Ежедневные Новости
Владивостока
67,08 ↓ USD
76,95 ↓ EUR
99,33 ↓ 10 CNY
16 января
Среда

Общество

"Хасанский вальс" заставляет думать и... плакать

Во вторник в краевом Театре молодежи состоялся премьерный показ-презентация исторического телевизионного фильма, который очень долго ждали.

Андрей Вороной
Приморскому режиссеру Михаилу Готенко, возможно, впервые в истории отечественного кино удалось снять необычайно трогательную версию трагических событий, произошедших в 1938 году близ озера Хасан.

Честно говоря, странное впечатление оставляет фильм "Хасанский вальс". И это вовсе не связано с тем, что поставлен он, как утверждает сам режиссер и автор сценария Михаил Готенко, под впечатлением от книги "Малая война" Владимира Щербака, которая сегодня трактуется неоднозначно многими - но об этом ниже.
Чисто с эстетской - не путать с эстетической! - точки зрения можно предъявить ряд претензий. Но комплиментов отвесить хочется больше. Хотя бы по той причине, что "Хасанский вальс" кажется огромным пластом, мега-заготовкой для какого-то обширного культурного opus magnum - "великого деяния". Но основе этого недлинного телевизионного фильма можно сделать большую художественную прокатную картину, отснять мультфильм - причем шикарно он бы смотрелся в формате "анимэ". Да хотя бы сделать его немым и черно-белым - и он возьмет свое! Причина? Искренность.
Но не только этим пытался брать зрителя Михаил Готенко, сыгравший сам, кстати, с изрядным мастерством в фильме небольшую роль офицера госбезопасности Стрелкова, помощника предателя Люшкова, который практически подставил своего подчиненного. "Хасанский вальс" делался с максимальной исторической достоверностью. Для этого энергичный Готенко, который выступил также в роли продюсера картины, привлек к сотрудничеству не только знаменитый Музей автомотостарины, но и с помощью исторических консультантов наладил пошив исторически достоверных костюмов. То есть и советские, и японские военные были облачены в мундиры именно того исторического периода, в котором разворачивались хасанские события. Да и то сказать - даже автомобильную технику 30-х годов в фильм, снимавшийся в условиях абсолютно не налаженного в Приморском крае кинопроизводства, уже подвиг. Словом, с уважением нужно относиться к стараниям кинокомпании "Восточное кино", которая на сегодняшний день реализовала уже целый ряд кинопроектов: документальный исторический фильм "Забытая война", короткометражная мелодрама "Небесный мобильник", детективный телесериал "Леопард охотится ночью".
Как утверждает сам Михаил Готенко, чей дед, кстати, принимал непосредственное участие в боях под Хасаном, задача картины - донести до сегодняшнего поколения правду о том, что тогда происходило. Но с другой стороны, уже само упоминание о том, что ЭТО БЫЛО - уже достижение. Увы, полностью подоплеку возникновения Хасанского конфликта, роль маршала Блюхера в нем, например, отразить не удалось. Но причина тут лежит, скорее всего, в том, что финансировался фильм весьма скромно. И да масштабов блокбастера он по независящим от авторов причинам не дошел. Конечно, поддержку компании "Восточное кино" оказало даже Законодательное Собрание Приморского края... Но это были явно не миллионы долларов.
Главные герои фильма - военные корреспонденты пропагандистского боевого листка "Тревога", издававшегося в 30-е годы в Хабаровске. Их откомандировали на юг Приморья, в расположение погранзаставы, на которой как раз служили герои хасанских событий Махалин, Забелин, Христолюбов. Махалин, сыгранный Игорем Селезневым - несомненная удача "Хасанского вальса". Его Махалин – тот самый "нормальный" герой, образ которого сложно сыграть даже признанному мастеру. А Игорю Селезневу это удалось. Впрочем, ему не привыкать – главный герой сериала "Леопард охотится ночью" – бравый наркополициейский тоже его работа.
Виктор Галкин, художественный руководитель Театра молодежи, сыграл в фильме не только командира погранзаставы Забелина, но и майора японской разведки. Об уровне его мастерства можно судить не только по участию в "Хасанском вальсе". Виктор Дукавович снимается, кажется, с начала 90-х годов. И пару лет назад принимал участие в блокбастере корейских кинематографистов "Тайфун".
Хочется сказать и о том, что еще до премьерного показа раздавались неоднозначные и какие-то даже странные отклики о "Хасанском вальсе". Так в альманахе "Литературный Владивосток" в статье "К истории относиться – ответственно" почетный сотрудник госбезопасности, член Союза писателей России, полковник запаса Анатолий Смирнов, еще не видя фильма, предостерегал о его возможном негативном влиянии на воспитание подрастающего поколения. Почему? Так как фильм ставится якобы по книге "Малая война", а книга эта в идеологическом плане тоже вредная, так как возлагает ответственность за развязывание конфликта на советских пограничников. В фильме этого нет. Именно японская военщина выступает главной отрицательной стороной. Да и не был "Хасанский вальс" экранизацией произведения Владимира Щербака.

Опроверг все опасения многоуважаемого Анатолия Смирнова выход на сцену Театра молодежи заместителя председателя приморского Совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Михаила Никифорова. Его теплые слова, адресованные съемочной группе, сами по себе стали знаком высокой оценки того, что "Хасанский вальс" был снят не зря. И очень даже не зря. По словам Михаила Михайловича, в Приморском крае участников событий на Хасане осталось всего двенадцать. И ему было трудно сдержать слезы после просмотра этого фильма. И слова благодарности, произнесенные ветераном, возможно, лучшая награда, которую заслужила компания "Восточное кино" и съемочная группа картины "Хасанский вальс".

Смотрите "Хасанский вальс" 31 октября и 4 ноября на канале "Лица-46" (ТВЦ)


Наверх