58,46 ↑ 100 JPY
91,22 ↑ 10 CNY
62,81 ↑ USD
54,28 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+14° ветер 6 м/c
EN
27 июня
Четверг

Общество

В трагедии на "Нерпе" найден крайний

Общественность не верит в официальную версию причины ЧП, но следствие продолжает настаивать, что виноват матрос

Василий Буслаев
Всего через несколько дней после гибельной аварии на атомной субмарине "Нерпа" спецкомиссия Минобороны подтвердила версию о причине смерти 20 человек из 208 членов экипажа и сдаточной команды К-152 - выброс в первые отсеки лодки газа фреон из системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая). Теперь предстоит выяснить: каким образом включилась система ЛОХ и кто виноват в ее несанкционированном срабатывании.
На пирсе тихом в час ночной

8 ноября 2008 года во время очередного этапа госприемки новенькая российская АПЛ "Нерпа" в очередной раз вышла из акватории завода в Большом Камне для производства торпедных стрельб и глубоководного погружения в районе боевой подготовки ТОФ вблизи бухты Ольга.
На борту подводной лодки кроме военного экипажа (81 человек) находилась сдаточная команда - 127 заводчан и представители нескольких предприятий, поставивших на АПЛ технику. Вечером на лодке в подводном положении на перископной глубине в результате срабатывания системы пожаротушения ЛОХ в первом и втором отсеках субмарины погибли 20 человек и пострадал 21.
- Авария произошла в шесть вечера 8 ноября, - рассказал СМИ находящийся на лечении в госпитале ЗАТО Фокино слесарь-монтажник Виктор Рифк.
По словам Рифка, в это время во втором жилом отсеке находились до 70 человек. Монтажник утверждает, что газ пошел только во второй отсек, но одновременно из двух - собственно из жилого и из первого (емкости с фреоном имеются в каждом отсеке).
- Получилось так, что сработала система ЛОХ второго отсека, а потом запустилась и в первом. Всего в наш жилой отсек пошло 120 кг фреона, - говорит Виктор Рифк.
По его словам, команда включиться в индивидуальные средства защиты поступила в тот момент, когда в отсек из многочисленных распылителей уже лился фреон:
- Я успел надеть ПДА, прошла минута - и потерял сознание, очнулся на "Трибуце", куда через несколько часов с ПЛ были эвакуированы все пострадавшие.
На вопрос, почему люди теряли сознание, Рифк (а он холодильщик, т.е. фреон знает не понаслышке) ответил:
- Может, в тот момент, когда некоторые надевали маску ПДА, в нее фреон попадал. Предельно допустимая норма фреона считается один грамм на кубометр воздуха. А если капелька попадет в маску, то уже не одна норма получится, а намного выше. При повышенной концентрации фреона в воздухе человек вырубается.
После аварии - одни вопросы
Уже не секрет, что эта аварийная АПЛ предназначалась для ВМС Индии. Ее планировали передать в лизинг на десять лет.
Атомная подводная лодка "Нерпа" (К-152, проект 971 "Щука-Б", относится к атомным подводным лодкам третьего поколения) была заложена в 1991 году на Амурском судостроительном заводе города Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край) по заказу Минобороны страны. В 2008 году АПЛ после постройки перешла в Большой Камень для достройки и проведения ходовых испытаний.
Самый главный вопрос трагедии (выделить ПЖ!!!): что послужило причиной поступления в два отсека живучести АПЛ фреона?
На подлодке "Нерпа" станции пожаротушения размещены во всех отсеках, кроме реакторного. Запустить их, то есть дать ЛОХ в отсек можно как "электроникой" - с центрального пульта управления кораблем, так и вручную - со станции управления ЛОХ в отсеке, а также в смежном с ним. Запустить станцию по незнанию можно нечаянно - сейчас это главная версия ЧП. В интервью "Н" один из командиров-подводников ТОФ сказал:
- Люди на госиспытаниях размещаются в отсеках в жуткой и непривычной даже для подводников тесноте - три экипажа на строго ограниченное количество мест отдыха, приема пищи и кубатуру свободного пространства. Обычно прикомандированные гражданские тащат с собой множество инструментов, ЗиПа, сменную одежду, которыми захламляют и без того тесные отсеки и проходы в них. Кто-то мог просто нечаянно зацепить этим имуществом или даже задеть быстродействующий клапан подачи ЛОХ (а станция специально размещается в легкодоступном месте отсека), сорвать клапан с пломбы и даже не понять, что он натворил... Конечно, в ЦП лодки увидели сигнализацию на пульте, что ЛОХ сработал, дали команду в отсек и по лодке о включении в спасательные аппараты, но фреон уже был в отсеке.
