57,62 ↓ 100 JPY
95,94 ↑ 10 CNY
64,28 ↓ USD
56,89 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
ветер 2 м/c
21 марта
Четверг

Общество

Юная Глициния оказалась дедушкой

Представления японской труппы Мандзиро Итимура во Владивостоке прошли с аншлагом

Татьяна Глаголева
Зал Приморского Академического краевого драматического театра имени М. Горького был забит: все билеты раскупили еще за неделю до представлений. Такой необычайный интерес приморской публики объясним: театр кабуки приехал к нам впервые. Пришлось даже выпустить дополнительные билеты. Обладателей заветного пропуска на представление рассаживали на дополнительные стулья. И все же возле входа в театр несколько десятков человек с надеждой в голосе спрашивали, не найдется ли лишнего билетика...

Мастерская актера кабуки
В первом отделении зрителей познакомили с актерами и самим Мандзиро Итимура - руководителем труппы, который исполняет главные роли и учит своих молодых коллег искусству кабуки.
Перед приездом в Россию труппе пришлось практически полностью обновить свои декорации и придумать не совсем традиционное представление - для русской публики. Ведь в Японии не надо объяснять, как, например, строится музыкальное сопровождение спектакля или как по гриму различить, кто есть кто на сцене. Так, у женщин губы красные или розовые, у мужчин - черные, а дух-потусторонний с зелеными или синими губами. По гриму можно определить характер и возраст персонажа: чем темнее, тем старше. О многом говорят и брови: у юной девушки их уголки будут загнуты вниз, у особы почтенного возраста - взметнутся вверх. Немалую роль в представлении играет инструмент цкэ - на деле всего три дощечки, из которых извлекают звуки различной частоты и тона.
Европейцу, воспитанному на классике, театр Страны восходящего солнца кажется непривычным. Это скорее мюзикл, чем трактовка произведения. Движения актеров несколько утрированы, позы статичны, а мимика комична. Но в то же время жанровое и сюжетное разнообразие не может не удивлять. Здесь играют буквально все: от танцев до героических эпосов. Говорят, в Японии даже своя трактовка гомеровской "Одиссеи" есть.
Спешу разочаровать любителей сплетен. Среди современных актеров кабуки нет охотников на мужчин. Все они хорошие семьянины, любят жен, растят детей. А сам Мандзиро Итимура (как кор. "Н" уверила симпатичная сотрудница Генконсульства Японии во Владивостоке) - уже дважды дедушка.
Самураи Японии неплохо потрудились над чистотой нравов в актерских коллективах. Изначально в театре кабуки, который зародился в эпоху Эдо, играли только женщины. Но сегунат династии Токугава решил, что девушки, исполняющие на сцене песни и танцы, портят общественные нравы. Такой же критике подвергся "Васю-Кабуки", где играли только красивые юноши. До сегодняшнего времени успешно дожил "Яро-Кабуки", труппа которого состоит исключительно из мужчин среднего возраста.
Браво, Итимура-сан, браво!

Для того чтобы полностью погрузить приморскую публику в атмосферу японского народного театра, было выбрано танцевальное представление "Фудзи-Мусумэ" ("Девушка-Глициния"), которое не требует длинного либретто.
По легенде, один художник однажды нарисовал свою шестнадцатилетнюю дочь во время прогулки в саду, где росли глицинии. Это изображение получило большую популярность в кругах почитателей живописи эпохи Эдо. Вскоре народная фантазия породила легенду: на свитке запечатлена фея цветка глицинии, которая погружена в воспоминания о встрече с возлюбленным, очаровать которого ей, увы, не удалось.
Дабы наглядно показать весь процесс создания шоу в кабуки, Мандзиро Итимура гримировался и одевался прямо на сцене - с помощью своих учеников и мастеров по костюмам и парикам. На глазах у восторженной публики уже немолодой исполнитель превращался из пожилого мужчины в юную барышню.
Затем начался сам танец. Среди свисающих сверху гроздей цветов порхала фея, которая самым универсальным языком мира - жестами и мимикой - рассказала зрителям историю встречи с любимым. Актер успел сменить три кимоно и два парика. Помощник просто незаметным движением сдернул наряд, под ним оказался другой, а дальше третий: один причудливей другого.
Все полчаса, что длился танец, публика как завороженная смотрела на юную Глицинию. Отпускать со сцены японского мастера кабуки зрители не желали: неоднократно вызывали его на бис, осыпали цветами и благодарностями за яркое и незабываемое представление.

Подпишитесь и получайте новости первыми:

Наверх