57,95 ↑ 100 JPY
96,03 ↑ 10 CNY
64,71 ↑ USD
55,75 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-1° ветер 1 м/c
EN
27 апреля
Суббота

Экономика

Экономика Приморья рушится

Автобизнес, горнорудная промышленность, финансы и банковское дело, строительство - уже под ударом. Дальше будет только хуже?

Игнат Ратовский
Экономический кризис все громче заявляет о себе. Все больше тревожной информации приходит из самых разных отраслей экономики региона: лихорадит строительство, горнорудную промышленность, автобизнес, финансы и банковское дело и так далее, список увеличивается с каждым днем, сообщает PrimaMedia.
Разящий удар по автобизнесу

Аналитики прогнозируют приморскому автобизнесу если не гибель, то заметный упадок. Только в одной столице Приморья в бизнесе, связанном с продажей и техническим обслуживанием автомобилей, работает, по разным данным, до 150 тыс. человек. Имеются в виду, безусловно, иностранные автомобили, "праворукие", большей частью подержанные.
По автобизнесу ударили по всем фронтам - мало того, что финансовый кризис резко снизил покупательскую способность населения, так еще и государство приготовило неприятный подарок. В частности, речь идет о запрете ввоза в Россию из-за границы иностранных автомобилей старше пяти лет и повышении таможенных пошлин на новые машины до 30%. Автомобилисты опасаются также, что в России могут полностью запретить ввоз автомашин с "правым рулем".
Много частных предпринимателей в Приморье занимались автоимпортом, в том числе и так называемыми "конструкторами". Но ввоз автомобилей по запчастям прекратился в связи с вводом новых пошлин на кузова. Серьезные ограничения, связанные с ввозом машин, больно ударили по карманам людей, для которых автобизнес - основной и единственный источник дохода. По мнению экспертов-криминалистов, трудности с ввозом "конструкторов" обострят в регионе проблему воровства и автоугонов.
Тем временем снизился спрос на подержанные японские автомобили на самом большом на Дальнем Востоке авторынке "Зеленый угол", расположенном во Владивостоке.
Цены на подержанные авто в Японии, которая на финансовый кризис реагирует острее, чем Россия, растут, поэтому стоимость машин увеличивается и во Владивостоке. Цены на авторынке "Зеленый угол" выросли в долларах, потому что дилеры покупают их в Японии именно за эту валюту. Те, кто копил на машину в рублях, сейчас отдают на 5-10 тыс. больше только из-за того, что доллар стал дороже.
Люди гибнут за металл
Негативное влияние финансового кризиса ощутила на себе горнорудная промышленность. Цены на добываемые в крае руды упали более чем в два раза, в результате уже сейчас местные ГОКи сокращают объемы производства и персонал.
Горно-металлургическая компания "Дальполиметалл" остановила производство. Предприятие в Дальнегорске выпускает цинковый и свинцовый концентраты. Руководство закрывшегося Дальполиметалла утверждает, что в сложившихся условиях мирового финансового кризиса предприятию менее затратно простаивать, чем работать.
В отпуск отправлено 2 100 горняков, им будут выплачивать по 2-4 тыс. рублей ежемесячно, тогда как средняя зарплата на этом предприятии составляла 16,5 тыс. рублей.
Причины тяжелого положения называют глобальные - падение цен на цинк и свинец и сокращение потребления этих металлов автомобильной промышленностью. Кроме того, российские банки не спешат кредитовать такую рискованную отрасль, как добыча горных руд, а на собственные оборотные средства такие предприятия существовать не могут.
Вслед за Дальполиметаллом о плохом финансовом положении заговорили на другом местном крупном промышленном предприятии Дальнегорска - горно-химической компании "БОР". Здесь руководство планирует понизить заработную плату работникам, которая и существующая-то невысока - в среднем 5 тысяч рублей.
Не лучше обстоят дела у ОАО "Приморский ГОК", "Ярославской ГРК" и "Лермонтовской ГРК".
Финансисты, строители и прочие...
Кризис влияет и на показатели транспортного комплекса Приморья, ведь он также ориентирован на обслуживание экспортных и импортных товаропотоков, а они сокращаются. Последние два месяца и железнодорожники, и портовики отмечают снижение грузооборота по стали, углю и другим товарным группам.
