Ежедневные Новости
Владивостока
66,76 ↓ USD
76,14 ↓ EUR
98,83 ↓ 10 CNY
18 января
Пятница

Политика

Виктор Горчаков: Закон есть согласие

Народные избранники в поисках оптимальных решений

Константин Сергеев
Председатель Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков руководит региональным парламентом по-своему жестко, но интеллигентно. Характерный для спикера стиль: точность, пунктуальность, аналитичность. В своих формулировках Горчаков краток и точен, тщательно взвешивает каждое слово.

Деловой подход

- Виктор Васильевич, нынешний созыв Законодательного собрания проработал уже более двух лет. Можно ли обозначить определенные итоги деятельности?
- Очень непростым и продолжительным был процесс формирования думских комитетов. Ведь не секрет, что какие-то комитеты пользуются большей популярностью, какие-то - меньшей. Но мы приняли решение о том, что по численности структурные подразделения ЗС ПК должны быть примерно одинаковыми. Некоторым депутатам, возможно, пришлось смирить гордыню, но, в конечном счете, свое место работы нашел каждый.
Сейчас все комитеты работают нормально, достаточно профессионально, в них распределены как депутаты новые, так и пришедшие из прошлого созыва "старички". Кстати, присутствуют во всех комитетах члены не только "Единой России", но и других политических сил.
У Законодательного собрания выработался определенный ритм работы, у каждого комитета - свой стиль. Законотворческая культура растет, и наша работа получает позитивные оценки.
Что касается итогов законотворческой деятельности, нами было принято порядка 130 законов, как мне кажется, нужных и важных для Приморья.
Из последних наших действий особо значимым я считаю принятие закона в поддержку малого и среднего бизнеса. В ВРП Приморья малый и средний бизнес занимают 29 процентов, этот объем можно было бы увеличить.
Закон об инновационной деятельности. Мы считаем, что в Приморском крае есть определенный потенциал и сформировался необходимый климат, чтобы думать о продукте с достаточно высокой долей высоких технологий. Это направление надо поддерживать на государственном уровне. Принятие закона вызывало много споров, мы шли к нему на протяжении двух лет.
Закон о регулировании научно-технической деятельности на территории края. Поскольку у нас масса академических, отраслевых высших школ, мы считали, что наше отношение должно быть высказано.
Законы о рыбохозяйственной деятельности, охоте, продовольственной безопасности - соответствующие направления давно нуждались в адекватном законодательном регулировании.
Большая работа была проведена комитетом по социальной политике и защите прав граждан. Я считаю, аккумуляцией этой деятельности является бюджет-2009, где заложены средства на выплаты денежных субсидий матерям-одиночкам, инвалидам, сиротам и другим категориям льготников.
Конечно же, это главное в нашей работе - поддержка социальной сферы. Нам удалось значительно увеличить финансирование медицины, образования, спорта, соцзащиты. Пожалуй, самое главное - Законодательное собрание повышает эффективность бюджетных вложений. Каждый рубль должен приносить пользу.
- Удастся ли сохранить финансирование социальных разделов бюджета в 2009 году?

