Ежедневные Новости
Владивостока
66,44 ↓ USD
75,63 ↓ EUR
98,09 ↓ 10 CNY
18 января
Пятница

Общество

Андрей Максимов: мне жалко сына за то, что он ходит в школу

Знаменитый режиссер и телеведущий о своей жизни, книгах, театре и не только

- Андрей Маркович, учебный год подходит к экватору. Какие воспоминания лично у Вас связаны с учебой в школе, в университете?

В университете я учился 14 лет: меня то выгоняли, то восстанавливали. Учебу в школе вспоминаю с дрожью в коленках. Школа, в основном, запомнилась тем, что в ней было огромное количество унижений и бессмыслицы. Мне повезло - у меня были очень хорошие родители. Они меня понимали и говорили, чтобы я не дергался по поводу двоек и прочего.

- Вашему ребенку сейчас 9 лет, он учится в школе. Вам его жалко?

Не то слово! Хотя он учится в школе, где собрались очень хорошие учителя, и это спасает от бессмысленности программы. Я по возможности стараюсь его оборонять от всех этих ужасов. Например, приходит он домой и сообщает, что им на лето задали читать роман Диккенса "Дэвид Копперфильд". Я говорю: сынок, не читай. Скажешь, что папа не велел. Это же издевательство! Он зарыдал, только увидев эту огромную книгу! А "Дубровского" и "Пиковую даму" прочел с удовольствием. Я сыну говорю: меня интересует история, русский язык, литература. По остальным предметам мне надо, чтобы тебя переводили из класса в класс. Оценки меня не волнуют. Ведь что такое оценка? Это показатель того, что мальчик или девочка - послушные, и не более того.

- В некоторых сферах невозможно вообще чему-нибудь научить. Вы, как журналист, как считаете - этой профессии можно научиться?

У меня есть книга "Как разговорить собеседника, или Ремесло общения". Прочитав ее, каждый человек может овладеть умением брать интервью - разговаривать с людьми, задавать вопросы так, чтобы получать нужные ответы. Вот этому научить можно. А вот объяснить, как стать Парфеновым или Познером - увы. Журналистика - такая же ремесленная профессия, как делание табуреток. Вот творчеству научить нельзя, а этому - пожалуйста.

- Творчество и ремесло - вечный антагонизм?

Отнюдь. Одно без другого не бывает. Вы не сможете сыграть роль на сцене, если вы не владеете ремеслом актера. Яркий пример - Рената Литвинова в спектакле "Вишневый сад". Литвинова - это вообще такое занятное явление природы, но то, что она не актриса - для меня очевидно. На спектаклях с её участием всегда переаншлаги, потому что смотреть на такую непрофессиональную игру очень интересно. Подумайте только: в Московском Художественном Театре, рядом с суперпрофессиональными актерами, вдруг выходит на сцену актриса, играющая сложнейшую драматическую роль на одной ноте. Нигде больше подобного не увидишь. Я считаю, что это гениальный ход Олега Павловича Табакова.

- А нужно ли творчество сегодня?

Творчество будет нужно всегда. Всегда будут люди, которым интересно читать плохие книжки - книжки, не обращенные к разуму. Их всегда будет больше, потому что напрягаться вообще тяжело. Но будут и те, кому нужны хорошие

- Известный бард Александр Дольский когда-то спел, что прогресс не делает человека счастливым. Согласны?

Да. Прогресс и наука делают жизнь удобной. Но оттого, что появился мобильный телефон, человек счастливее не стал. Самое для меня удивительное - то, что прогресс не объясняет ни про человека, ни про природу чего-то самого главного. Мы поняли что-то про атомы, про законы природы, но ничего - про то, что такое человек по сути. А о том, что человек царь природы, мы думаем ровно до тех пор, пока не возникает какой-нибудь ураган "Катрина".

- Компьютер - это благо или зло?

Это данность. У меня есть роман "Сны о Лилит" из серии романов о комиссаре Гарде, который путешествует по разным временам. В "Снах" он попадает сначала в Средневековье, а потом - в будущее. И видит пустые улицы города. Все люди живут в интернете. Еду этим людям приносят, и есть мальчики и девочки, которые делают детей. Все остальное - в Сети. Люди там общаются, гуляют с собаками, работают... Можно ли сказать, что это такая уж фантастика? Такие люди уже сейчас есть - сам видел. Наверное, это плохо.

Такое разное ТВ

- Современное ТВ принято ругать...

