57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-4° ветер 1 м/c
EN
20 апреля
Суббота

Общество

Тени над Патроклом сгущаются: в Приморье снимают большое кино

В минувшее воскресенье во Владивостоке в районе бухты Патрокл состоялись съемки одного из ключевых эпизодов широкомасштабного кинопроекта "Тень над Аркхэмом".

Андрей Вороной
Справка "Н"

Кинопроект "Тень над Аркхэмом" снимается во Владивостоке в 2008 году. Картина создается по мотивам нескольких повестей и рассказов Говарда Филипса Лавкрафта, классика американской "литературы ужасов", создателя целого жанра в фантастической литературе.
Предварительный бюджет картины – 500 тысяч евро.
Планируемый хронометраж – 100 минут.
Примерное окончание съемок – конец 2010 год.
Фильм производится студией Myst Gate Entertaiment. Глава студии – Семен Климовский.
Человеческий фактор
Солнце светило особенно удачно для съемок. По плану должна была отыграться и отсняться сцена встречи между двумя ключевыми персонажами картины. По замыслу режиссера, Георгия Саенко, дабы придать сцене большей таинственности и внушительности требовалось безлюдное взморье, мрачные клубы дыма. Перед камерой – сам Лавкрафт, участвующий в картине, как полноценный персонаж и один из героев картины. Сцена полна драматического напряжения и, в общем-то, печальна…
Увы, мы не учли того, что бухта Патрокл, не смотря на свою удаленность от основных городских магистралей, даже в первых числах ноября является "излюбленным местом отдыха горожан". В этой связи по пляжу автомобиль съемочной группы не смог проехать сквозь бетонные блоки, которое кто-то соединил стальным тросом. Даже интервал между бетонными блоками, через который мог бы протиснуться мини-вэн, и тот какой-то "деятель" перекрыл массивной ржавой цепью с замком. Времени на поиски "вахтера" не хватало, поэтому тяжеленный генератор для работы дымовой машины пришлось тащить на себе метров сто. Если не больше. Поэтому же и пригодился журналист на съемочной площадке. А что? Здоровый мужик без дела не останется!
Признаюсь, было весело, но тяжело. Потом еще дня два с непривычки гудели ноги. Генератор можно было, конечно, и катить, согнувшись над ним в позе зодиакального знака Рака, но малый рельеф пляжа – округлые камни и мусор, которым обильно осыпали побережье, кажется, несколько поколений отдыхающих, не позволял такой роскоши. Пришлось тащить его на руках. И то сказать – генератор, конечно, и не ящик с хрусталем, но как и плита для гробницы фараона – волоком не попрешь.
Но это было не самой огромной проблемой.
На фоне живописных отвесных скал – отличная природная фактура для съемок в "как бы Новой Англии" - расположились туристы. Они, конечно, не знали, что сегодня здесь будут снимать кино. Поэтому взрослые – "моржи"! – принимали поздние морские ванны, а детишки в как назло ярких одежках лазали по скалам. На выступе одной из скал, кстати, сидел рыбак. С огромной черной овчаркой. "Мрачным" замыслам Георгия Саенко, режиссера хоть и молодого, но требовательного и аккуратного, казалось бы, не суждено сбыться.
Ситуацию попробовал решить продюсер картины Семен Климовский. И он решил ее. Хоть и не надолго. "Аборигены" пляжа пообещали ему перед камерой не светиться. А тех, кто шел на пляж тем же маршрутом, что и съемочная группа, удавалось вежливо отговорить. И не мешать.
Кто же знал, что подступы к Патроклу перекрыты не все! Оказывается, на тот участок пляжа, который как раз подразумевался, как съемочная площадка, претендовали еще и те, кто незаметно спускался по тропинке с вершины холма, возвышавшегося над морем. А с ними договоренности не было. Поэтому одна любительница отдыха на почти дикой природе – "морж" не только по замашкам, но и судя по всему, по воспитанию и уровню интеллекта, устроила чуть не перед камерой скандал. Поэтому сцену сняли не целиком – пока страсти улеглись, пока туристы отступили…
Наконец, едва не сорвавший голос в споре с тетками Семен Климовский смог дать интервью "Н".
Знак четырех
- Семен, как возникла идея и желание снимать картину "Тень на Аркхэмом"?
- Идея фильма принадлежит Георгию Саенко - режиссеру картины. Мое же желание снимать кино присутствовало всегда. Я ребенком бегал - снимать хотел. И, кстати, идея фильма, к которому я хотел приложить руку, была принципиально другая. Это вообще было другое кино!
