66,36 ↑ USD
75,55 ↓ EUR
97,74 ↓ 10 CNY
22 января
Вторник

Общество

Академик, физик и химик Виталий Вовна признается: изучение электронных оболочек - увлекательнейшее занятие

Директор Открытого университета ДВГУ 18 января 2009 года отметил свое 67-летие. Стройный, подтянутый, энергичный - ни за что не заподозришь в этом человеке вузовского бюрократа. Впрочем, призвание всей жизни ученого – не перекладывать бумаги, а двигать в жизнь передовые технологии

Константин Сергеев

Формулы длиной в несколько страниц, самодельные лабораторные приборы, первые компьютеры размером с комнату, нанотехнологии и спектрометры - по этому непростому пути академик РАЕН Вовна начал двигаться с самого детства.
Большая наука
Лето 1964 года. Байконкур, южный Казахстан. Ясно-голубое небо, сухой воздух пустыни. Оглушающий рокот – это новейшая советская ракета "Космос" устремляется ввысь. Начинается... дождь. Такой вот эффект оказывает взлетающая ракета на природу. Частички воды, испытывая колоссальное давление, конденсируются и проливаются на землю.
Время прохождения срочной службы в Космических Войсках для Виталия Вовны, как он сам признается, прошло не зря. Наблюдаемые воочию физические эффекты впечатляли и заставляли задуматься над природой явлений.
- Я появился на свет в Уссурийске, мои родители - дети переселенцев с Украины. После того, как окончил десятилетку, решил работать - в семье было тяжело с деньгами. Ходил в геологоразведку, работал токарем по металлу.
Три года службы в армии. Сначала на Камчатке - там, где падают испытываемые баллистические ракеты, затем меня перевели на Байконур.
Перед тем, как демобилизоваться, серьезно готовился к поступлению в вуз, благо точные науки давались легко и в школе. Приехал во Владивосток, сдал экзамены, был зачислен на физмат ДВГУ. За плечами был определенный жизненный опыт, и - большое желание учиться. За пять лет я не получил ни одной четверки.
Меня оставили на кафедре ассистентом, в 1971 году я поступил в аспирантуру в Ленинграде. Очень повезло, что волею судьбы попал на новое направление исследований - в области фотоэлектронной спектроскопии молекул в газовой фазе. Впервые в СССР и мире реализовали этот метод академик Теренин и профессор Вилесов, последний и был моим руководителем.
Таким образом, Вовна имел возможность работать на первом и единственном в стране спектрометре. Уже в аспирантуре написал первую монографию (потом их было еще три), успешно защитил кандидатскую. Затем вернулся во Владивосток, в стены альма-матер.
В ДВГУ прошел путь от ассистента до профессора, много лет был заведующим кафедрой экспериментальной и теоретической спектроскопии. Параллельно с кафедрой работал в научном отделе, где развивал школу электронного строения химических соединений - школу, известную в России и за рубежом.
- Моя область - смежная на стыке физики и химии. Я являюсь кандидатом физико-математических наук, но в то же время - доктор химических наук.
- Виталий Иванович, если вкратце, в чем суть метода фотоэлектронной спектроскопии?
- Есть в физике понятие фотоэффекта - квантами света электроны выбиваются из вещества. Изучая энергетический спектр электронов, можно установить характеристики электронных уровней, их роль в химическом связывании атомов.
- Зачем это нужно на практике?
- Химикам - для того, чтобы синтезировать материал с определенными свойствами. Наша информация дает возможность сделать правильные расчеты и спланировать синтез новых эффективных материалов.
Данные исследований в области фотоэлектронной спектроскопии используются, например, при создании жидкокристаллических экранов. При попадании сигнала на ячейку матрицы та загорается определенным светом. А ведь эта люминесценция происходит благодаря переходу электрона с вакантной оболочки на заполненную.
Образование нараспашку
В 90-е годы наступил развал в академической и вузовской науке, денег на эксперименты не стало, специалисты стали разбегаться, приспосабливаясь к рыночным условиям. Примерно в то же время Министерство образования приступило к развитию электронных методов обучения и контроля знаний. На кафедре экспериментальной и теоретической спектроскопии физфака ДВГУ было много способной молодежи. Коллектив кафедры выдвинул несколько проектов на разработку новых электронных учебников и три из них выиграл.
Вовна вспоминает:
- Мы пришли к ректору Курилову, сказали, что, на наш взгляд, будущее - за электронными методами обучения. Владимир Иванович - человек, который "держит руку на пульсе" времени, умеет смотреть в будущее, он с нами согласился.
Ректорат выделил помещение, компьютеры, бюджетные ставки. Так в 1993году был создан Центр новых образовательных технологий (ЦНОТ), его возглавил я.
В 1999 году Владимир Курилов в разговоре отметил: набор на традиционное заочное обучение падает. Даже на бюджетные места зачастую не получается набрать студентов. Дело в том, что заочное образование получают в основном работающие люди, а в современных условиях немногие могут получить необходимые 40 дней учебного отпуска.
Решением ученого совета ЦНОТ был преобразован в Тихоокеанский институт дистанционного обучения и технологий. Мы занялись развитием этого направления, создавали электронные образовательные ресурсы, открыли представительства в Приморье, работали с кафедрами ДВГУ. Надо сказать, это было не всегда просто – многие коллеги не понимали или делали вид, что не понимают, как важно новое направление. Тем не менее мы росли. Постепенно расширили набор специальностей, пришли к созданию Открытого университета в нынешнем виде.
- Сказался ли на Открытом университете разразившийся экономический кризис?
- Вполне вероятно, что многие наши студенты не смогут оплачивать обучение и произойдет некоторый отток. Однако это временное явление: дистанционное образование обречено развиваться и дальше. Если раньше было образование "на всю жизнь", то теперь необходимо получать его "всю жизнь". Век живи, век учись, получай новые профессии, специализации, повышай квалификацию. А это возможно только без отрыва от работы с применением дистанционных технологий.
- Иногда рассматривают дистанционное обучение как метод получения диплома "просто и дешево"?
- В нашем вузе такого нет. "На шару" сдать тесты не получится, оттого и довольно высокий процент отчисления (за 8 лет по разным причинам из 5 тысяч человек было отчислено 1,5 тысячи). Контроль за качеством тестирования ведется весьма серьезный. В ближайшем будущем мы будем проводить тесты под наблюдением видеокамер, таково требование ректората.

