57,00 ↓ 100 JPY
95,02 ↓ 10 CNY
63,79 ↓ USD
55,88 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+11° ветер 3 м/c
EN
23 апреля
Вторник

Общество

Ждем социального взрыва?

Во Владивостоке так и не решен вопрос с проездом в общественном транспорте. Власти склоняются к замене натуральной льготы на денежную компенсацию. Вот только размер ее вызывает негодование льготников - всего 70 рублей в месяц!

Маргарита Костевич
Муниципальных автобусов нет, одни коммерческие

Последний конфликт с автобусниками, отказывающимися возить льготников без компенсаций, обозначил всю остроту проблемы. Резкое подорожание топлива привело к тому, что автобусные компании снова заговорили о кризисе в работе общественного транспорта. Дескать, средств не хватает на ГСМ, запчасти. Того и глядишь, встанут автобусы в краевом центре. Как следствие, нашли решение проблемы в повышении цены билета и замене льгот на проезд денежной выплатой.
По правде говоря, ни в одном другом городе Дальневосточного региона (да и в России, наверное, тоже) нет такого большого количества льготников при практически полном отсутствии муниципального транспорта. В Хабаровске, как и в ряде других регионов, пополняется парк муниципальных автобусов, и у льготников есть выбор - ждать его или быстро уехать на коммерческом, но за деньги.
Бесплатный проезд - знак уважения
Надо сказать, что сами льготники к новшеству относятся крайне негативно. Им непонятно, почему при прежней муниципальной власти механизм социальной поддержки людей с низким достатком работал, а сейчас начал сдавать сбои. В частности, председатель Владивостокского городского совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Яков Кан считает, что попытка заменить льготу денежной выплатой - очередное наступление на права людей, которые отдали стране десятки трудовых лет, защищали ее в годы Великой Отечественной и восстанавливали после войны. Поэтому для них бесплатный проезд в автобусе - признак уважения со стороны государства.
Сказал - не значит выполнил
К тому же и мэр Пушкарев, избираясь на пост, пообещал жителям Владивостока сохранить эту привилегию для льготников. Однако, как сообщили "Н" в управлении транспорта администрации города, вопрос с монетизацией проезда еще до сих пор в стадии обсуждения. Камнем преткновения стало допустимое количество поездок. Власти считают, что рублей семьдесят в месяц одному льготнику будет достаточно. Но при нынешней стоимости проезда во Владивостоке этого хватит лишь на шесть поездок. А если еще учесть, что краевой центр - не деревня в две улицы, которые можно обойти пешком... Поэтому гнев владивостокских льготников понятен: компенсируемых поездок должно быть намного больше - на рынок за более дешевыми продуктами, на почту, в больницу, жилищную контору. Да и мало ли куда еще нужно поехать человеку при нынешнем ритме жизни? Только вот очевидный факт не берется во внимание теми, от кого зависит решение вопроса.
Перевозчики, напротив, ратуют за монетизацию. Последним ударом для них стало предложение властей ввести новую форму отчетности по перевозке льготников: переписывать их фамилию, имя и отчество, а также статус при выходе из автобуса. Как отметили в компании "Этикет-ДВ", фиксировать каждого, воспользовавшегося правом бесплатного проезда, неудобно. До терминалов и индивидуальных пластиковых карт пассажира мы, похоже, еще не дожили. А ведь это могло бы решить несколько проблем. В частности, установление контроля за пассажиропотоком. Да и живые деньги в руках водителя - путь к злоупотреблениям. Некоторые народные избранники в городской думе заявляют: истинное число горожан, пользующихся общественным транспортом на льготной основе, невыгодно показывать ни перевозчикам, ни администрации Владивостока. Так что, вероятно, вопрос с льготным проездом будет решен не в пользу льготников. Зато в этом случае у налоговых органов исчезнут основания смотреть сквозь пальцы на укрывательство налогов, которые перевозчики сегодня практикуют повсеместно.
Пока большинство депутатов Думы Владивостока сходится на мнении, что льготникам надо давать деньги. Тогда и автобусники будут получать стоимость проезда в полном объеме. И заместитель председателя Юрий Попов уверил: дума вместе с руководством города будет решать эту проблему.
Отметим, что сегодня льготным правом проезда в общественном транспорте пользуется 21 категория граждан - порядка 200 тысяч жителей Владивостока: ветераны, пенсионеры, почетные доноры, инвалиды и другие. Из этого числа 85 тысяч человек - муниципальные льготники. Половину стоимости проезда оплачивают неработающим пенсионерам (36 тысяч человек) и школьникам (48 тысяч). Абсолютно бесплатным проездом пользуется 6,5 тысячи горожан. По данным администрации города, за их проезд муниципальный бюджет в прошлом году выплатил перевозчикам порядка 20 миллионов рублей.


Наверх