- Например?
- Первой моей мыслью и осознанным желанием было создать картину... по роману Милорада Павича "Стеклянная улитка". Более того, был подготовлен сценарий. Я консультировался и учился создавать литературную канву киносценария у Каураха, преподавателя Академии искусств. Три раза в неделю. И было это в 90-х годах.
Уже тогда я вовсю занимался рекламным бизнесом, снимал рекламные ролики. Была ситуация смешная: я подвизался в одной студии снимать ролики, не задавая лишних вопросов о деньгах. Просто была договоренность - год отработать и получить от них денег на съемку кино. Денег они не дали. Потом грянул дефолт 1998 года. Тратить лишнюю копейку на нужды кинематографа стало совсем проблематично, но идея не ушла. Накапливались и решения: технические, философские - самые разные. И неожиданно получилось так, что кино в качестве режиссера я не смог снимать уже по иной причине. Я... перерос уровень режиссера. Получилось так - уже после дефолта, разумеется - что под моей опекой, под моей ответственностью оказались люди. Хорошие, трудолюбивые люди. И чтобы сохранить эту команду, мне пришлось стать начальником.
Фишка была в чем? Чтобы начать снимать фильм в качестве режиссера, мне бы пришлось бросить команду. Так как бизнес без моего участия был просто нелегитимен, то вышло: деньги на кино есть. Но снимать - не могу. И тут на счастье на моем горизонте появился Георгий. И неожиданно. Это был какой-то довольно безумный проект от властей - какой-то международный форум. Так вышло, что Георгий стал первым человеком, которого я с треском уволил. В первый и единственный раз в жизни. По причине расхождения в идейных взглядах. Что наши отношения, впрочем, не испортило - так и познакомились. Прошло немного времени, и Георгий снова вышел на меня. И просто сказал: "Дай денег на кино, а?!" Я заинтересовался и спросил: "А что за фильм?" Гоша и рассказал, что собирается снять короткометражку - экранизацию какую-нибудь, выиграть с ней (а я, зная его, подтвержу - он бы выиграл) конкурс студенческих фильмов и на полученный грант снять уже более масштабный фильм. Сумма, которую просил Георгий, была небольшой. И мы начали снимать фрагмент по одному из сюжетов американского классика Говарда Филипса Лавкрафта.
И постепенно проект стал разрастаться. Как облако чернил, выпущенных гигантским спрутом в морской воде. И мы стали понимать, что в заданный хронометраж не влезаем. То есть мы, уже превзошли формат фестиваля студенческого кино. А снято было интересно и интересно было работать. Я получил от этой работы очень много...
- В плане морального удовлетворения?
 - Если бы я был на месте режиссера, то, пожалуй, так можно было сказать. Но я уже был продюсером. Тем, кто дает и находит деньги для кино. В проекте и вокруг него стали присутствовать люди, которые могли быть и были крайне полезны для рекламного бизнеса в целом. Не забывайте, что я – рекламщик. Совершенно неожиданные бонусы стали возникать в виде не просто нужных. а необходимых контактов. Словом, здорово!
И я сказал Георгию: "Давай снимать полный метр!" Посчитали возможные затраты. Немного напряглись. И решили продолжать. Напомню. что предварительным нашим подсчетам бюджет картины составляет 500 тыс евро. И это только начало.
- Только начало?
- Понимаете, у нас, как выяснилось, отношение к человеку, который дает деньги на кино совершенно иное. Приходишь и говоришь: "Здравствуйте, я снимаю кино за полмиллиона евро". Это по-особенному действует. Разумеется, эти деньги не лежат мертвым грузом в банке, отложенные на черный день. Это деньги органично вошли в производство, она работают, они зарабатываются, они в этом процессе. Но у людей в голове что-то щелкает. И идет диалог.
- Чего вы ждете от этого проекта?
- Да уже и не жду, знаете ли. Уже дождался! Я несколько неожиданно обнаружил себя владельцем киностудии. Самой настоящей. Я как-то спросил Георгия: "Сколько человек уже вошло в проект?" И он ответил, не моргнув глазом: "Человек пятьдесят". И я понял - свершилось.
- Назад дороги нет?
- Верно. Назад дороги нет. А еще... А еще есть у меня - лично моя, но очень веская в этой связи причина - мой десятилетний сын мечтает быть актером. И при этом недетское упрямство демонстрирует. Что не может не радовать. И есть проект, в котором мой парень будет задействован.
