66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Общество

Рекламные слоганы для Аэрофлота писал Маяковский

По миру путешествует выставка - ретроспектива "История в плакатах Аэрофлота". С 8 октября ее можно увидеть во Владивостоке

Анжелина Шилан
9 февраля отечественная гражданская авиация отмечает свое 85-летие. 60 плакатов, выставленных сегодня в музее им В.К. Арсеньева, - это почти вековая история нашей страны, яркие эпизоды становления авиации, расцвет графики, красивые лица, позитивные эмоции. Причем многие из агиток сохранились в архивах в единственном экземпляре!

Добролет, Росавиахим, Авиахим, и, наконец, с 1932 года Аэрофлот... Сегодня - в эру почти космических скоростей - в голове не укладывается, что в начале двадцатых годов прошлого века в СССР уже существовали пассажирские авиаперевозки.
- В 1923 году люди могли летать из Москвы в Нижний Новгород, - рассказывает заместитель директора департамента общественных связей АО "Аэрофлот" Виталий Зотов. - Правда, истинно массовыми те полеты назвать сложно: немецкие "Юнкеры", курсирующие на то время по воздушному пространству СССР, брали на борт пять-восемь человек. А в 1936 (!) году советские авиастроители выпустили самый большой на тот момент в мире авиалайнер - "Максим Горький". Он вмещал до семидесяти человек и имел на борту кинотеатр, ресторан, библиотеку. То есть пассажиры, летевшие из Москвы в Ленинград в течение двух часов (столько тогда длился перелет), могли воспользоваться всеми благами цивилизации.
Уникальность нашей компании еще и в том, что она была создана и существовала практически без государственной финансовой поддержки- только за счет средств акционеров. И это в годы плановой экономики и пятилеток! Можно сказать, что Аэрофлот - самая первая масштабная акционерная компания, возникшая на территории нашей страны.
А поскольку для ее функционирования требовались средства со стороны, в огромном количестве выпускалась рекламная продукция: плакаты, агитки. Над ними в свое время трудились сам Владимир Маяковский и идеолог русского авангарда, конструктивист Александр Родченко. Реклама отличалась агрессивностью: "Тот не гражданин СССР, кто не Добролета акционер".
В 60-е годы появился легендарный слоган: "Летайте самолетами Аэрофлота". Тогда многие иронизировали: а чем еще летать? Но ведь на самом деле Аэрофлот в те годы жестко конкурировал с железными дорогами. Лишь на отдельных направлениях (например, Москва - Адлер) перевес был на стороне авиаторов.
В годы оттепели на плакатах и обложках "Огонька" членов Политбюро потеснила красивая русская девушка в форме стюардессы. Она игриво смотрит в камеру, держа у лица букет фиалок. Стюардессы тогда были особой кастой и не только из-за своей неземной красоты.
Среди сотрудников авиакомпании как анекдот ходит диалог американского журналиста и стюардессы Аэрофлота:
- Какой у вас разрез на юбке! Куда он ведет?
- Как куда, в космос.
- А можно запустить туда спутник?
- Конечно, можно, но только американский спутник слишком мал и быстро падает. Я знаю, как они у вас сгорают в атмосфере...
Аэрофлот сегодня - член глобального авиационного альянса SkyTeam. Он осуществляет собственные рейсы в 96 пунктов 49 стран и по-прежнему остается крупнейшей компанией страны, контролируя почти половину российского рынка регулярных международных перевозок.


Наверх