66,33 ↓ USD
20 января
Воскресенье

Общество

Эстония - бывшие или чужие?

После посещения этой прибалтийской стране у кор. "Н" осталось очень неприятное впечатление...не без стараний местного населения

Татьяна Глаголева

Откровенно говоря, мне здесь было неинтересно. С одной стороны, Эстония - заграница, с чистыми улочками и архитектурными сооружениями 16-17 веков, но стоит лишь немного удалиться от исторического центра Таллина, совершенно другая картина: грязь и разруха. Кроме того, все удовольствие от отдыха тщательно портилось ужасным негостеприимством эстонцев. Из чего я сделала вывод, что, даже вступив в Евросоюз, Европой эта страна не стала.
Спа с душком
В составе тургруппы кор. "Н" отдыхал в Таллине неделю. Для россиян за умеренную плату гостеприимно отворил двери спа-отель Pirita Top Spa. О советском прошлом Pirita Spa напоминал внешний вид: громоздкое здание снаружи и нелепые лабиринты коридоров, винтовые лестницы, отсутствие пандусов и лифтов внутри.
Новые владельцы привнесли в этот "дом отдыха" свои причудливые идеи. Например, чтобы добраться до своей комнаты, нам необходимо было преодолеть две двери с постоянно заедавшим (ах, да, мы ж в Эстонии) электронным замком.
Нам достались комнаты с видом на море, но радость от шикарного вида улетучилась, как только мы открыли балкон: с моря пахнуло таким амбре, что дверь спешно закрыли. Выяснилось, что неподалеку от отеля в море скидывают все нечистоты Таллина. Правительство нового члена Евросоюза до сих пор не установило очистные сооружения в своей столице.
Такси - правило первое и единственное
Принцип "обобрать туриста" лучше всего продемонстрировать на примере эстонских такси. Посадка в машину платная, плюс километраж. Стоимость проезда указана на боковых стеклах. Фиксированной таксы нет: у каждой компании цены разные, поэтому предварительно обязательно надо справиться, сколько будет стоить поездка. Иначе можете оказаться на нашем месте.
Меня как единственную в группе мало-мальски говорящую на английском, друзья попросили поймать такси до отеля. Остановился русскоязычный водитель, одногрупники так этому обрадовались, что залезли к нему в машину, не обговорив стоимость проезда. Я с другой половиной группы выехала чуть позже. Водитель-эстонец потребовал 120 крон. Когда мы доехали до места, выяснилось, что вышло гораздо меньше: всего 95 крон. Причем по дороге мы еще заехали на монумент "Памяти павших во Второй мировой войне"(успели ужаснуться тому, как поглумились над мемориальным местом вандалы). А наши друзья вернулись в отель позже. И водитель "накрутил" им аж 300 крон!
Добро пожаловать, или Убирайтесь вон
Эстония, как только появилась возможность, первой заявила о выходе из состава Союза. Что изменилось? К сожалению, я не имела возможности бывать в этой стране раньше, потому все для меня здесь было ново. Хотя меня предупреждали о, мягко сказать, неоднозначном отношении прибалтов к русским.
Так, например, девочки на рецепшене в отеле убеждали нас, что говорят только на английском, хотя пару минут назад я слышала, как между собой они стрекочут на чистейшем русском. В супермаркете, расположенном неподалеку, сотрудники службы информации брезгливо скривились, услышав нашу речь. Всем видом показали: наше присутствие им неприятно. Наверное, поэтому обманули, заявив, что пункт обмена валюты в магазине уже закрылся (было 3 часа дня!).
И в самом отеле нам пришлось столкнуться с проявлениями неприязни к русским. Почему-то уборщицами здесь работали исключительно этнические русские. Но даже они пытались спешно удалиться от нас, на вопросы отвечали кратко и, ссылаясь на чрезвычайную занятость, убегали.
Во всей Европе принято, что завтрак для гостей отелей бесплатный, с 7 до 10 утра. Девчата с нашей группы пришли в 8.00, но заботливые сотрудники отеля потребовали с них по 150 эстонских крон за чашку кофе и булочку. Но наши не лыком шиты: устроили скандал и позавтракали бесплатно. Других же, более покладистых соотечественников, официантам "развести" удалось.
Позже нам довелось ужинать в одном милом итальянском ресторанчике в историческом центре Таллина(надо отметить, кухня превосходная). Нас обслуживала русскоговорящая официантка, которая свою национальную принадлежность обозначила четко: она - "украинская эстонка". Наши слова, что Киев - древняя столица Руси, почему-то ее испугали. Девушка суетливо начала оглядываться: не слышал ли кто еще этот разговор? Вскоре мы узнали причину: здесь сообщить работодателю, что ты русский, все равно что отказаться от работы. И не дай бог он узнает, что вы его обманули - выгонит с волчьим билетом.
У входа в русское посольство в Эстонии к нам подбежал подвыпивший мужичок и попытался рассказать, как родным людям, что он - инженер, потерял работу и уже много лет его никуда не берут. Максимум - дворником. Наши друзья и соотечественники, проживающие в Таллине, подтвердили его слова. Они, например, рассказали, что эстонский работодатель из двух кандидатов - высокообразованного русского и эстонца с простым школьным аттестатом - предпочтет последнего. Уверяли нас: здесь считают, что русский обязан работать на грязной работе. Поэтому многие наши ребята уже воспользовались тем, что Эстония вступила в Евросоюз и уехали из неуютной Прибалтики.

