62,49 ↑ 100 JPY
94,56 ↑ 10 CNY
66,61 ↑ USD
55,04 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+18° ветер 1 м/c
EN
20 августа
Вторник

Общество

Андрей Рассомахин: Зачем стучать касками?

Руководитель завода "Звезда" - о дальневосточном шельфе и лодках третьего поколения

Константин Сергеев
Размеренный, спокойный стиль, с которым этот человек исполняет обязанности директора стратегического оборонного завода - ФГУП ДВЗ "Звезда" - отличает Рассомахина и в повседневном общении. Подчиненным - максимум возможностей для самореализации, себе - планирование стратегических задач. Закалка тихоокеанца-подводника дает о себе знать.

"Звезда" примеряет новую форму
- Андрей Юрьевич, когда мы говорим "Большой Камень", подразумеваем "завод "Звезда", когда вспоминаем о "Звезде", приходит на ум закрытый город. Ваше предприятие - по-прежнему "становой хребет" Большого Камня?
- Конечно. Сам режим закрытого административно-территориального образования создан благодаря присутствию в городе завода по ремонту подводных лодок, объектов, предназначенных для выгрузки отработанных ядерных компонентов, их хранения. А жители Большого Камня получают социальные бонусы в части повышенного бюджетного обеспечения.
Наше предприятие является крупнейшим налогоплательщиком на территории города. Потом, ежемесячно в виде зарплаты "Звезда" вносит в город порядка 50 миллионов рублей. Торговля, сфера обслуживания, по большому счету, завязаны на нас.
- С основной задачей - ремонтом атомоходов - "Звезда", как и 50 лет назад, справляется. Чем обусловлена необходимость приватизации предприятия?
- Здорово, что предприятие сохранили, хорошо, что мы в состоянии поддерживать боеготовность ТОФ, только оборудование все жутко старое. Необходимо серьезное техническое перевооружение.
Создание акционерного общества поможет решить проблему инвестиций. Кому интересна наша нынешняя организационно-правовая форма - ФГУП? Никому. Если потенциальный инвестор готов внести технологии, участвовать в развитии производства с последующей реализацией готовой продукции, то он должен четко себе представлять, сколько на этом заработает.
Идет сокращение ВМФ, нам приходится менять приоритеты. Гражданская техника, связанная с освоением нефтегазового шельфа, достаточно дорогостоящая, и именно там применяются новейшие технологии. Сахалин, Охотское море - наша часть рынка.
Необходимые для акционирования процедуры мы провели. Завод станет собственником того имущества, которое находится на его территории. Мы войдем в Дальневосточный центр судоремонта и судостроения. Объединив производственные мощности и опыт, сможем акцентировать российские интересы при освоении шельфа.

