57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 3 м/c
EN
22 апреля
Понедельник

Общество

Даниил Спиваковский устроил сцену ревности на съемочной площадке

Актер рад, что одна из его ролей помогла обрести семейное счастье паре из зрительного зала

Юлия Минаева, "Аргументы недели"

После фильма "Мой сводный брат Франкенштейн" с Леонидом Ярмольником и Еленой Яковлевой мне надолго запомнился главный герой - вернувшийся из армии парнишка, добрый, трогательный, странный, который пытается сделать мир лучше и справедливее, но наталкивается на полное непонимание и отчуждение. С тех пор я внимательно слежу за карьерой Даниила Спиваковского - талантливейшего, яркого и неординарного актера, сыгравшего в сериалах "Дело о мертвых душах", "Есенин", "Королев", фильме Павла Лунгина "Бедные родственники" и во многих других картинах. Неудивительно, что многогранный Спиваковский в театре Маяковского с легкостью играет и ироничного, обаятельного Черта-искусителя в "Карамазовых", и доброго, но нелепого и трогательного ангела-хранителя в "Любовь глазами сыщика".

- Даниил, вы учились на психфаке МГУ. Почему в свое время произошла переквалификация из психолога в актеры? Вам мешает или помогает профессия психолога?

- Я с детства занимался в театральной студии на Ленинских горах, а потом, когда учился в МГУ, посещал наш студенческий театр. То есть, я в этой атмосфере существовал с детства, но никогда не думал, что буду серьезно заниматься актерской деятельностью. Наверное, это стечение определенных обстоятельств. С теми ребятами, с которыми занимался в студенческом театре МГУ "за компанию" пошел поступать в театральные вузы, поступил сразу в три. Выбрал ГИТИС и курс Андрея Гончарова. У меня два высших образования - я закончил психфак МГУ, а потом ГИТИС. Начиная с третьего курса я начал играть в театре Маяковского, где пребываю и поныне (улыбается).

Помогает ли мне мое первое образование психолога? Получив роль, я не беру тут же учебники по психологии. Как некий опыт - да, разумеется. Как прочитанная книга, встреча с каким-то человеком - все это попадает в "актерскую копилку", обогащает ее. Ведь актер работает исходя из своего опыта, которым делится, со сцены театра или в кино через пленку.

Вообще, актерская профессия очень ремесленная. Помимо таланта, работоспособности, озарения свыше, существуют определенные профессиональные, технические навыки, которыми актер обязан владеть. Есть поговорка - "Актер растет на ролях", в этой профессии, как и в любой другой все базируется на опыте.

Сегодня на базе одной психологической студии я иногда провожу психологический тренинг, который придумал несколько лет назад. Он называется "Тренинг эффективного общения". Я начал сниматься достаточно поздно, после 30, а до этого только играл в театре, и у меня было время и возможность вести этот тренинг. Я даже расцениваю это как определенную роль - роль руководителея этого тренинга, вести за собой группу людей. Я тоже многому там научился - чем интересней приходили люди в мою группу, тем больше я получал от общения с ними.

- В спектакле "Братья Карамазовы" вы играете неоднозначную роль искусителя рода человеческого. Чем вам интересен этот персонаж? Правда ли, что он вызвал симпатию у людей, изучающих православие?

- Однажды на спектакле "Карамазовы" присутствовали люди, изучающие православие. А им не разрешается слово "черт2 говорить. И когда их спросили, что им в спектакле больше всего понравилось, они говорят: "Больше всего нам понравился персонаж на букву "ч" (улыбается). Когда мы вместе с режиссером Сергеем Арцибашевым придумывали эту роль, то решили, что это будет молодой, ироничный, очень обаятельный человек. Самое интересное, что так в жизни и бывает - мы встречаем человека, он обаятелен, умен, улыбчив, и мы говорим себе - как же повезло, какого человека мы встретили! А в результате он оказывается первым искусителем, предателем и бесом. А иной раз видим - бука сидит, бу-бу-бу, двух слов связать не может, и думаешь - какой неприятный, противный человек. А в результате окажется, что он - первый друг и спаситель. Причем как интересно придумали искушение - ведь Черт не провоцирует людей, говоря "Иди туда, делай то". Наоборот - он упрашивает "Не делай этого! Я тебя прошу - не делай! Меня же там (в аду) начальство ругать будет, что я тебя отговариваю от греха...". Но, зная психологию человека, что когда ему говоришь "не делай", он будет делать это нарочно, Черт ведет двойную тонкую игру. И человек говори "Черт, иди отсюда, буду делать - и все!". И делает то, что хочет искуситель.... Это нестандартное решение, ведь в самом романе Черт связан только с персонажем Ивана Карамазова, его бредом, психическими отклонениями. В нашем спектакле Черт искушает всех персонажей, не появляется только в келье у Зосима. Даже на суде Черт появляется в роли адвоката Фетюковича, который защищает Дмитрия. То есть, Черт и закручивает эту историю. Спектакль начинается с того, что я появляюсь из-под земли в дыму, подсвеченном красными прожекторами, и заявляю: "Говорят, что без черта эта история не обошлась. Совершенно верно, господа - такие истории без черта не обходятся!".