- Надо же...
- А вы как думали? Проект называется "Понедельник".
- С этого места подробнее...
- На данный момент у нас четыре проекта, которые мы твердо намерены реализовать. "Тень над Аркхэмом", съемки которого ведутся сейчас. Упомянутый мной "Понедельник", "Полигамия"...
- Какое интересное название...
- Это по жанру психологический триллер. Проектом занимается моя хорошая знакомая Анна Плотникова, очень талантливый человек, которая занимается сценарной разработкой. Анна Викторовна славно пишет, и давно мы хотели поработать вместе. Проект под условным названием "Полигамия", - согласитесь, что само название говорит об актуальной проблематике, в нем заложенной. Назрело это в социуме.
Кстати, этот проект вырос из проекта "Понедельника". А "Понедельник" - это... история инквизиции. История в том виде, в котором я ее себе понимаю. И это отдельная песня. Это понимание инквизиции в прошлом и экстраполяция ее... на будущее.
- Отдает футурологией какой-то...
- А вот черта с два! Инквизиция в будущем - крупный бизнес, который сейчас развивается, власть корпораций, захватывающих мир, которые достигли такого могущества, что вполне могут предложить на мировой рынок такой уникальный продукт, как торговлю... бессмертием. По большому счету.
- Не может быть...
- Еще как может! Это практически реальность и непредубежденные умы уже в курсе.
И если быть предельно точным, то в проекте "Понедельник" мы хотим показать не прошлое инквизиции со средневековым ее антуражем, а ее предполагаемое настоящее, буде это явление сохранилось до наших дней и трансформировалось в нечто более приемлемое, разумеется.
- Это моделирование альтернативной реальности?
- Нет. Это все "взаправду". Сейчас существует в мире несколько могущественных сообществ - и это не секрет - утверждающих свои ценности, догматы сильных мира сего. Их как угодно можно называть и они как угодно называются: хоть "инквизиция", хоть "масоны", хоть "Орден Феникса".
- Гипотетическое общество, в котором состоят Джордж Буш-младший и прочие американские "аристократы", что выведено в кинематографе под названием "Черепа"...
- Да-да... Это именно они. Такие тайные или полутайные общества, которые на самом деле правят миром.
- Глубоко копаете...
- Ничуть. Не смотря на всю их герметичность и таинственность, эти тайные общества всем известны. И вот таким образом получается, что проект "Понедельник", это направленный сквозь призму киноискусства набор догматов, для тех, кто хочет войти в историю, для тех, кто хочет делать ее своими руками.
- Романтично и амбициозно. Итак, вы говорите, что проектов четыре - "Тень над Аркхэмом", "Понедельник", "Полигамия"... А еще?
 - Дело в том, что "Понедельник" делится на два проекта. "Инквизиция" - первый проект. Это исторический фильм.
По моему замыслу первым должен появится фильм с условным названием "Понедельник", а вторым - "Проблемы бессмертия". Но он как раз предыстория того, что происходит в "Понедельнике". Нормальная практика. "Звездные воины", напомню, так и выходили. Таким образом и получаем четыре фильма. А потом все остальные.
- Я уже задавал этот вопрос Георгию Саенко - когда ожидается завершение работы над "Тенью над Аркхэмом"?
- Финал 2010 года.
- Не слишком ли поздно? Тут в Приморье кино и за пять месяцев снимают, и за меньший срок тоже.
- Штука в том, что в отличие от наших приморских коллег, которые пекут невкусные, на мой взгляд, кинобублики, мы не умеем снимать кино. Это они все "умеют". Мы учимся! Потому что трезво смотрим на этот мир. Процесс обучения занимает много времени. И мы хотим сделать хорошее кино.
- Прокатная судьба картины какой видится?
- Нам повезло. Мы изначально собирались печатать "Тень над Аркхэмом" на пленку и внесли эту статью расходов в бюджет. Но сейчас все работают с цифровой техникой. Мы тоже. Поэтому нам удастся солидную часть бюджета перекинуть на компьютерные спецэффекты, которые будут обязательно.
- Итак, глава студии "Мист Гейт Энтертэймент" смотрит в будущее с оптимизмом?
- Я смотрю с реализмом. Я прекрасно понимаю, что впереди нас, возможно, ждет очень нелегкий экономический кризис, который затянется на несколько лет...
- И что вы будете делать?
