Ежедневные Новости
Владивостока
66,76 ↓ USD
76,14 ↓ EUR
98,83 ↓ 10 CNY
17 января
Четверг

Общество

"Враг государства №1": Французский детектив с претензиями на классику

Фильм о знаменитом гангстере Франции 70-х так до конца и не определился с жанром, рассыпавшись на множество неравных эпизодов

Егор Лем
год - 2008
страна - Канада, Франция, Италия
слоган - "Подлинная история легендарного преступника"
режиссер - Жан-Франсуа Рише
сценарий - Жак Месрин, Абдел Рауф Дафри, Жан-Франсуа Рише
продюсер - Дэниэл Делюм, Тома Лангманн
оператор - Роберт Гантц
композитор - Марко Белтрами, Маркус Трампп
жанр - триллер, драма, криминал
сборы в мире - $20 101 392
сборы в России - $2 449 646

Сюжет
Первая часть истории Жака Месрина, знаменитого французского гангстера, который в 70-е годы был настоящим врагом государства № 1. В течение почти двух десятков лет Жак Месрин, выходец из благополучной буржуазной семьи, организовывал и принимал участие в многочисленных вооруженных налетах на французские банки с редкими перерывами на тюремные отсидки, пока, наконец, не был схвачен канадской полицией во время очередного ограбления.

Все в нашем мире повторяется. С разной периодичностью и в разных формах. Режиссер Жан-Франсуа Рише знает об этом правиле не понаслышке. Прошлый его проект являлся прямым ремейком нетленного полотна Джона Карпентера "Нападение на тринадцатый участок", а тот в свою очередь был своеобразной вариацией на классический вестерн "Рио-Браво".

Свежий фильм "Враг государства №1" на самом деле уж и не такой свежий, как может показаться на первый взгляд. Как бы сказал маэстро Воланд – "Осетрина бывает только первой свежести. Она же собственно и последняя". Французского режиссера на этот раз заинтересовал образ благородного и бесстрашного гангстера из американских нуаров. Только найти подобного героя предстояло во Франции. Немного волшебства и вуа ля – знакомьтесь, на арену выходит знаменитый французский бандит Жак Месрин (не страшно, что о нем мало кто слышал. На всех аль Капоне не напасешься). Приходится доставать из старинных пыльных сундуков персонажей мастью помладше.


Название интригует, как только ловишь его на слух. Судя по нему, история, которую нам предстоит услышать и увидеть должна обладать поистине гигантским размахом. Еще бы, дабы заслужить такой статус, надо крайне постараться на определенном поприще. Начало партии остается за Рише. Классические нотки нуаров проскальзывают с первых кадров – возвращения героя с войны, безработица на родине, вступления в банду и первые нарушения закона. Человек, выброшенный на обочину жизни, начинает брать последнюю за горло, не стесняясь методов. Венсан Кассель, в роли Месрина, здесь как рыба в воде. Актеру на роду написано играть харизматичных и обаятельных героев с затаенной в глазах жестокостью. Кассель буквально с первых минут властвует в кадре, не давая ни одного повода отвести зачарованный взгляд от экрана.


Казалось, ничто не могло помешать получить удовольствие от просмотра – богатый культурный материал и актер, вписывающийся в него идеально, но режиссер вдруг через некоторое время начал дергаться, хватаясь за все то, что подсказывала натренированная память. Рише явно в восторге от де пальмовского "Лица со шрамом", мотивы которого можно заметить во "Враге" даже невооруженным взглядом. Это конечно не зазорно, только Жак Месрин на фоне Тони Монтаны кажется неумелым хулиганом и титула, столь щедро приписанного ему режиссером, уж точно не заслуживает.


Рише в принципе поступает верно, излишне не романтизируя своего героя. Собственно, здесь нечего воспевать. Правда и детально выписать персонажа режиссер поленился. Все мотивы незаметно испаряются, так и не успев толком появиться, как следует. Персонаж Касселя оказывается на поверку сырым и больше похож на фигурку, вырезанную из картона и вставленную в картину только для того, чтобы было. Собственно, это и неудивительно, в прошлом фильме Рише уже проделывал подобный трюк. Кассель изо всех пыжится, пытается сыграть так, как еще не играл, только режиссер в этом не очень то и заинтересован. Он с ювелирной точностью продолжает вставлять картонную фигурку, обозначающую главного героя в заготовленные формовки. Далее идут отголоски "Бонни и Клайда" и "Великого побега". Вот только смотрится все это очень нелепо. Примерно тот же эффект будет, если в готовую композицию из немецкого конструктора "Лего" вставить деталь из китайского.


Главного героя нет, связной истории тоже не наблюдается. По старым лекалам режиссер излагать историю не хочет, а по новым банально не может. Его фильм похож на длинный и растянутый видеоклип. Щеголяющий формой, но не содержанием. Удачно начавшаяся партия уходит в глубокое пике и чтобы ее оттуда успешно вывести, нужно хорошенько постараться. И если создание достоверных образов Рише не по силам, то нужно попробовать выехать на чем-то другом.


Наверх