69,25 ↓ 100 JPY
11,39 ↓ 10 CNY
73,47 ↓ USD
66,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-9° ветер 1 м/c
EN
26 февраля
Пятница

Экономика

Кто построит новый Владивосток?

Каким будет Владивосток в будущем? Как будет выглядеть город, в который влюблено полмиллиона местных жителей и несчетное число бывших горожан? Эти вопросы при всей их кажущейся субъективной мечтательности касаются не только жителей Владивостока, но страны в целом. Их актуальность очевидна уже сегодня. От того, как их разрешить сейчас, напрямую зависит будущее города и детей и потомков современных владивостокцев. Собеседник "Н" - известный художник и горожанин Александр Пырков – предлагает идею простую и красивую.

Мировое качество жизни, а не местечковость

Сколько можно дышать в затылок друг другу! Городу в первую очередь необходим генеральный план развития. Но не просто план в советском понимании, которые в городе есть, но забыты, поскольку во многом устарели и не учитывают многих реалий современной жизни. Нужен план, учитывающий все основные потребности города и нацеленный на развитие на десятилетия вперед. Для того чтобы этот план соответствовал городским потребностям, его должны разрабатывать специалисты мирового уровня. Не стоит этого стесняться. Подобная практика широко известна в истории. Вспомнить Санкт-Петербург, построенный иностранцами, или даже московский Кремль, возведенный итальянским архитектором по аналогии с замком Медичи. Не менее показательны факты приглашения западных архитекторов в Москву и Петербург сегодня. Владивосток не исключение. Исторический центр застроен иностранными и западными архитекторами, да и в советский период его застраивали приглашенные специалисты из Ленинграда. Планируя новый Владивосток, ложный патриотизм здесь ни к чему.

Советское качество устарело

Конечно, во Владивостоке много своих архитекторов, но учились они на морально устаревших типовых застройках, а сегодня упражняются в возведении коттеджей и магазинов (не менее однотипных). Нужен масштаб совершенно другого порядка. Вряд ли подобные специалисты есть в России. Те же ленинградцы воспитаны на плоскостном ландшафте. Беспомощность работы с уникальным рельефом Владивостока видна по советским застройкам, которые, как правило, съедали сопки и портили вид. Говоря в целом, в России небогатый опыт по созданию современной городской инфраструктуры. А многое до сих пор строится по советским стандартам. Их неэффективность очевидна на примере дорог. Вместе того, чтобы сделать дорогу, которая бы выдерживала современный поток машин не одно десятилетие, у нас до сих пор строят так, как тридцать лет назад, когда по улицам ездили только партийные руководители со своим кортежем два раз в день, и меняют покрытие несколько раз в год. Сердце нового города – сеть современных автострадПроблема дорожных коммуникаций – это ключевая тема нового генерального плана города. Будущий Владивосток должен быть построен так, чтобы у него не было никаких проблем с внутренними сообщениями. Городу, очевидно, нужны автострады, наземные трассы, туннели и мосты. Все это должно красиво вписываться в общий рельеф города, границы которого неминуемо расширятся до острова Русский и города Артем. Сетка дорог – это сердцевина будущего мегаполиса. Вокруг нее нужно спроектировать все необходимые зоны: жилые, промышленные и – обязательные зоны отдыха, каких в современном городе – катастрофический дефицит. Гулять сегодня в городе негде. Некуда повести детей. Параллельно во Владивостоке жизненно необходимо создать новую систему канализации и очистки стоков. Все это, включая новые архитектурные решения, - задача глобальная. Однако ее решение не только реально. Оно может быть довольно скорым.

Где вы, современные Растрелли и Росси?

Во Владивосток нужно привлечь архитекторов с мировым именем. Для этого придется объявить широкомасштабный конкурс. Сомнений в том, что лучшие архитекторы планеты откликнутся, не должно быть. Во-первых, заказов на проектировку целого города, как в недавнем прошлом столицы Бразилии, в мире сегодня не так много. В то же время есть целый ряд достойных архитекторов, которые бы почли за честь увековечить свое имя созданием нового облика крупнейшего города на Дальнем Востоке России. И у них для этого есть все – талант, имя, штат архитекторов-помощников и т.д.Деньги есть, нужно их красиво потратитьНесомненно, полная модернизация Владивостока потребует очень солидных финансовых вложений со стороны государства. И здесь мы можем вспомнить усиливающиеся разговоры о необходимости развития Дальнего Востока и совсем недавно озвученные планы правительства по инвестированию в преобразование и развитие Владивостока 400 млрд рублей. Деньги у страны есть, нужна максимально эффективная и демократичная схема их освоения. Мировой конкурс на генплан Владивостока по определению будет открытым. И контроль за отбором проектов и всеми расходами должен осуществляться не только при участии горожан, региональных и федеральных властей, но и международного сообщества. Если Владивосток обретет генплан мирового уровня, и на его реализацию будут выделены федеральные средства, объем работ поглотит все мелкие местечковые противоречия. Работы хватит всем без исключения – и белым, и серым, и черным.

Местным властям – флаг в руки

Теперь дело за малым. Нужно начать. Нужно обдумать проведение конкурса и объявлять его в мировой прессе. Красивый проект города – это как раз то, чем Россия может привлечь мировое сообщество к своему дальневосточному рубежу. Тогда сюда и поедут люди – россияне, иностранцы, рабочие, туристы. Как художник говорю, людям нужна картинка, а не какие-то неопределенные обещания. Самое время ее создавать. Было бы замечательно, если бы ее создание взяли бы под свое начало краевые и городские власти. Губернатор мог бы увековечить свое имя. Во всяком случае, если горожане серьезно озаботятся будущим Владивостока, то на это властям уже нельзя будет не обращать внимания. Думаю, пора перестать жить в апатии. И заняться созданием собственного благополучия.

Поделиться:

Наверх