- Случалось ли в вашей жизни что-нибудь мистическое после этой роли? Правда ли, что ваше знакомство с Тодоровским возникло при необыкновенных обстоятельствах?

- Вы знаете, почти во всех сериалах, в которых я снимался, за исключением "Звезды эпохи" Юрия Кары, я трагически заканчиваю - меня либо убивают, либо имеет место быть членовредительство. Могу сказать, что мои герои несколько раз заканчивали жизнь самоубийством - резали вены, вешались, срывались с крыши.

А про Тодоровского - это не мистика, а случайность (улыбается). Как и при поступлении в театральный институт при знакомстве со "знаковыми" людьми возникала цепь определенных событий, меня словно что-то подводило к этому месту в это самое время.

Я снимался в сериале "Темная лошадка" Сергея Газарова, который продюсировал Валерий Тодоровский. И как-то раз я сидел в коридоре Мосфильма, мимо меня проходили ассистентка по актерам и художник по костюмам, увидели меня и говорят: "Слушай, какой парень смешной сидит, сутулый. Давай его к Газарову приведем". А в сценарии Газарова был описан полный персонаж, с пузиком. И Газаров говорит - не буду я пробовать этого парня, он худой, высокий.... А ему говорят - что тебе, жалко, попробуй, вызови парня на час. И в последний день проб меня вызвали на две сцены. Газаров, увидев меня в действии, записал все на кассету и тут же побежал на этаж выше к Тодоровскому: "Слушай, по-моему, мы нашли". И специально под меня переделали пару шуток, образ героя - был толстый, а стал длинный и худой. В этом сериале у меня была главная роль, я представал в разных ипостасях. А поскольку Тодоровский был продюсером и внимательно следил за этим проектом, после окончания съемок он меня вызвал в кабинет и предложил главную роль в своем фильме "Мой сводный брат Франкенштейн". Сложно сказать - были ли эти события случайными или нет. Вообще, надо всегда быть готовым к встрече со случайностью. Нельзя лежать на диване и думать - вот сейчас меня заметят, пригласят на пробы, я неделю подготовлюсь и пойду. Надо быть готовым здесь и сейчас в каждую секунду. Потому что может зайти человек и сказать: "Что ты умеешь? Покажи". И я покажу, потому что я - профессионал.

- В спектакле "Банкет" ваш персонаж два раза разводится со своей женой, но не перестает ее любить. Правда ли, что однажды ваш герой помог пожениться вашим зрителям, о чем они вам написали?

- Это пьеса Нила Саймона о любви, где показаны эпизоды из жизни трех семейных пар. Так устроена наша жизнь - мы встречаемся, расходимся. Потом, может, встречаемся опять, а, может, не встречаемся никогда. Самое главное в отношениях между людьми, особенно между любящими людьми - это взаимопонимание, способность идти на компромисс, умение прощать и просить прощения, признавать свои ошибки. Наш спектакль именно об этом. И в финале эти семейные пары, хоть и в разводе, признаются друг другу в любви. Пускай остается вопрос - будут они вместе или нет, кто из них останется друг с другом навсегда, а кто закрутится в очередном романе, и они опять расстанутся. Главное, что мы преподносим своеобразный урок супружеских взаимоотношений, это очень интересно зрителю. Например, после спектакля "Банкет" мне подали записку, где было написано - благодарим вас за блестящую роль, ваш герой "сподвиг" нас на свадьбу. Я вообще рад, что работаю с материалом подобного рода и в театре, и в кино. Я не являюсь актером, которого приглашают в "экшн" - проекты, "стрелялки". Восхищаюсь своими коллегами, которые профессионально перезаряжают пистолеты и автоматы, и сам это умею делать, потому что служил два года в армии. Это дело сложное, говорю без иронии - и уметь красиво драться, и с пистолетом органично смотреться. Но я люблю "экшн" психологический, "экшн" взаимоотношений между мужчиной и женщиной, душевный "экшн". И если говорить о фильме "Натурщица", там эти взаимоотношения на первом плане - смогут ли герои пойти на компромисс, понять друг друга или нет.

