Ежедневные Новости
Владивостока
66,76 ↓ USD
76,14 ↓ EUR
98,83 ↓ 10 CNY
17 января
Четверг

Экономика

Светлана Морозова: проект бюджета на следующий годы получился удачным

По мнению Светланы Сергеевны монетизация проезда должна уменьшить конфликты в транспорте, но эти выплаты необычайно низки

Игнат Ратовский

Светлана Сергеевна Морозова – Почетный гражданин г.Владивостока, Председатель Совета Почетных граждан, заслуженный работник культуры, общественный деятель.

-Добрый день Светлана Сергеевна, сейчас Дума города принимает бюджет на следующий год. Каково Ваше мнение о главном финансовом документе Владивостока.

Прежде всего, я считаю, что проект бюджета города на следующий год получился удачным. И депутаты, и администрация города действительно постарались при его подготовке. Бюджет – сбалансирован, он предусматривает выполнение в полном объеме всех обязанностей, возложенных на местное самоуправление законодательством. Здесь заложена и зарплата бюджетникам, и деньги на содержание образовательных и медицинских учреждений. Отрадно, что администрация не пошла по пути секвестирования социальных программ. Все они сохранены, а по отдельным направлениям социальной политики бюджетные ассигнования даже увеличены.

-Вы говорите, что "бюджет сбалансирован", а как же его дефицит? Ведь расходы бюджета 2009 года почти на 500 млн. рублей превышают доходы.

Сам по себе дефицит не страшен. Это общепринятая практика среди крупных муниципальных образований, как России, так и зарубежья. Другое дело, когда дефицит составляет значительную часть бюджета, вынуждая власти брать кредиты, которые в принципе невозможно вернуть в срок и без пени. Во Владивостоке ситуация иная. Кредиты, которые будут привлечены для покрытия дефицита бюджета, составляют менее 10% от его доходной части. Конечно, местные власти могли бы отказаться от привлечения кредитов, урезали бы расходы по каким-нибудь статьям бюджета. Например, уменьшили бы суммы, выделяемые на ремонт дорог или социальную политику. Методом сокращения расходов можно сделать даже так, что бюджет на 2009 год стал бы профицитным. Но хорош был бы такой профицит в ущерб реальным потребностям города и горожан?!

-В бюджете 2009 года заложены деньги на монетизацию льготного проезда. Эта тема уже вызвала бурные дискуссии, как в СМИ, так и в обществе, а как Вы относитесь к перспективе монетизации "транспортной льготы"?

Саму идею замены натуральной льготы денежной компенсацией, я считаю, весьма позитивной. В идеале это поможет предотвратить конфликты между водителями и льготниками. Фактически после монетизации все пассажиры в глазах водителя будут выглядеть одинаково, каждый платит наличные деньги. Однако принципиальную роль играет размер выплат. Именно поэтому я и считаю, что предлагаемых на прошлом этапе 100 рублей для пенсионеров и 60 для студентов было явно недостаточно. Я одобряю решение главы города о повышении суммы компенсации на 50%. Но не могу не отметить, что, несмотря на повышение размера выплат, итоговая сумма всё равно осталась весьма скромной. Хотелось бы, чтоб, как только такая возможность появилась, власти еще раз пересмотрели размер компенсации за проезд. Оптимальной на данном этапе я бы назвала сумму не менее чем в 300 рублей в месяц. Кроме того, ситуацию могло бы сгладить сохранение для льготных категорий населения скидок на проезд в электротранспорте.

-Если уже затронули "транспортную тему", расскажите свое мнение о планах по возрождению муниципального транспорта.

Очень своевременное решение. Муниципальный транспорт выровняет ситуацию на рынке пассажирских перевозок краевого центра. Появится возможность возродить общественнозначимые, но не слишком рентабельные маршруты. Муниципальный транспорт сыграет еще одну важную роль – он составит здравую конкуренцию коммерческим перевозчикам. Увы, хоть рынок коммерческих перевозок в нашем городе и сложился давно, во многом он так и остался "диким". В условиях, когда ни один перевозчик не утруждается "обилечеванием" пассажиров трудно говорить о реальных доходах автотранспортных компаний. Властям остается лишь верить им на слово, когда они заявляют о своей убыточности. С этим будет наконец-то покончено весной следующего года, когда пройдут конкурсы на право обслуживания городских маршрутов. Скорее всего, компаниям, не утруждающимся соблюдать элементарные требования в виде продажи билетов и соблюдения графика движения, путь на эти конкурсы будет заказан.

-А что если перевозчики не захотят "играть по новым правилам" и устроят демарш?