- Кто обучается в Открытом университете?

- Дистанционное образование – не отдельная форма обучения, а вариант заочного обучения. Процентов 30 студентов получает второе высшее образование, часть учится на базе среднего специального профильного. Есть такие, кто был отчислен с обычной формы обучения, переводятся либо восстанавливаются у нас. Нередко ребята, обучаясь в ДВГУ на очной форме, второй диплом параллельно "зарабатывают" у нас. Поступают к нам студенты со второго курса по пятый, мы делаем им перезачет по тем предметам, которые они уже сдали, берем оплату в размере 50 процентов от обычной - это льгота, зачисляем на программы. Вскоре после получения первого диплома такие студенты получают и второй.
Миллиард инноваций
В 2000 году интернет-технологии в Приморье были в зачаточном состоянии, передавать сколько-нибудь значительные объемы данных в сети не представлялось возможным. Открытый университет на первом этапе работал по кейс-технологии: мультимедийные пособия развозятся по представительствам ДВГУ в регионе на дисках. В последние годы активно используется интернет, студенты имеют возможность (и пользуются ею) консультироваться с преподавателями по электронной почте.
Однако по использованию современных технологий в дистанционном обучении мы, к сожалению, пока не на высоте, - говорит Вовна.
- Я присутствовал несколько лет назад на лекции в Университете Киото. В аудитории - много видеокамер и плазменных панелей. На экранах мы видим, как идет занятие по аналогичной теме в Лос-Анджелесе. Студент-американец может в любой момент задать вопрос профессору-японцу.
Восточный институт ДВГУ, кстати, использует данную технологию для обучения студентов японскому языку, у ДВГУ налажены хорошие связи с рядом иностранных вузов. Но пока, к сожалению, массово обучать наших студентов в таком режиме очень дорого.
- Думаю, к этому надо идти. Через несколько лет, имея соответствующее финансирование, догоним зарубежные вузы по технологиям. Внедрение Интернета позволяет нам вводить элементы интерактивного обучения. Преподаватель должен видеть, как идет сдача тестов, должен иметь возможность напрямую общаться со студентом.
У Виталия Ивановича есть поводы для оптимизма. В ближайшее время будет подписано распоряжение Правительства об открытии на базе ДВГУ Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Со временем количество студентов ДВФУ должно достигнуть 50 тысяч, в том числе 20 тысяч будет учиться на заочной форме обучения.
Сейчас 90 процентов из 3,5 тысяч студентов Открытого университета - приморцы. ДВФУ будет привлекать искателей знаний из других регионов российского Дальнего Востока, из соседних стран. Для того, чтобы расширить географию присутствия, предстоит широко использовать оптоволоконную и спутниковую связь.
Два года назад ДВГУ выиграл грант на сумму почти в миллиадр рублей - на обновление технической базы. Закупается уникальная техника. Допустим, в корпусе ДВГУ на Суханова будет стоять новейший мультипроцессорный компьютер, который сможет обслуживать весь университет.
- Подумайте, многие тысячелетия люди писали палочками на доске, И насколько быстро, в считанные десятилетия компьютеры настолько быстро вошли в жизнь! По любому курсу можно найти массу информации в Интернете, и наша задача часто сводится к тому, чтобы дать студенту список сайтов, где нужные данные можно получить. На мой взгляд, преподаватель, не имеющий компьютерных навыков, очень многого ученикам недодает. Чтобы, допустим, мои публикации читались специалистами, я должен быть в курсе последних наработок во всем мире.
Хочу сказать, свой диплом по теме "Строение литиево-силикатных стекол" я защищал в 1969 году. Для интерпретации результатов рентгеноструктурного эксперимента необходимо было решить обратную задачу, преобразование Фурье. В аудитории стоял компьютер размером с небольшой стол, где я самостоятельно набивал программу. В те времена это делалось не на клавиатуре - надо было в шину вставлять штырьки, задавая команды. Задача была решена, наверно, я был первым на физмате ДВГУ человеком, который решил преобразование Фурье при помощи ЭВМ.
С приставкой "нано"
Виталий Иванович провел кор. "Н" в физлабораторию, расположенную рядом со своим рабочим кабинетом директора Открытого университета. В лаборатории стоит прибор немецкого производства, подобного которому в России нет - фотоэлектоонный спектрометр для твердых тел, стоимостью 35 миллионов рублей. Надпись на английском языке свидительствует о присутствии в приборе "нанотехнологий".
- Так оно и есть, - говорит Вовна, - прибор исследует структуры на атомарных уровнях. Популярное сейчас слово "нано" мы в советское время не употребляли, хотя фактически использовали данные технологии и тогда. Знали, что объект размером 10 ангстрем - это 1 нанометр. В феврале мы получаем аналогичный спектрометр для исследования веществ в парах.
- Вы продолжаете заниматься научными исследованиями?
- Сам за прибором стою редко. Одни аспиранты и молодые сотрудники проводят эксперимент, другие - занимаются чисто теоретическими расчетами. Я, как более опытный, знающий нюансы в практике и теории, направляю их работу.
- На ваш взгляд, упал ли престиж академической науки в последние годы?
- Знаете, сегодня школьники не стоят в очереди учиться на физиков-исследователей. Такие специальности, как компьютерная безопасность, информационные технологии востребованы куда больше.
Мои исследования - дело моей жизни. Через какое-то время я уйду с поста директора Открытого университета, буду заниматься целиком дальнейшим развитием нашей научной школы (под моим руководством сотрудники коллектива защитили 12 кандидатских диссертаций и 3 докторских, опубликовали более 300 печатных работ).

