57,81 ↓ 100 JPY
95,78 ↓ 10 CNY
64,32 ↓ USD
56,87 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
-1° ветер 1 м/c
20 марта
Среда

Экономика

Нужны ли автолюбителям "Аллеи смерти" вдоль трасс?

Православие и закон против традиции вешать придорожные венки и устанавливать памятники на месте автомобильных катастроф

Василий Буслаев
Это было недавно, это было давно

Деревянные кресты ставились издревле на Руси вдоль дорог на поклонение путникам и как охранительные по отношению к торговым путям. Встречались и надгробные (например, над могилами зарезанных ямщиков и почтарей, которых вопреки церковному уставу принято было хоронить у дороги, на месте их гибели).
Кресты на приморских трассах - явление давнее. После Великой Отечественной войны на нашенских никудышных дорогах гибло много шоферов. С того времени зародилась традиция - оставлять память о тех, кто по разбитым дорогам ушел в вечность. Дальнобойщики, проезжая такой знак, сигналили, отдавая дань памяти погибшему другу.
Однако со временем традиция была выкорчевана административно. Как вспоминает депутат ЗС ПК Владимир Беспалов, "в семидесятые первый секретарь крайкома КПСС Виктор Ломакин прямо указал советским и партийным органам на местах на недопустимость отвлекающих водителей символов скорби - и все кресты были уничтожены"...

Меж трех сосен

Проблема "крестов" (ими автор в дальнейшем именует любые знаки скорби у дороги - будь это сами православные кресты, памятники, венки или иные памятные знаки) - т.е. выставленной напоказ скорби - давно запуталась в трех соснах религии, закона и нравственности. Родственники погибших справедливо и по-человечески понятно отстаивают право на увековечение мест гибели близких. Власть аргументированно возмущается: если вывешивать похоронные венки на местах всех аварий, Владивосток и его окрестности быстро превратятся в кладбище!
Своя запретительная позиция четко обозначена церковью - памятные "могилки" насквозь фальшивы.
- Память - это продолжающийся матч со смертью, - уверен православный писатель Дмитрий Губин. - Хотите помянуть друга - зажгите свечи, бросьте цветы, устройте покатушки с факелами в ночи, черт возьми: организуйте фонд его памяти или заведите страницу в Интернете. Но если вы ради него собираетесь портить и вид местности, и мне настроение - то что, спрашивается, я должен о погибшем и о вас думать?
С городскими столбами, заборами и линиями электропередач, на которых прицеплены венки, нет проблем. Все это находится в ведении городского благоустройства и раньше, как помнится, периодически убиралось коммунальными службами. Впрочем, в последнее время у администрации Владивостока руки явно коротки - висят венки на местах трагедий прямо месяцами!
Причем отношение к ним у ГИБДД никакое! Комментируя ситуацию для "Н", начальник пресс-службы ГИБДД Владивостока Людмила Пархоменко объяснила: "Нам венки не мешают, благоустройство дорог по части мэрии"...

Я памятник воздвиг

В черте Владивостока придорожные памятники и венки встречаются нечасто, зато на федеральных автотрассах и особо грунтовках Спасска их в разы больше: здесь каждый день гибнут люди. Страшная летопись дорожных трагедий, видимо, не закончится никогда, всегда будут те, кого это горе коснется. Одни переживают боль внутри, другие ею делятся. Разве памятник у дороги не попытка рассказать о своей беде? Только хотят ли люди знать о ней, принять даже часть чужого горя?
Нередки случаи, когда родственники на месте трагедии, у обочины дорог устанавливают не только "могилку", но и стол со скамейкой, за которым поминают погибшего. Нужны ли нам такие кенотафы (от греч. kenos - пустой и taphos - могила)? Ведь можно увековечить память и по-иному. Так, например, в Ханкайском районе у села Троицкого родственники погибшего установили на месте ДТП красивую беседку, где с удовольствием останавливаются многие.
Специалисты ГИБДД, дорожники, врачи в один голос утверждают: там, где установлены памятники, увеличивается риск новых аварий и ДТП.
А вот дорожники Приморья в принципе ничего против "крестов" не имеют. В ГОСТах указаны требования к обустройству автомобильных дорог: "Обочины и откосы земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству дорог". Но фальшивые надгробья, как правило, расположены как раз за откосами, так что строительным работам они не мешают.
Санврачи комментируют ситуацию так: теоретически, если у родственников будет разрешительный пакет документов, можно не только устанавливать памятные знаки, но и хоронить погибшего в ДТП непосредственно на придорожной полосе. Однако если придорожные захоронения не противоречат положениям СЭС, они идут вразрез со статьями Федерального закона "О погребении и похоронном деле", согласно которому хоронят человека только на кладбище.
Комментарии
Владимир Беспалов, депутат ЗС ПК:

- Даже я, водитель с немалым стажем, чувствую себя возле креста у обочины неуютно. С одной стороны, цветы у дороги как будто заставляют быть осторожнее, предупреждают. С другой - порою вызывают тяжелые мысли, отвлекают внимание от трассы.

Отец Марк, священник Владивостокской епархии:

- С точки зрения церкви, памятник должен быть установлен на том освященном месте, где похоронен человек, а не там, где он погиб. Ведь не принято у православных христиан устанавливать монументы памяти умершим возле дома или перед входом в "тысячекоечную" больницу. Или возьмем памятники в форме православных крестов. Крест, как известно, призывает православного остановиться и перекреститься. Уместно ли это на аварийно-опасном участке трассы?

Галина Антонец, юрист:

- В данной ситуации действует принцип "все, что не запрещено законом, разрешено". Ни одним правовым актом в РФ не предусмотрен запрет на установку у дороги так называемых траурных знаков. Но именно в этом и состоит незащищенность таких памятников. В случае необходимости (например, расширения дороги или строительства здания) "кресты у дороги" будут снесены без всякого уведомления...

Подпишитесь и получайте новости первыми:

Наверх