- Работать будем. И не обращать внимания.
Люди в черном
Многие персонажи в фильме носят черные и темные одежды. Согласно не самой радужной эстетике Лавкрафта. Если, вообще уместно, говоря об этом своеобразном писателе, употреблять этот термин – "эстетика". Творчество Лавкрафта менее всего воздействует на чувственную систему человеческого восприятия. Тут эмоции иного порядка включаются.
Поэтому Лавкрафт в фильме немногословен и робок, мрачен и тих. Бледен и темноволос. Как оригинал. Режиссер Саенко не устает подчеркивать портретное сходство Игоря Ипатова и американского классика ужасов. Для пущей похожести Игорю даже выкрасили волосы в темный цвет.
- Игорь, как ты попал в проект?
- Честно? По знакомству. У меня и у режиссера были общие друзья. Познакомили. Георгий, рассмотрев мою фактуру, предложил пройти кастинг. Я согласился. Меня утвердили. Все просто. Ничего сверхъестественного.
- Играть классика непросто? Трудно играть сумрачного американского интеллигента, не похожего на классического американца.
- Мне кажется, что будь мой герой похож на типичного жителя США даже начала ХХ века, то тогда мне было сложнее. Но учитывая его нестандартность, мне проще. О сложности все же есть…
- Какие?
- Сам Говард Филипс – предельно сложный характер. Не секрет же, что у него были проблемы с психикой. Так, он практически уморил себя голодом – он не ел. Просто не хотел. И писал он такие вещи, что не всегда понятно – откуда он черпал источник вдохновения, чтобы нагнать такого ужаса. Откуда это в нем? Где мне найти таких собственных демонов и надо ли мне это делать?
Даже в фильме Лавкрафт немного в стороне. Он – сторонний наблюдатель. Быть в стороне всегда сложно.
- Что ты ждешь от этого проекта?
- Ничего экстраординарного. Надеюсь, что фильм будет выше, чем среднее качество местной, с позволения сказать, кинопродукции. Но это, по-моему, не так уж и сложно. А дальше – посмотрим. Если будет получаться, то все может быть.
Задача Андрея Ващенко, равно как и роль его, сложнее. Ему придется много играть. Но в проект он попал также случайно… Об этом он рассказал "Н".
- Как-то мы в большой компании выпивали, что-то отмечали, с моим большим другом Георгием Саенко, и неожиданно он мне предложил принять участие – да еще в главной роли. Я не мог отказаться от такого заманчивого предложения. Я ведь кино люблю в не меньшей степени.
- Есть особые пристрастия? Я слышал ты – любитель японского анимэ?
- Во времена моего детства отечественный развлекательный анимационный кинематограф разве что "Ну погоди" мог порадовать. Да вы и сам все помните – как не хватало нам в детстве мультиков! Может, поэтому многие из нас уже во взрослом возрасте становятся поклонниками такого яркого, хотя и неоднозначного, культурного явления, как японское анимэ.
- Чего ты ждешь от проекта?
- Было бы здорово, если наш фильм заработает денег. Мне кажется, что это достаточное основание для участия в нем. Но не подумайте – я не меркантильный монстр. Но даже и если не будет денег, то участие в кинопроцессе, это выход на новый уровень. Для меня это предельно интересно. И мне это нужно.
Мне, например, хочется, чтобы наша экранизация стала эталонной, так как ни одна из виденных мной экранизаций Лавкрафта меня не впечатляла.
В будущем, если проект удастся, я готов к участию к другим проектам. И не только в актерском качестве. Я мечтаю о своем проекте. Со своими сценариями и идеями. Это было бы идеально.
Сквозь тьму…
Съемки продолжались до самого наступления сумерек. Ничуть не полегчавший за время работы генератор пришлось тащить уже наощупь.
Режиссер проклинал взбалмошных туристов. Но, судя по всему, результатами был доволен – кое-что отснять удалось. Уже позднее, работая с отснятым материалом, он отметил, что некоторые эпизоды смотрелись особо хорошо на фоне мрачнеющего на глазах моря, сгущающейся тьмы.
Какой мы можем сделать вывод после небольшого путешествия в бухту Патрокл? В Приморском крае создается своя индустрия фантастического кино, так? Во всяком случае, как говорит продюсер и глава Myst Gate Entertaiment Семен Климовский: "Работать будем". И это главное.

Еще больше фотографий можно посмотреть в блоге х/ф "Тень над Аркхэмом" http://community.livejournal.com/hpl_movie_blog/

Поделиться:

Наверх