66,33 ↓ USD
75,39 ↓ EUR
97,71 ↓ 10 CNY
24 января
Четверг

Общество

Рабовладельческий, но удобный промысел

Регистрацию судов под своими флагами ряд стран сделали уже "национальным бизнесом"

Екатерина Ерошкина
Эта тема в Дальневосточном морском бассейне не теряет своей актуальности, как и вопрос браконьерства и контрабанды морских биоресурсов, осуществляемых судами-"подфлажниками".
Грузинские рыболовы в Японском море
"Удобный флаг " - это национальный флаг какой-либо маленькой страны, под которым ходит зарегистрированное в ней судно, хотя владельцем является гражданин другого государства.
Те, кто организовывает "подфлажный" промысел, конечно, стремится к быстрому получению сверхприбыли, хочет дешево и быстро зарегистрировать судно, уйти от налогов, ответственности по зарплате и соцстрахованию экипажа. Услуги "удобного флага" все чаще предоставляют Белиз, Камбоджа, Сьерра-Леоне и Грузия. Причем, чтобы стать их "рыбным флотом", вовсе необязательно идти к далеким берегам. Купить "символ государства" не составляет большого труда. В Южнокорейском порту Пусан пакет документов о регистрации судна в стране третьего мира стоит около трех тысяч долларов.
Кто в ответе за жизнь экипажа?
Среди моряков бытует мнение, что работать "под флагом" выгодно: можно много заработать. Потому набор экипажей активно проводится на территории всего Дальнего Востока, а после суда отправляются на незаконный промысел в Японское и Охотское моря под флагами Белиза, Гондураса, Панамы, Камбоджи. Но после становится известна обратная, негативная, сторона подобного сотрудничества.
Организаторы промысла экономят на всем. Но прежде всего на судне, приобретая, как правило, старое и аварийное. Чем ставят под угрозу жизнь людей. Второй момент "рачительности" работодателей - численность экипажа. Команду набирают по минимуму, а потому устанавливают жесткий, практически рабский, режим работы: по нескольку суток без отдыха, штрафы за неповиновение. Практикуется психологическое и физическое давление. И, конечно же, у экипажа нет никакой защищенности: четко прописанного контракта с указанием размера заработной платы, сроков расчета, социальных и других гарантий.
Судовладельцы в критических ситуациях бросают команду на произвол судьбы, оставляя без зарплаты, топлива, воды и продовольствия. А если судно попадает в переделку за границей, то члены экипажа, не имея на руках ни соответствующих документов, ни контрактов, становятся заложниками судовладельца, находясь на положении рабов.
И нельзя забывать, что незаконный промысел сопровождается варварским и бесконтрольным расхищением морских богатств, ставит под угрозу исчезновения некоторые виды биоресурсов, наносит экономический ущерб стране, подрывает национальную безопасность.
Как просто в море заблудиться
Статистика задержаний браконьеров в приморской подзоне, представленная Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю, показывает: количество рыболовов под "удобными флагами" неуклонно растет. Если в 2006 году они составляли лишь четверть от всех задержанных судов, то в 2007 году - почти половину, а в первом полугодии этого года - более 80%.
Работают "подфлажники" по следующей схеме: принимают незаконный уловов у добывающих судов за пределами экономической зоны России, затем следуют в порт иностранного государства с фиктивными коносаментами, придавая браконьерской продукции видимость законного происхождения. При этом живые биоресурсы (например, краб) транспортируются не как объекты промысла, а как товар. При задержании пограничниками они мотивируют свое нахождение в российских водах форс-мажорными обстоятельствами (непогода, технические проблемы, заблудились) или тем, что следуют кратчайшим курсом из одного иностранного порта в другой.
От закона не убежишь
Но даже такие уловки браконьеров не мешают привлекать их к ответственности вплоть до конфискации судов. По словам руководителя пресс-группы Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю Натальи Рондалевой, с середины прошлого года по настоящее время судебными решениями конфискованы в доход государства за незаконный промысел шесть судов, два из которых - "подфлажники": "Даринг" (флаг Белиза) и "Скат" (флаг Камбоджи).
- На сегодняшний день у арестпирса в Находке находится 11 задержанных судов, из которых 9 - под "удобным флагом" Камбоджи, - сообщила Наталья Рондалева. - Таким образом, из незаконного промысла выведена значительная часть браконьерского флота. Это позволило стабилизировать обстановку на морском участке в зоне ответственности Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю.
Справка "Н"
При постоянном наращивании количества проводимых пограничниками и инспекторами проверок судов (в 2006 г. - свыше 2 500, в 2007 г. - почти 2 700, а с начала 2008 г. - уже более 1 800), количество нарушений правил промысла в последние годы имеет тенденцию к снижению. Если в 2006 г. за незаконный промысел было задержано 81 судно, то в 2007 г. - уже 68, а с начала этого года - всего 6.


Наверх