57,62 ↓ 100 JPY
95,94 ↑ 10 CNY
64,28 ↓ USD
56,89 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-3° ветер 7 м/c
21 марта
Четверг

Общество

Востоку – порок, Западу – шанс?

"Импорт-Экспорт": Этого вам не покажут по телевизору

Егор Лем

год - 2007
страна - Австрия
режиссер - Ульрих Зайдль
сценарий - Вероника Франц, Ульрих Зайдль
продюсер - Филипп Бобер, Ульрих Зайдль, Луки Стипетич
оператор - Эдвард Лакмен, Вольфган Талер
жанр - драма
сборы в России - $16 170

сюжет

Две отдельные судьбы. Два разных вектора. Ольга, медсестра с Украины, бросает свою семью, чтобы искать лучшую жизнь на Западе и в итоге работает уборщицей в доме престарелых в Австрии. Пауль, безработный охранник из Вены, ищет причину вставать по утрам, отправляется вместе с отчимом на Восток и в итоге оказывается на Украине. Двое молодых людей, жаждущие начать новую жизнь, столкнулись с суровой реальностью. Две истории о поисках счастья и материальной выгоды, о темных сторонах сексуальности и смерти и о том, как трудно чистить зубы чучелу лисы.

Ульрих Зайдль - известный австрийский документалист, решил попробовать себя в игровом кино. Хотя, по сути, его новая картина "Импорт-экспорт" не сильно от документального кино и отличается. В последнее время европейский Запад все чаще инвестирует средства в развитие авторского кино в странах Восточной Европы, с целью поглядеть, а что творится там после разрушения соцстроя. В этом плане восточный импорт поступает на запад стройным непрерывающимся потоком. С медленно загнивающего запада в Восточную Европу экспорт налажен также неплохо. Райнер Вернер Фассбиндер, Франсуа Озон, Михаэль Ханеке и компания дают более или менее четкую картину происходящего.

Зайдль решил интегрироваться в проходящий процесс и дать свою оценку происходящего, взяв для рассмотрения обе стороны культурного обмена. Правда, в основном сосредоточившись на рассмотрении западной культуры, более знакомой режиссеру.

Западная Европа (на что еще довольно четко указывал в начале XX века Отто Шпенглер) благополучно гниет, все больше покрываясь трупным окоченением. При этом Восточная Европа буквально жаждет этого состояния, взвывая от собственной безысходности.

Австрийский документалист берет пример двух обычных людей из разных миров, противопоставляя совершенно мировоззрения. Неустроенная по жизни украинка Ольга, мечтающая заработать денег, для личного счастья и счастья своего маленького ребенка с одной стороны. И австриец Пауль, не заботящийся о наживе, присущей его обществу, медленно спускающийся на самое дно, с другой. Для этих совершенно разных людей выход видится в неизведанном, непознанном, неизвестном.

Зайдль, хоть он и не русский, четко усваивает принципы пословицы "Хорошо там, где нас нет". Во многом интуитивно, во многом с позиции западной ментальности. Взгляд кинематографиста пессимистичен и не дает четкой градации правых и виноватых. Спасет ли Запад Восток? Или наоборот? Что важнее для современного общества - деньги или душа? Непонятно. Камера Зайдля лишь беспристрастно фиксирует происходящее, оставив зрителю право на размышление. Примеры приводятся достаточно убедительные.

По автору, Запад уже давно захлебнулся в своих деньгах и роскоши, придумав новую забаву, состоящую в искушении более бедных. Западная Европа все больше напоминает пресыщенную элитную проститутку, требующую все более новых и изысканных удовольствий. Она, беспрестанно гонясь за этим, теряет собственное лицо и допускает новое вторжение диких варварских масс на собственную территорию. Которые будут гнаться лишь за видимыми земными благами, разрушая все на своем пути и размывая четкие границы благополучности и достатка. Заигрывать с подобным зверем крайне опасно, ведь есть риск быть сожранным.

Для Зайдля спасение от пресыщенности одно - равное взаимодействие обоих реципиентов. Только это все отдает типично западноевропейским взглядом - прожившая в протяжении долгого времени в спокойствии Западная Европа так и не научилась защищаться от исходящих опасностей. То, что видится сейчас спасением, может стать в итоге и гибелью.

Зайдль понимает тупиковость развития Запада, но выхода из сложившегося положения найти все равно не может. Предсказываемая автором смерть неизбежна, но новая жизнь за этим все равно не стоит.

Подпишитесь и получайте новости первыми:

Наверх