Второй вопрос (Выделить ПЖ!!!): почему лодка вышла на испытания под выходной день? Почему в темноте она шла под перископом, а не в надводном положении или уж на нормальной для атомохода глубине 50-70 метров?
Военные и заводчане вместе торопились сдать лодку Индии? Ведь говорят, что на днях во Владивосток должен был прибыть индийский экипаж для приемки К-152 у флота, который и сам пока не принял "Нерпу" у промышленности...
Третий вопрос (Выделить ПЖ!!!). На АПЛ находилось более двухсот человек. Большая часть - гражданские специалисты, многие из которых не имели достаточного опыта поведения на субмарине. Военные утверждают, что в отсеках было загружено достаточное количество ИДА (индивидуальных дыхательных аппаратов) - 220 комплектов, а ПДА (пусковые дыхательные аппараты) были розданы на пирсе всем под роспись.
Но ИДА тяжелы, неудобны и распределяются по штатным местам в отсеке, а небольшие ПДА обязательно носятся на поясе каждым членом экипажа. Прошли ли гражданские люди курсы по включению в ПДА? В случае аварии подводник должен задержать дыхание и включаться в аппарат на автомате: одним движением натянуть на лицо маску (заранее подогнанную по размерам, кстати), вторым - нажать кнопку запуска регенерирующего устройства и, наконец, произвести выдох в маску (что для надышавшегося фреоном очень непросто).
Судя по количеству погибших и свидетельствам спасенных, "опытные" гражданские специалисты требование носить ПДА при себе "героически" игнорировали.
Спасшиеся об аварии
Причиной гибели людей стало не отравление, а кислородное голодание - поступивший в отсек фреон связал кислород воздуха, сделав его непригодным для дыхания. У пострадавших отмечены последствия кислородного голодания (удушья), обморожения (во время аварии фреон охладил отсек и воздух в нем до минусовой температуры), а также ушибы - следствие толчеи при эвакуации из отсека и с АПЛ.
- Нам очень повезло, что это произошло в шесть вечера, а не ночью, когда большинство людей спали бы. Погибли только те, кто успел надышаться фреоном. В каютах распылители находятся прямо над койками, над лицом: глоток фреона - и все. Кто спал в каютах, все погибли, - рассказал журналистам техник группы управления мичман Денис Кошеваров. - Большинство военных были на вахте в других отсеках. ПДА были у всех, но некоторые не срабатывали.
Мичман считает, что причина аварии - сбой в компьютере:
- Такую систему нельзя было запитывать на электронику. Раньше на лодках система ЛОХ была ручная, по приказанию. Дается команда: "Включиться в дыхательные аппараты!" - и только потом пускается фреон. А тут он уже льется - и одновременно аварийная тревога. У нас был пульт общекорабельных систем "Молибден-И", это индийский вариант, - сказал Кошеваров.
Между тем в спецкомиссии, проверяющей обстоятельства ЧП, сообщили, что неполадок в системе ЛОХ пока не обнаружено.
Среди 20 погибших - три члена экипажа: замкомандира по воспитательной работе капитан второго ранга Евгений Головных, химик "Нерпы" капитан третьего ранга Александр Подборнов, кок-инструктор мичман Александр Прудников. Из 21 госпитализированных - три мичмана "Нерпы": Александр Вахрушев, Денис Кошеваров и Евгений Овсянников.
Три члена аварийного экипажа "Нерпы" похоронены в Большом Камне, 12 - в Комсомольске-на-Амуре, трое в Москве.
Всем семьям погибших решением губернатора Приморья Сергея Дарькина оперативно выплачена матпомощь в размере 100 тысяч рублей.

тем временем

Как сообщает PrimaMedia со ссылкой на РИА Новости, заявления Следственного комитета при Прокуратуре (СКП) РФ о том, что аварию на подлодке "Нерпа" устроил включивший систему пожаротушения матрос, вызвали сомнения и у сослуживцев того самого матроса, и у представителя профильной комиссии Общественной палаты Анатолия Кучерены, и у главы Генштаба Вооруженных сил Николая Макарова.

Глава Генштаба призвал следствие не спешить с выводами

О вероятной вине неназванного матроса сообщил РИА Новости официальный представитель СКП Владимир Маркин.