В спектакле "Банкет" мой персонаж Альбер Доне очень трогателен, нелеп. И в спектакле "Любовь глазами сыщика" мой персонаж - одинокий, непонятный зрителю, близорукий, с плохой дикцией. Конечно, он обладает определенным обаянием, и зритель над ним смеется, но он грубый, хамоватый, неряшливый, обляпывает себя йогуртом, все время ест печенье, конфеты - сластена. А в результате оказывается мудрым психологом, объединяющим двух запутавшихся супругов. Он говорит им - я принес свою личную жизнь в жертву, я одинокий человек, и лишь как сторонний наблюдатель могу дать вам совет, описать ваши ошибки. Все сыщики лишь следят за своими жертвами, а я хочу стать первым сыщиком, кто поможет укрепить семью. Зритель аплодирует после этой реплики (улыбается).

- Многие актеры мечтают организовать свой театр - и быть там и актером, и режиссером, и хозяйственником. Как вы думаете, то, что театры разрастаются как грибы после дождя - это хорошо или плохо?

- С одной стороны, большое количество театров и актеров - это замечательно. Я сужу, конечно, по театру Маяковского, где играю. У нас постоянно идут аншлаги, билеты трудно достать. Я рад, что сегодня постоянно "пиарят" театр и на телевидении, и в прессе. Выходит много передач о театре, статей, разыгрываются билеты на спектакле и так далее. Но сегодня бытует мнение, что надо сократить и количество театров, и количество актеров. Наверное, доля правды в это есть. Но я думаю, у зрителя должен быть выбор - какое кино смотреть и в какой театр ходить. Должны быть и комедии, и детские спектакли, и мелодрамы, и драмы, и трагедии, и фарсы - любые жанры, пусть выбирает зритель. К сожалению, количество театров не переходит в качество, есть много театров, которые немного отстают на профессиональном уровне. Из-за желания заработать большое количество денег ставятся какие-то антрепризы, открываются какие-то театры, но, к сожалению, продукт зачастую бывает некачественным. Та же ситуация и с сериалами - есть очень качественный продукт, а есть снятые на скорую руку, тяп-ляп. Вообще, я к сериалам отношусь нормально - они имеют своего зрителя и снимаются во всем мире. Но надо качественно работать, нельзя халтурить! В большом кино можно "покопаться", снимать одну сцену целый день, а здесь по пять сцен в день снимается. Тем более актеру и режиссеру, всей группе надо быть подготовленными, профессионалами своего дела.

- Даниил, очень интересно с точки зрения психолога оценить современного зрителя. Кто он? Что он хочет - хлеба или зрелищ? Если зрелищ, то каких?

- Российские люди - это действительно умные люди, одна из самых мудрых и великих наций на Земле. Я поездил по миру и видел людей других стран, и я не очень понимаю соотечественников, которые иммигрируют из страны. С другой стороны, я актер, а эта профессия интересна в нашей стране. Я говорю на русском языке и могу, конечно, сыграть с переводом, но я - российский человек, и здесь мой зритель. Наш зритель очень снисходителен к ошибкам, я вижу, как зрители говорят - мы понимаем, что сериал, фильм или спектакль не очень качественный, не очень хорошо поставлен, но мы прощаем ему это. С одной стороны это хорошо. С другой стороны, прекрасно, когда происходит некая дуэль между зрителем и актером - поднимается занавес, и зритель словно говорит - ну, давай, актер, порази нас чем-нибудь, удиви. И через пять минут он забывает, что сидит в зале, вокруг него тысячи зрителей, он смеется или плачет. Если он будет так вести себя в жизни, мы скажем, что это поведение аномально, а в театре это возможно. И это здорово. Потрясающе, когда между зрителем и актером идет диалог.