Дорогое удовольствие

- На протяжении многих лет идут разговоры о том, что заказчики не расплачиваются со "Звездой" за проделанную работу. Это так?
- Юридически Минобороны ничего нам на сегодняшний день не должно. При этом есть работы, которые мы фактически выполнили "авансом".
Почему так получается? Мы выиграли тендер на ремонт атомохода. Ремонтируем не весь корабль, а только то, что прописано в контракте. Но когда пытаемся запустить лодку в целом, как систему, оказывается: то, что не задано в ремонт, также неисправно. По согласованию с военными мы выполняем работы за счет собственных средств, даже не имея на работы контракта.
Дурацкая ситуация. Через месяцы будет проведен еще один конкурс, его, кроме нас, явно никто не выиграет - работы мы уже выполнили, цену согласовали. Тогда получим контракт, а затем только деньги. К сожалению, законодательная база далеко несовершенна.
- По какой причине затягивается ремонт АПЛ "Иркутск"?
- Сначала заказчик обозначил средний ремонт, потом перевел лодку в категорию "восстановление технической готовности". На тот момент корабль был дефектован под средний ремонт, оборудование демонтировано. "Иркутск" невозможно восстановить при том финансировании, которое обозначено в госконтракте. Мы ожидаем решения заказчика.
Надо сказать, ремонтировать атомоход - очень дорогое удовольствие, но все-таки обходится дешевле, чем строить новый. АПЛ класса "Иркутск" мы можем отремонтировать на сегодняшний день примерно за 6 миллиардов, а постройка новой лодки - это 40-50 миллиардов рублей.
- Средняя зарплата на заводе - до сих пор довольно низкая, 10-15 тысяч рублей, на аналогичных предприятиях в западной части страны она значительно выше. Ощущаете ли недостаток специалистов на предприятии?
- Дело в том, что на "Звездочке", "Севмаше" есть серьезные, дорогие заказы, как оборонные, так и гражданские. Буровые платформы, как и подводные лодки, стоят миллиарды рублей.
С удовольствием поднял бы зарплату, по крайней мере, раза в два. Люди того достойны. Наши специалисты работают везде: от Крайнего Севера до Каспийского моря, и даже за кордоном, потому что там платят больше. Я вынужден подписывать им отпуска без содержания. Люди получают возможность заработать, а предприятие не теряет специалиста.
С флота на флот
- Вехи вашего жизненного пути до прихода на "Звезду"?
- Ничего особенного. Родился 3 декабря 1959 года в городе Златоуст Челябинской области. После школы работал слесарем-инструментальщиком локомотивного депо, помощником машиниста электровоза.
Закончил в 1983 году Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени Попова в Петергофе. Служил на подводных лодках ТОФ. Уволился в запас в 1995 году старшим помощником командира в звании капитана второго ранга.
В 1996 году заочно закончил Дальневосточную академию экономики и управления по специальности "экономист-менеджер". Работал в банковской сфере. Начинал в "Большом КаменьБанке", затем был исполнительным директором Союза предпринимателей Большого Камня, работал заместителем главы администрации ЗАТО, потом был управляющим отделением Росбанка.
Около года назад пришел на "Звезду" заместителем директора, волею судьбы семь месяцев исполняю обязанности директора предприятия.
- Некоторых смущает, что человек, далекий от судоремонта, возглавил оборонный завод?
- Я не далек от судоремонта на самом деле. Не раз участвовал в приемке АПЛ, проводил испытания систем. Что касается устройства предприятия - оно мне понятно.
Бог дал возможность возглавить завод, и я посчитал, что грех ею не воспользоваться. Есть силы, мозги, почему не приносить пользу? На данном этапе нужен, наверное, руководитель моей формации, придет время - уступлю свою вахту более "актуальному". Кстати, когда пришел на завод, мне подарили замечательный вымпел: "С возвращением на Тихоокеанский флот".
- Чем завод похож на флот?
- Слово "надо" превалирует над словом "хочу". Вызывают специалиста на работу в 21 час, он трудится всю ночь. Утром спрашивает у начальника цеха: можно я пойду отдохну хотя бы до обеда? Всего себя отдает работе, понимая, что он уникальный специалист. Самое хорошее, что и молодежь на завод такая же приходит. Смена растет достойная.
- Рассомахин не похож на строгого командира...
- Я, может быть, немного странный руководитель: не кричу, не вмешиваюсь. Если вижу, что мои подчиненные справляются, зачем влезать? Нормальная тенденция - не загружать директора проблемами, которые в состоянии решить начальник цеха, участка, мастер. Люди у нас замечательные, хорошо работают. И с профсоюзом я быстро договорился. Зачем стучать касками, когда все спокойно можно решить в кабинете? В этом вся прелесть управляемости организации.
- Вы уже несколько лет работаете секретарем местного партийного отделения "Единой России" в Большом Камне. Как получается сочетать этот пост с директорством?
- Получается, но сложно, по той причине, что и та и другая должности требуют полной отдачи. К четырем тысячам работников завода добавьте 500 членов партии.
- Как оцените процессы, которые происходят сейчас в региональном отделении партии?
- Преимущество ЕР в жесткой централизации в определенные моменты оборачивается недостатком. Это ведь местные отделения являются основой и опорой партии, а у нас центр принятия решений сосредоточился в региональном отделении. Национальное возрождение - все это здорово, но лозунги должны быть подкреплены делами. Я, например, сталкиваюсь с тем, что на местах идеология пробуксовывает, есть проблемы с тем, чтобы мотивировать на работу руководителей первичных отделений.
Мечты о диване
- Как вы предпочитаете отдыхать?
- Я женат, двое детей. Стараюсь проводить больше времени в кругу семьи. Классно в кругу друзей съездить на пляж, покупаться, расслабиться. Наверное, здорово было бы пролежать на диване целый день, но возможности такой нет. Периодически встречаюсь со своими боевыми товарищами, они в большинстве своем уже адмиралы. Непросто им приходится.
- Чем непросто?
- Необходимо решать массу вопросов социального характера. Раньше пришел лейтенант на флот: жилья нет, вот койка в казарме, жену отправляй на запад. Сейчас люди свои права знают, что, в общем-то, правильно. Наверное, надо было погибнуть ребятам на "Курске", чтобы власти поняли: есть такие люди - подводники, они не все Герои России, как космонавты, а работа у них потяжелее и погрязнее.
- Какие книги читаете?
- С детства - абсолютно бессистемно, все подряд. В училище скуки ради прочел полное собрание сочинений Ленина. Сначала было занимательно, потом - ужас. Сейчас есть Интернет, слава богу, и нет проблем что почитать.
- Спорт?
- В молодости - плавание и стрельба. Потом эти направления забросил - на подводных лодках особенно не позанимаешься. Неплохо для своего возраста играю в баскетбол, волейбол.
Нравится футбол. Тем, что когда играешь, особенно на большом поле, мозги полностью отключаются от внешнего воздействия. Самое главное - чтобы не было загрузки вещами, которые несут отрицательную энергию.
- В Бога веруете?
- Обязательно. Я православный.


Наверх