повреждений не заметила. На тот момент огромная бутыль мужского шампуня мне была без надобности, поэтому от ненужной покупки я категорически отказалась: я не я, и бутылка не моя.
Не то что бы я колебалась в своей правоте: может, флакон кокнули до меня, может, после, но сомнения инцидент все-таки посеял. Так на чьей стороне правда?
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Галина Полупанова поясняет: "Неоплаченный через кассу товар является собственностью магазина. Если покупатель его испортил, то он несет за это ответственность и значит должен возместить ущерб. Однако если он это сделал не умышленно, то и оплачивать его он не обязан". Вроде бы все понятно.

Дальше положишь - ближе возьмешь

Как правило, продавцы не идут на открытый конфликт в подобных ситуациях. Бывают, правда, прецеденты, когда по вине посетителей разбиваются бутыли коньяка ценой в несколько тысяч рублей, и работники магазина требуют возмещения ущерба особенно настойчиво. Однако, как сказано в статье 459 Гражданского кодекса РФ, риск случайной "гибели" товара лежит на собственнике. Если коньяк или вино представляют действительно большую ценность, администрация магазина должна позаботиться об их сохранении, то есть установить так, чтобы даже при желании драгоценную выпивку сложно было бы уронить.
И, конечно же, ни в коем случае не загромождать проходы, тем самым создавая дополнительный риск. А в идеале, при выкладке товара помнить сезонные особенности покупательской одежды - действительно, рукавом шубы легко задеть предмет на полке, даже не заметив этого.
Более того: потребитель имеет право на безопасность при приобретении товара. Например, та же плохо закрепленная на полке бутылка может упасть вам или вашему ребенку на голову, причинив ущерб здоровью. Или флакон с лаком для ногтей, упав на пол, разобьется и забрызгает обувь, одежду. За это, по закону, отвечает компания, которая организует торговлю. То есть можно будет еще и предъявить продавцу претензии за испорченную одежду, нанесенный вред здоровью и моральный ущерб. Возможно, по этой причине, когда сын моей знакомой в отделе косметики разбил бутылочку с ярким брендовым лаком, продавцы с извинениями перед "виновниками" инцидента бросились быстро вытирать его с пола. И никаких упреков!
"Он, конечно, виноват, но он не виноват"
Другой инцидент - в одном из парфюмерных отделов покупательница сняла с духов упаковку, за что тут же выслушала "фи" от продавцов. Ситуация довольно распространена, и все же однозначного сценария ее разрешения нет.
- Дело в том, что при нарушенной упаковке, продукция теряет товарный вид, то есть становится малопривлекательной для других покупателей: согласитесь, парфюм принято покупать запечатанным, - объясняет юрист Галина Антонец. - Но при этом духи своих функций и своего назначения не утратили. С точки зрения Гражданского права, товар не поврежден и нет основания для взыскания ущерба, но утрачен товарный вид, который в свою очередь повлияет на цену.
Поэтому возможен таков вариант - нет нужды выплачивать полную стоимость товара, если вы не собираетесь его покупать. Просто, если парфюм из-за нарушения целостности упаковки продадут со скидкой, возместите разницу в цене. Впрочем, магазин сможет использовать образчик в качестве тестера, тогда у покупателей не будет соблазна раскрывать новые коробки, и никто никому ничего не будет должен.
Хотя в некоторых магазинах продавцы по желанию клиента сами распаковывают товар - как выбирать парфюм, не узнав его запах?
- Мы действуем по принципу "покупатель всегда прав", - поясняет политику своих продавцов менеджер торгового зала магазина "Чудодей" Елена Кошулько. - Да, мы предлагаем покупателю заплатить за причиненный ущерб, но если он отказывается, в общем-то и не настаиваем. Настойчивость, которую проявляют иногда продавцы, объясняется просто - за испорченный товар приходится выплачивать из своего собственного кармана.
А возможно и такое: на выходе из магазина у мужиков упала и разбилась бутылка водки. Отойдя от шока, они бросились к продавцам требовать возмещения убытка. Смех смехом, но у них есть все шансы добиться своего. Правда, в том случае, если они докажут, что бутылку разбили из-за того, что поскользнулись на скользком крыльце магазина!

Руководство к действию

- Допустим, вы сломали, разбили, в общем, повредили товар, но не считаете себя в этом виноватым. В этом случае оплачивать сразу же на месте его стоимость вы не обязаны! - поясняет юрист Галина Антонец. - Выбить из вас деньги силой никто не сможет. В случае вашего отказа оплатить товар администрация магазина может вызвать милицию и написать на вас заявление. Но в милиции вас опросят и отпустят восвояси. Вероятность возбуждения уголовного или административного дела минимальна.
Если вы не хотите связываться с милицией, но оплачивать товар отказываетесь, можете сообщить магазину все свои данные, предъявить паспорт и предложить его работникам обращаться к вам в судебном порядке. И вот уже в суде вам необходимо будет доказать, что товар разбился по вине сотрудников магазина, которые произвели выкладку товара таким образом, что, взяв одну бутылку, вы задели другую, стоявшую с краю, из-за чего она и упала.
Для подтверждения своих слов необходимо будет заручиться поддержкой свидетелей (желательно независимых), которые и подтвердят ваши показания. Если суд установит, что повреждение товара произошло из-за того, что его неправильно расставили (то есть магазин сам способствовал возникновению этой неприятной ситуации), решение будет в вашу пользу.

Поделиться:

Наверх