66,33 ↓ USD
75,39 ↓ EUR
97,71 ↓ 10 CNY
24 января
Четверг

Экономика

Почему у "Дальавиа" начались проблемы?

Губернатор Хабаровского края предположил, что, возможно, авиаперевозчика специально банкротят

Игнат Ратовский
С 10 сентября ОАО "Хабаровский аэропорт" прекратил заправку всех рейсов авиакомпании "Дальавиа". Чтобы не отправить по следу другого перевозчика – "Красэйр", работу которого лихорадило половину августа и сентября, самолеты "Дальавиа" летают заправляться за сотни километров – в аэропорт Благовещенска (Амурская область) и Советскую Гавань (Хабаровский край). Отправление пассажиров из Хабаровска теперь также совершается не через привычный зал хабаровского аэропорты, а Международный терминал.

Причина критической ситуации, от которой страдают самолеты и люди – задолженность Дальавиа перед "Хабаровским аэропортом". Хотя авиаперевозчик и оплачивает частично наземной компании услуги по поставке керосина, погасить долг полностью пока не может. Как сообщает aviaport.ru, в августе "Хабаровский аэропорт" и "Дальавиа" дважды подписали соглашения о регулировании исполнения обязательств. На 1 августа "Дальавиа" обязалась погасить 41 млн руб., из которых выплатила только 20 млн руб.
В дело уже вмешалась Дальневосточная транспортная прокуратура. Во первых, она пригрозила своим фемидовским перстом "Дальавиа", устроив компании проверку. Параллельно прокуратура дважды предостерегла руководство ОАО "Хабаровский аэропорт" в лице его генерального директора, что компания нарушается права пассажиров, прекращая обслуживать авиарейсы. В суд направлены исковые требования "о понуждении ОАО "Хабаровский аэропорт" осуществлять заправку воздушных судов в количестве, необходимом для выполнения предусмотренных графиком полетов пассажирских рейсов ОАО "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" (про "Дальавиа" - молчок!). В правоохранительные органы направлены материалы для проведения процессуальной проверки по наличию в действиях генерального директора ОАО "Хабаровский аэропорт" признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 УК РФ (Самоуправство).
Впрочем, многие полагают, что авиакризис в Хабаровске – это не только вопрос долгов за поставленное авиатопливо. Например, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев заявил, что ситуация, которая складывается вокруг авиаперевозчика ОАО "Дальавиа", похожа на преднамеренное банкротство. А это, господа, уже рейдерством "попахивает".
Справка "Н". Рейдерство — поглощение предприятия против воли его собственника или руководителя. Люди, осуществляющие рейдерство по заказу со стороны, называются рейдерами.
Кто заинтересован в дестабилизации авиакомпании? Владельцем Хабаровского аэропорта является Альянс-Пром, входящий в "Группу "Альянс". В ведении компании не только топливно-заправочный комплекс и грузовой терминал, но и здание аэровокзала. Именно это обстоятельство заставляет сегодня пассажиров Дальавиа осуществлять посадку через международный терминал, неподконтрольный Альянс-Прому.
Кстати, ОАО "Группа "Альянс" ранее была замечена в длительных судебных "разборках" с другим дальневосточным авиаперевозчиком - ОАО "Владавиа". Например, оспаривала решение акционеров этой компании о присоединении к Владавиа авиакомпании "Хакасия". Многие эксперты оценили этот спор как попытку получения Группой "Альянс" контроля над Владавиа. Иск в интересах "Альянс Прома" (входящий в "Группа "Альянс"), оспаривающего проведение акционерного собрания "Владавиа" на основании процессуальных нарушений, прошел ряд инстанций. Рассмотрение дела завершилось в Высшем арбитражном суде, который оставил требования истца об отмене результатов собрания без удовлетворения.
Справка "Н". ОАО Группа "Альянс" - многопрофильная компания, основанна в 1998 г. Группе принадлежит 55 проц работающей в России нефтекомпании West Siberian Resourses (WSR), добывающей 2,5 млн т нефти в год и контролирующей Хабаровский НПЗ. Также в группу входят аэропорт Хабаровска, золотодобывающая артель "Амур", три завода в Киргизии — сахарный и хлопковые. "Альянсу" принадлежит 49 проц в украинском СП c Shell, которое управляет 150 АЗС. Компания контролирует 17 проц "Владавиа", инвесткомпанию "Альянс-капитал", Невский керамический завод, ряд медиаактивов, в том числе газету "Новые известия". В 2007 г совокупная выручка активов, входящих в "Альянс" на территории России и стран СНГ, оценивается компанией в 52,3 млрд руб, чистая прибыль превышает 2 млрд руб. Братьям Мусе и Мавлиту Бажаевым принадлежит соответственно 29,9 проц и 23 проц ОАО Группа "Альянс", их племяннику Дени Бажаеву - 29,9 проц, 10 проц - менеджменту.


Наверх