"Следователи военно-следственного управления СКП установили лицо, несанкционированно, без всяких на то оснований включившее систему пожаротушения на АПЛ. Это один из матросов экипажа, он уже дал признательные показания", - сказал он.

Однако позже глава Генштаба ВС РФ Макаров призвал не спешить называть виновных.

"Нужно сначала дождаться результатов следствия, и лишь затем будут делаться выводы", - сказал он.

В четверг "Российская газета" сообщила, что обвиняемого матроса зовут Дмитрий Гробов и он уже арестован. По данным издания, арестован еще один из трех вахтенных, находившихся в носовом отсеке во время аварии, - Алексей Васильев.

СКП пока фамилий не называет. Маркин заявил РИА Новости, что до предъявления обвинения фамилии подозреваемых обнародованы не будут.

Допуск к системе пожаротушения - только у старших офицеров

Между тем, источник в комиссии по расследованию этого ЧП сообщил РИА Новости, что следствию еще необходимо установить, каким образом систему пожаротушения мог включить матрос, который не имел к ней допуска и не мог просто так пройти все уровни подтверждения.

"Допуск к системе имеют члены экипажа рангом не ниже старшего офицера. Невозможно просто включить систему, которая защищена несколькими уровнями подтверждения", - заявил эксперт.

Все люди на борту подводной лодки должны иметь средства индивидуальной защиты. Почему участники испытаний на АПЛ "Нерпа" ими не воспользовались? Мнение вице-адмирала в отставке Рудольфа Голосова.

По его мнению, следствие должно установить, каким образом командование лодки контролировало систему пожаротушения.

Сейчас эксперты на заводе-изготовителе приступили к исследованию технического состояния системы пожаротушения АПЛ "Нерпа", отметил источник.

"Эксперты должны выяснить, возможно или нет повторение ситуации, которая произошла на АПЛ "Нерпа", когда несанкционированно сработала система пожаротушения. Нужно выяснить, почему человек, не имеющий допуск на включение "ЛОХ", смог ее включить", - сказал эксперт.

Кучерена: "Не говорите на всю страну, что вы нашли виновного"

"Только возбуждено уголовное дело, не проведен ряд важнейших следственных действий, в результате которых необходимо установить виновного... И уже сегодня же объявляется человек, который якобы дает признательные показания", - так отреагировал на слова Маркина глава комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена.

Он заявил, что Общественная палата запросит у следствия ряд документов и будет просить следователей рассматривать, помимо озвученной, все версии и в своих выводах исходить не только лишь из признательных показаний матроса. Более того, Кучерена заявил, что "надо выяснять, как эти показания давались".

По его словам, в судебной практике достаточно примеров, когда человек, давший признательные показания, на самом деле оказывался невиновным.

"Проведите следственные действия, соберите доказательства, тогда уже отправляйте их в суд, и пусть суд установит виновность человека. Но не говорите на всю страну, что вы нашли виновного и раскрыли это преступление", - заключил член Общественной палаты.

Сослуживцы: "Просто нужно найти крайнего"

Сослуживцы матроса, обвиняемого в несанкционированном включении противопожарной системы на АПЛ "Нерпа", уверены в его непричастности к аварии.

"Я и многие наши подводники знаем его достаточно давно. Мы не первый раз плаваем вместе. Лично я знаю его более пяти лет. Это отличный специалист и дисциплинированный моряк. Он просто не мог каким-либо образом включить ЛОХ", - сообщил РИА Новости один из пострадавших офицеров, который присутствовал на похоронах погибших приморцев.

По его словам, включить систему пожаротушения одновременно в двух отсеках технически практически невозможно.

"Это программная ошибка, однозначно. Сейчас просто нужно найти крайнего, на которого можно все повесить", - заявил собеседник агентства.

Чтобы спастись во время внештатного включения противопожарной системы на АПЛ, достаточно несколько секунд. Почему времени не хватило. Мнение подводника Николая Теплякова.

Не исключено, отметил он, что признание было дано под давлением со стороны следствия.

"Его вчера увезли на допрос, и до сих пор он не вернулся. Что там с ним делают, неизвестно", - сказал офицер.

"Мы дружим семьями, наши жены дружат, наши дети растут вместе, я не верю следствию. Если его вина каким-то образом будет доказана, я просто разочаруюсь во флоте и уйду из ВМФ", - заключил он.

Поделиться:

Наверх