Владивостокцы уже сталкивались с шантажом (иначе это и не назовешь) со стороны компаний-перевозчиков. Несколько лет назад многие предприятия не выпустили свои автобусы на маршруты, протестуя против решения городских властей сохранить стоимость проезда на прежнем уровне. Заложниками ситуации стали простые горожане. Воссоздание же парка муниципальных автобусов сделает подобные акции бессмысленными. Нельзя отдавать все пассажирские перевозки в руки частников, рассчитывая исключительно на их добропорядочность.

-А есть ли у бюджета слабые стороны?

В бюджете 2009 года практически не предусмотрено средств на ремонт внутриквартальных дорог. В условиях, когда всё внимание властей сосредоточено на гостевых маршрутах, вовремя не отремонтированные внутриквартальные дороги станут "бутылочным горлом" транспортной инфраструктуры города. Также считаю необходимым форсировать программу по расселению граждан и ветхого и аварийного жилья. Люди, которые в нём живут, подвергают опасности свою жизнь и здоровье. Меры по разрешению ситуации необходимо предпринимать уже сейчас, а не дожидаться, когда случиться трагедия. Не понятна мне в нынешнем виде и программа развития малого и среднего предпринимательства в городе Владивостока. На ее реализацию выделено всего 2 млн рублей. С таким финансированием исполнение программы будет носить лишь формальный характер, реального эффекта, а тем паче увеличения субъектов малого и среднего бизнеса вряд ли последует. Также мне бы хотелось, чтобы программа по строительству новых детских садов вошла в число приоритетных. Но, увы, из-за нехватки бюджетных средств в 2009 году этого не произойдет. Хотя я понимаю – было бы у города больше денег, было бы больше программ, увеличилось бы и их финансирование.

-Светлана Сергеевна, а как Ваши успехи на ниве общественной деятельности?

Неплохо. Приёмная Совета Почетных граждан, которую мы открыли два года назад, работает до сих пор. И если люди к нам идут за помощью, мы осознаём, что мы востребованы. Зачастую люди обращаются к Почетным гражданам как к последней инстанции, жалуясь на жизненную неустроенность или равнодушие чиновников. В большинстве случаев нам удается помочь обратившимся. Бороться с бездействием чиновников стало несколько легче после избрания на пост мэра Игоря Пушкарева. Он оперативно реагирует на наши обращения. А если же решение какого-то вопроса требует корректировки нормативно-правовой базы, Совет Почетных граждан прорабатывает его совместно с Думой города, так сказать, лоббирует интересы обратившихся.

Хотя я не могу не отметить, что число обращений в нашу приемную существенно сократилось по сравнению с прошлыми годами. Если раньше в среднем к нам обращалось порядка 100 человек в месяц, то теперь только 40-50. Изменились и просьбы, с которыми к нам приходят, если раньше было очень много коллективных жалоб по "точечным застройкам" и качеству ремонта дорог, то теперь преимущественно приходят с частными проблемами. Я думаю, что спад обращений в приёмную Совета Почетных граждан обусловлен несколькими объективными факторами – открытием во Владивостоке приёмной председателя ВПП "Единая Россия" Владимира Путина (где, кстати, прием по очереди ведут практически все видные члены партии власти) и очевидными позитивными изменениями в жизни города.

Но только работой в приёмной наша деятельность не ограничивается. Совет Почетных граждан совместно с городской администрацией и депутатами Думы города пытается решить проблемы людей без определенного места жительства. Уже удалось добиться выделения помещения и организации питания для бездомных. Сейчас мы озабочены вопросом, как провести ремонт в еще одном помещении, также переданном для нужд бомжей. Совместно с милицией Почетные граждане включились в акцию "За безопасность". Целью акции является создание безопасной среды, как на улицах, так и на дорогах краевого центра.

Вообще наше сотрудничество с правоохранительными органами носит долгосрочный характер. Почетные граждане традиционно принимают участие в акции "Память", призванной напомнить о сотрудниках органов внутренних дел, погибших при исполнении своего долга. Стремимся мы и всячески помочь милиционерам пополнить материально-техническую базу. Не скрою, что решение о строительстве приёмника-распределителя добивались не только милиционеры, но и Почетные граждане Владивостока.

Активно участвуем мы и в городской жизни. Я регулярно принимаю участие в аппаратных совещаниях при главе города. Это позволяет Почетным гражданам быть в курсе последних событий городской жизни и оперативно доносить свою точку зрения до чиновников. Члены Совета закреплены за структурными подразделениями администрации, делясь с городским властям своим опытом. Так Валерий Тарабаров курирует работу управления транспорта, Юрий Диденко - управление международных отношений и туризма, Раиса Заглядкина - управление по работе с муниципальными учреждениями образования, Антонина Алексашкина - здравоохранение. Свои структурные подразделения закреплены и за другими членами Совета. В общем, все при деле. И каждый из нас стремиться к тому, чтобы Владивосток стал настоящей жемчужиной Дальнего Востока.


Наверх