57,03 ↑ 100 JPY
94,94 ↓ 10 CNY
63,79 ↑ USD
55,84 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+7° ветер 2 м/c
EN
24 апреля
Среда

Общество

Робин Гуд или Христос?

"Враг государства №1: Легенда": второй фильм дилогии о Жаке Мерине оказался более достойным образчиком биографического фильма

Егор Лем

год: 2008
страна Канада, Франция
слоган "Ставка на бессмертие - жизнь"
режиссер: Жан-Франсуа Рише
сценарий: Абдел Рауф Дафри, Жан-Франсуа Рише
продюсеры: Мэнон Баудоин, Жан Коттин, Дэниэл Делюм
оператор: Роберт Гантц
композитор: Марко Белтрами, Маркус Трампп
жанр: боевик, триллер, драма, криминал, биография
бюджет $80 000 000
сборы в России $1 247 806

сюжет

Жак Мерин, великий французский гангстер, прославился у себя на родине больше, чем самая яркая кинозвезда. Авантюры Мерина всегда были головокружительно бесшабашными, отчаянно дерзкими и абсолютно непредсказуемыми по своему замыслу. Не зря его называли "человеком с тысячью лиц". Отправляясь на новое крупное "дело", он всегда изменял облик, делал пластические операции, использовал грим... перевоплощаясь до неузнаваемости.

Практически полностью завалив первую часть фильма о знаменитом гангстере Франции Жаке Мерине, режиссер Жан-Франсуа Рише и первые полчаса второй картины пребывает в непонятном анабиозе. Но вдруг, опомнившись, засучивает рукава и принимается исправлять прошлые ошибки буквально на лету, от чего у зрителя может закружиться голова. События сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Рише торопится рассказать то, что по идее нужно было передать в течение предыдущего фильма. Впрочем, как и в первой части, на руках у режиссера оказываются неплохие карты, воспользоваться коими Рише хватило ума очень даже грамотно.

Конечно, речь идет об Венсане Касселе и заменившем Жерара Депардье на боевом посту Маттье Альмарике. Последний, сбросив с себя комично-комиксовый образ злодея из последней серии бондианы, выдает крайне сильный и запоминающийся перфоманс, подтверждая свою репутацию одного из лучших актеров Франции. Безумие царит в глазах Альмарика, дополняя болезненный образ созданного актером экранного преступника. Что же касается непосредственно Венсана Касселя, на мой взгляд, это одна из лучших ролей Венсана. Режиссер, изначально видевший Касселя в роли Мерина, определенно не прогадал.

Если же рассматривать картину с кинематографической точки зрения, то "Враг государства №1: Легенда" снят человеком, для которого термин "независимое американское кино 70-х годов" явно не пустой звук. Француз не изобретает ничего нового, а делает его по классическим лекалам, отдавая должное ранним Скорсезе, Кассаветесу, Богдановичу и многим другим. Будь это элементарное построение кадра или монтаж.

При этом становится вдвойне непонятно, почему режиссер так откровенно проленился весь первый фильм, утомляя многих вольным пересказом американской классики и мечась от одного жанра к другому. Ларчик на самом деле открывается очень просто. Второй по последовательности фильм "Легенда" была снят режиссером первым. И, возможно, исчерпав полностью творческий запас сил, режиссер снял начало истории без особого энтузиазма.

Свой конечный продукт Рише наполняет леворадикальными настроениями той бунтарской эпохи, логически выводя из нее Мерина. Ведь главный лозунг режиссера известен - "Общество рождает своих монстров".

И в какой-то момент Рише чуть было не перекладывает полную ответственность за появление гангстера на тогдашнее общество. Его Мерин - эстрадная звезда, склонная к эпатажу и придирчиво относящаяся к созданному своими руками образу, как в глазах законопослушных граждан, так и на обложках глянцевых журналов. В своей стрельбе по воробьям, Мерин не видит границ, загоняя себя в капкан, из которого уже не удастся выбраться живым.

Он одиночка, не желающий адаптироваться в обществе и находящий смехотворным его ограничения, беспрестанно плюя в лицо государству. Мерин франт, щеголь, плывущий против течения и презирающий законы, заслуживая тем самым уважение тех, кто это никогда не осмелится сделать. Ведь он Робин Гуд Франции того времени, заслуживший безграничную любовь и обожание сограждан и лютую ненависть полиции и чиновников. Судить его, значит судить себя. И те идеалы, и принципы, по которым мы живем изо дня в день.

"Легенда" законченное произведение, не нуждающееся в предыстории, только сбивающей зрителей с пути истинного. И заставляющее гадать - кем же все-таки был легендарный Жак Мерин - уголовником или благородным разбойником? Человеком, не вписавшемся в четко прописанные рамки или пресловутым врагом государства №1? Фильм не дает четких ответов, развиваясь в анархической манере, все дальше уводя от первоначальной истории.

Наверняка ответы на заданные вопросы знает сам Рише. По крайней мере, в его обожании Мерина можно не сомневаться. Снимая с врага государства маску Робин Гуда, режиссер движениями умелого фокусника вешает на него маску Христа, практически канонизируя и делая мученика, погибшего за свои идеалы. Многие вещи встают на свои места, если знать, что сценарий первого фильма основан на книге самого гангстера, а вот сценарий второго уже заслуга непосредственно режиссера. Этот факт уж если не окончательно распутывает клубок противоречий, то проливает свет на многие до этого непонятные вещи.

Поделиться:

Наверх