Еще одно следствие финансового кризиса - инвестиционное. Если с проектами, реализуемыми на госинвестиции, все более-менее нормально, то судьба частных совершенно неясна. Опрос приморских бизнесменов показал, что подавляющее большинство их решило на год-другой отложить задуманное.
В такой ситуации нетрудно предвидеть сокращение потребительского спроса в регионе в целом, объемов оптовой и розничной торговли.
В кадровых агентствах Приморья отмечают: заметно снизилась активность работодателей из банковской сферы, финансовых и лизинговых компаний. Пока все спокойно на крупных торговых предприятиях и транспорте.
Банковскую сферу сейчас лихорадит больше всего - ужесточились требования к тем, кто берет кредиты и ипотеку, повысились ставки, а значит, рынок все меньше нуждается в кредитных менеджерах.
Вторая сфера бизнеса, в которой появится много безработных, - строительство. Во-первых, осенью заканчивается сезон, а во-вторых, объемы строительства уже начали падать. С другой стороны, в Приморье активно идет подготовка к саммиту АТЭС, и строители смогут перейти работать на возведение мостов, гостиниц, административных зданий.
Уменьшится спрос и на специалистов по обучению персонала. Кроме того, за свои места следует бояться менеджерам. Работодатели будут оптимизировать работу сотрудников, увольняя одних и перекладывая их нагрузку на оставшихся. В октябре количество соискателей позиции менеджера существенно превышало предложение: 15,2 процента против 9,5.
Под массовое сокращение, полагают эксперты, также попадут представители сервисных профессий: водители, официанты, секретари, менеджеры среднего звена.
А цены - все выше и выше...
Кризис отразился на фармацевтическом рынке и, как следствие, на кошельках населения страны. В аптеках подорожали лекарства. Причем дорожают в основном "бюджетные" препараты стоимостью до 150 рублей.
Эксперты объясняют этот процесс девальвацией рубля: более 80% лекарств на российском рынке иностранного производства и закупаются за валюту, и изменение курса доллара не могло не отразиться на ценах в российских аптеках. В то же время отечественные производители и дистрибьюторы сами накручивают цены, закладывая в них подорожавшие кредиты и возросшие экономические риски.
На продовольственном рынке цены также ползут вверх. И не только из-за того, что их поднимают производители. На рынках и в продуктовых магазинах ажиотаж - в панике ожидая возможного продовольственного кризиса как логичного продолжения кризиса финансового, население делает "стратегические" запасы.
На ура идут 5-килограммовые упаковки макарон и мешки сахара, вообще все крупы, консервы и прочие "сухпайки". В одном из центральных продуктовых супермаркетов Владивостока нам рассказали, что одна покупательница приобрела сразу 200 куриных яиц, опасаясь, что этот товар в ближайшее время сильно подорожает.
Дальше будет только хуже?
Российская власть признала наличие кризиса, причем не финансового, а экономического. И считает, что этот кризис будет затяжным: в России он может продлиться еще два года.
В Приморье, по мнению экспертов, кризис только начинается, и его основной удар придется на начало следующего года. В феврале аналитики прогнозируют новую волну сокращения штатов и объемов производства.
Между тем многие местные эксперты сходятся во мнении: Приморью и тем дальневосточным территориям, где начали разворачиваться крупномасштабные проекты с государственными инвестициями, крупно повезло.
У Приморья есть мощное подкрепление федерального бюджета, связанное с подготовкой к саммиту АТЭС, который пройдет здесь в 2012 году. Кроме того, на территории края и других дальневосточных землях идет строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Строится нефтепорт Козьмино, дороги, мосты, модернизируется коммунальная инфраструктура Владивостока. Это миллиарды рублей капвложений, стройки рассчитаны на несколько лет, что гарантирует стабильное пополнение бюджета Приморского края.
Но, с другой стороны, более чем на 50% федеральная казна формируется за счет доходов от экспорта дешевеющих в последнее время нефти и газа. Не исключено, что на каком-то этапе из-за сокращения доходов федеральный бюджет начнет проваливаться, а с ним и региональные.

Поделиться:

Наверх