Наш зритель замечательный, ему сегодня нужно все. И интеллектуальные произведения, и легкие, незайтеливые вещи. Сегодня востребованы комедии или мелодрамы, некие светлые истории, пусть и печальные. "Печаль моя светла" - как писал один поэт. Зритель должен выйти из кинотеатра или театра с такими впечатлениями, чтобы ему хотелось жить, влюбляться, дарить женщинам цветы, говорить хорошие слова - вот именно этим кино и спектаклями я занимаюсь. Обязательно должен быть свет в конце тоннеля, все произведения должны быть оптимистичными. Пусть они будут грустными, но оптимистичными.

- Расскажите о вашем сотрудничестве с Павлом Лунгиным.

- Я счастлив, что мне дважды довелось работать с Павлом Семеновичем - в картинах "Бедные родственники" и "Дело о мертвых душах". Это замечательный, умнейший человек энциклопедического образования, в его доме собираются талантливейшие творческие люди. Он большой дипломат, политкорректный человек. Самое главное, он всегда точно знает, что снимает и делает - для режиссера это первостепенно. У него нет амбиций, кем это придумано. Это неважно, ведь мы - одна команда. Я очень внимателен к деталям - к гриму, костюмам и могу настаивать на своем. Но это не конфликт ради амбиций, а спор ради работы. И я рад, когда есть такие режиссеры, как Лунгин, которые обращают внимание на детали, ведь из них потом составляется целое.

- Даниил, вы сыграли главную роль в фильме "Натурщица". Скажите, что привлекло вас в этой картине? Чем вам симпатичен или несимпатичен ваш герой?

- Это Юрий Нагибин, рассказ "Трое, один и еще одна", серьезная русская литература. Чрезвычайно интересная проза, наполненная конфликтами, драматургией, что очень важно для кинематографа. Я думаю, что режиссера картины Татьяну Воронецкую привлекло именно это. На основе этого произведения Дмитрий Соболев, сценарист фильма Павла Лунгина "Остров", написал сценарий для фильма "Натурщица". Собралась замечательная актерская команда, оператором фильма был легендарный Николай Немоляев, снявший "Покровские ворота", "Старики-разбойники", "Обыкновенное чудо" и многие другие фильмы. Работа для меня была чрезвычайно интересной. Мне кажется, я предстал перед зрителем в новом амплуа. Ведь я часто играю ярких персонажей с неординарной психической организацией, очень эмоциональных, не скрывающих своих чувств, с резкими перепадами настроения и т.д. А этот мой персонаж, господин Эшенбах - человек закрытый, человек "в футляре". Он копит чувства, впечатления внутри себя, словно сжимает некую пружину, и в результате в какой-то момент происходит взрыв, взрыв страшный, трагический. И мне в процессе работы над этой ролью интересно было использовать новые для себя приемы и штампы. Фильм очень выдержан стилистически и, как мне кажется, будет иметь своего зрителя. Это серьезная, умная, большая картина, сделанная не "на потребу", для зрителя думающего, интеллектуального. Я рад, что в нашем кинематографе такое умное, "размышляющее", эстетское кино.

Действие картины разворачивается в 1910 г, в Тифлисе, куда приезжает пара любовников отдохнуть, провести время. Между ними складываются непростые отношения, которые разворачиваются перед зрителем во всем сложном эмоциональном и интеллектуальном спектре. Замечательные актеры - Вика Толстоганова, Николай Фоменко, Даниил Страхов работали единой командой. И Татьяна Воронецкая создавала на площадке прекрасную атмосферу, надеюсь, что результат нашей совместной работы понравится зрителям.

Я рад, что нашу работу положительно оценил такой замечательный искусствовед, как Виталий Вульф. Виталий Яковлевич сыграл большую роль в моей судьбе, я ему безмерно благодарен за это.

Во время съемок картины был интересный момент - мы играли тройную сцену - я, Виктория Толстоганова и Николай Фоменко. Я спускался вниз со второго этажа гостиницы в ресторан, видел, как они сидят вдвоем и разговаривают, и, ревнуя, уводил свою даму. И тут возник момент импровизации - во время одного из дублей я решил ударить кулаком по столу, все затряслось, упала бутылка вина, Вика и Николай отпрыгнули, их реакция была неподдельной, ведь это было придумано на ходу. И, несмотря на несколько дублей, оставили именно этот "живой" эпизод.

Поделиться:

Наверх