- Вы - авторитарный руководитель?

- Как в науке можно быть авторитарным? Ученый должен творить. Один аспирант работает с утра, другой ночью и приходит на следующий день к обеду... Мне же нужен результат, а не пребывание "на вахте".
В Открытом университете есть кафедра технологий открытого образования. В составе преподавателей - только выпускники или бывшие аспиранты нашей кафедры ИФИТа. Так, на новое место я привел свою команду, дал возможность работать на вторую ставку. И в сложные для науки годы сохранил коллектив.

Академик-патриарх
- Виталий Иванович, как вы отдыхаете в свободное время?
- Уже говорил: после школы я работал в геологоразведке. Целый сезон провел в Дальнегорском районе, в палатках, тогда и научился рыбачить в горных речках. И сейчас по возможности выбираюсь в северные районы края, закидываю удочку в прохладные воды. Раньше любил зимнюю рыбалку на выходных. К сожалению, в настоящее время по субботам-воскресеньям приходится, в основном, писать книжки, методические пособия.
Люблю собирать грибы, знаю почти все съедобные виды. Одно из самых любимых мест - в районе Океанской. Знаю, когда там вырастают чешуйчатники, опята. У меня дача там недалеко, на Сахарном Ключе, и время от времени выбираюсь на грибы "поохотиться". Жена же предпочитает цветы выращивать. Вторая половина, кстати, работает тоже в ДВГУ, она историк.
- Ваш научный путь был довольно плодовитым - чего стоят три объемистые монографии. А что можно сказать про вашу личную жизнь – удалась?
- Вполне. Есть дети от первого брака: сын и дочь. Все они закончили физико-математическую среднюю школу Владивостока № 23, получили по два высших образования.
Сын пошел по стопам отца, он - сильный математик, закончил МФТИ в Москве. Вернулся во Владивосток, обзавелся семьей, появились дети, сейчас работает оценщиком ресурсов предприятий, считается весьма авторитетным в этой области специалистом.
Дочь закончила геофак ДВГУ, затем в Открытом университете получила второе высшее - менеджера по кадрам. Успешно трудится.
Так что дети мои - люди самостоятельные, "с головой". Я за них спокоен.
Вид из окна лаборатории, где исследуются электронные оболочки - на Покровский парк и самый большой в Приморье православный храм. Сияют на солнце купола.
- Правда, красиво? Буду иностранцев сюда водить! - улыбается Вовна.


Наверх