ТВ у нас не плохое и не хорошее. Оно разное. Проблема в другом. Однажды у меня в "Ночном полете" был прекрасный грузинский актер Кахи Кавсадзе. И я его спросил: почему мы помним Сталина, Ивана Грозного, а других, более положительных персонажей истории забыли? Он задал встречный вопрос: сколько у вас в студии побывало людей? Я ответил, что на тот момент - более полутора тысяч. И тогда он сказал: "Вы всех помните? Нет. А вот если я вам тут сейчас все разобью, всажу нож в оператора, вы меня точно запомните". Плохое всегда запоминается лучше. Поэтому ужасно, когда о лице канала судят, скажем, лишь по одной-двум плохим юмористическим передачам.

- Поговорим о Ваших проектах. "Дежурный по стране" - почему Жванецкий?

А кто? Этот человек в принципе уникален, и уникален как дежурный по стране. К тому же, он - авторитет непререкаемый.

- Бывает, что вы в чем-то с ним не согласны?

У меня нет такой задачи - соглашаться или не соглашаться. Моя задача в том, чтобы Михал Михалычу Жванецкому было удобно общаться со страной.

- А какую задачу вы ставите в "Ночном полете"?

Я хочу показать, как раскрываются люди, если чувствуют к себе интерес и доброе отношение. Я убежден: не бывает людей, которым вовсе нечего сказать. В театре "Школа современной пьесы" идет спектакль Иосифа Райхельгауза "Своими словами". Необычный, построенный на импровизации. Начинается он с того, что я приглашаю на сцену человека из зала, которого я ни разу в жизни не видел. И моя задача - 15 минут разговаривать с ним о любви так, чтобы остальные зрители не закричали "пошли вон". Это очень интересный опыт, который доказал мне: люди, которые вовсе даже не звезды, могут рассказывать поразительные вещи! Например, выходит парень, осетин, и рассказывает, как он женился. Познакомился с девушкой, и они поехали отдыхать в Кисловодск. Когда туда приехали, случился Беслан. Парень бросает все, садится в машину, мчится на Родину... и попадает в автокатастрофу. Очнулся в больнице, сразу же набрал номер девушки и сделал ей предложение: понял, насколько хрупка эта жизнь. Она к нему примчалась. И в день, когда взорвали школу, они зачали своего ребенка. Такое Шекспиру не снилось!

- Часто ли Вы принимаете участие в телевизионных программах своих коллег?

Постоянно. Единственное - я никогда не пойду к Малахову, хоть и зовут. Мне не нравится равнодушие ведущего к тем темам, которые он обсуждают. Возможно, это такой ход, но я его не понимаю.

- Считаете, что его программу надо прикрыть как безнравственную?

Ни в коем случае! Кто дал право мне, Вам, кому угодно судить о том, что нравственно, а что - нет? Человек сам выбирает, что ему смотреть. И не надо никаких советов по нравственности. Я сам выберу, что мне нужно, а что нет.

Для тех, кто думает

- 7 сентября на Международной Книжной Выставке-ярмарке состоялась презентация Вашей новой книги "Многослов. Книга, с которой можно разговаривать". В этой книге Вы даете толкования таким понятиям, как любовь, смерть, совесть и многим другим. Как родилась идея написать столь необычную вещь?

Идея родилась год назад на той же выставке-ярмарке на презентации моего романа "Посланник". Кто-то из посетителей спросил меня: Вы боитесь смерти? Я отвечаю: нет. И мы начали говорить о смерти. Я замечаю, что вокруг собирается народ. Ярмарка закрылась, а люди не уходят! Я подумал - надо же, когда я заговорил про любовь и смерть - это стало всем интересно. И я понял, что надо писать книгу. Я стал выбирать слова о человеческой жизни вне политики: альтруизм, дети, искусство, преданность, дружба.... Стал задумываться над смыслом этих слов, пытался их объяснить. Так и родилась книга.

- Книга изменила лично Вас?

Я стал ловить себя на том, что по-другому все воспринимаю. Когда что-то говорят, я автоматом начинаю над этим размышлять. Смотрю телевизор и думаю: боже, какое количество пустых слов говорят эти люди! Бессмыслицы так много, что я решил писать вторую книгу - "Многослов-2, или Записки офигевшего человека". Там я буду говорить о "политических" словах - таких, как демократия, власть, бизнес, маркетинг, имидж.

- Для кого написан "Многослов"?

Для тех, кому важно осмысливать свою жизнь, понимать, зачем он живет, что делает. Обычно человек задумывается над этим только тогда, когда ему плохо. По-моему, это не правильно. Если человеку просто охота подумать - "Многослов" ему поможет. Это же книга, с которой можно разговаривать!

"Аргументы недели"


Наверх