- Мы попытаемся это сделать. Понятно, что действия кризисных явлений не пройдут мимо Приморья. Для себя мы решили: принимаем бюджет, чтобы у нас был документ, определяющий общую стратегию. В течение года, возможно, придется пойти на секвестирование некоторых статей.
При этом социально значимые статьи мы будем максимально защищать. Люди не примут объяснений по поводу финансового кризиса в США, который сказался на нас. Конечно, у депутатов есть мера внутренней ответственности перед людьми за то, что мы обещали. Был проведен целый ряд совещаний по профилактике возможных кризисных явлений.
Помощь - по адресу
- Каким образом приморские власти будут помогать выживать нашим предприятиям?
- Помощь будет оказана, возможно, на основе налоговых послаблений, кредитов и даже безвозмездных субсидий. Но никто просто так раздавать деньги налево и направо не будет. Должна быть ясная позиция у менеджмента предприятий - на что они готовы пойти, чтобы снизить негативные последствия кризиса.
Впрочем, итоги 2008 года, как мы считаем, не будут провальными. ВРП вырастет на 5,5 процента. В целом мы от падения удержались и большого спада постараемся не допустить.
- Со стороны муниципалитетов раздаются жалобы по поводу того, что им не хватает денег. Насколько это обоснованно?
- Все законы, которые мы принимаем, проходят проверку в региональном отделении Минюста, прокуратуре. Поэтому, если есть какие-то отклонения, сразу же следует реакция.
Другое дело, когда формировался бюджет, департамент финансов краевой администрации использовал новую технологию бюджетного проектирования. У ряда районов снизилось количество денег, которые они могут тратить по своему усмотрению.
Но в целом расходная часть бюджета выросла значительно, до 51 миллиарда. Не хватает денег? Тогда почему на конец года на счетах муниципальных образований около двух миллиардов неизрасходованных средств?
Есть много вопросов к муниципалам. К примеру, субъект Федерации взял на себя функцию обеспечения младшеклассников питанием, хотя это местные полномочия. Сейчас мы передали эту функцию на уровень муниципалитетов вместе с соответствующими целевыми деньгами. И оказалось, что в некоторых случаях средства пошли совсем не на питание.
Однако самая большая головная боль - это муниципальные образования первого уровня. На многих территориях неоткуда собирать налоги. Есть проблема с менеджментом, ведь специалистов высокой квалификации в глубинку не заманишь. Хотя есть и позитивные примеры того, как работает 131-й федеральный закон. Считаю, муниципальная реформа - очень важная вещь при формировании в России гражданского общества.
Степень свободы
- А нуждаются ли сами приморцы в пресловутом гражданском обществе?
- Думаю, да. У нас достаточно высокий уровень политической зрелости во многих муниципалитетах: это Владивосток, Находка, Уссурийск. Высок процент предпринимателей, а эти люди хотели бы иметь уважительное отношение к своим правам. В крае много студентов, ученых, людей свободных профессий.
- Кстати, о студентах. Долгое время вы были ректором ДВГУ. Чем работа в высшей школе тогда отличалась от нынешней?
- Работать было непросто, поскольку было очень много ограничений, которых сейчас нет. Контроль со стороны партийных органов, Министерства образования наблюдался жесткий. И я по-хорошему завидую нынешним ректорам в том, что свободы маневра у них больше.
В то же время преподавателям сейчас очень непросто. Степень информированности студентов выросла колоссально. Если раньше преподаватель был практически единственным источником знаний, теперь студенты знают много такого, чего не знают даже сами учителя. Авторитетом у молодежи быть непросто.
- Вы сами какой стиль руководства предпочитаете - авторитарный или демократичный?
- Мой стиль управления вряд ли можно назвать авторитарным. Но поскольку я выполняю функции спикера, то не могу отпускать вожжи. Мне ведь могут сказать - зачем вообще сидишь в президиуме? При этом моя задача - выслушать всех.
- Часто ли депутаты спорят между собой?
- Законодательное собрание отражает интересы разных социальных групп, возрастов, профессий. То, что бывают определенные споры, это вполне нормально. Очень активно ведут себя такие оппозиционные к "Единой России" депутаты, как Владимир Беспалов, Галина Медведева, Сергей Софин. И внутри фракции ЕР есть свой плюрализм мнений. Но мы находим некие точки соприкосновения, по которым договариваемся.
- Депутаты Законодательного собрания, прошедшие по партийным спискам, распределили между собой территории края и курируют их. Ваш муниципалитет - Большой Камень. Что беспокоит жителей города?
- Большекаменцев интересует прежде всего, конечно, судьба завода "Звезда". Там не все так хорошо, как могло бы быть. Есть определенные проблемы с отоплением города. Затянулся процесс строительства спортивного комплекса. Хотя во многих смыслах ЗАТО Большой Камень и Фокино - самые благополучные территории. Но край будет принимать все больше участия в управлении этими муниципалитетами. Там живут наши люди, приморцы.
Шанс для Приморья

- Виктор Васильевич, какую роль сыграет проведение саммита АТЭС в развитии Приморья? Нужен ли он? Готовы ли мы к нему?
- Несомненно, это дополнительная возможность для развития Приморья. Сейчас много разговоров на тему, что мы не готовы принимать саммит. Ведь всякое новое дело начинается на пустом месте. Конечно, форум без напряжения можно провести в Санкт-Петербурге. Но есть стратегическая задача - укрепить позиции России на Дальнем Востоке.
Напомню, в 2002 году мы проводили во Владивостоке инвестиционный форум стран АТЭС. Тогда же появилась идея провести здесь встречу глав стран региона. Губернатор написал соответствующие письма в МИД, правительство, во время встреч с президентом в устной форме не упускал случая повторить свои предложения. После того как в Приморье побывал несколько раз Путин, вопрос актуализировался.
Что касается подготовки, каждый год в Приморье проводится несколько международных конференций, что в целом формирует некий климат. Правительство делает все, чтобы запланированные стройки обеспечивались финансированием. Поэтому у Приморья есть все шансы. По большому счету, с реализацией этих масштабных проектов начинают сбываться мечты многих поколений приморцев.


Наверх