По одному - не ходить

Переводчик в отеле посоветовала нам чаще говорить по- английски, иначе могут быть неприятности. Сначала я не придала этому значения, но потом прочувствовала важность совета на собственном примере.
Воспользовавшись свободным солнечным днем, пошла прогуляться со своей собакой - фокстерьером Вудиком (мы ехали через Эстонию в Стокгольм, где проходила международная кинологическая выставка). Потянуло меня почему-то совсем не в ту сторону, куда обычно ходили со своими питомцами все остальные члены нашей группы. Набрела на очень уютный сосновый парк. Долго бродила по аллеям и тропкам и совершенно потеряла счет времени и месту своего нахождения: добраться до отеля самостоятельно было сложно. Обратилась за помощью к проходившей мимо миловидной женщине.
Когда она объясняла мне путь, мимо прошли пятеро бритоголовых парней, разнаряженных, как морские пехотинцы. На беду, они услышали, что я говорю по-русски, и остановились. Женщина тоже их увидела, резко переменилась в лице и, не договорив, поспешила удалиться. Я же сделала вид, что вовсе не заметила парней, разыграла собаку и прибавила шагу. До бритоголовых дошло, что я на самом деле убегаю, когда была уже в десяти метрах от них.
Рванула через лес(на шум трассы), они - вдогонку. И кричали: "Стой, русская свинья!" Когда они почти настигли, я вдруг выскочила из леса прямо перед полицейской машиной. Кинулась к защитникам правопорядка, плакала с испуга и говорила по-русски и по-английски одновременно. Тыкала пальцем в выскочивших из леса следом парней. Полицейские долго слушали, смотрели то на меня, то на них. Я объяснила, что документы оставила в отеле, деньги тоже не взяла, все, что у меня было, - собака на поводке, карточка-ключ от номера, да визитка отеля в руках, а тут эти пугают и угрожают. И предупредила: я иностранка - скандал гарантирую.
Один из полицейских погрозил парням кулаком, те поспешили скрыться. Меня на патрульной машине привезли в отель, за что огромное спасибо. Однако до сих пор мне удивительно: почему они даже не попытались задержать этих нацистов.
Впрочем, я все же подкинула маленькую месть "эстонским мальчикам". Когда мы ехали паромом "Таллинк" в Финляндию, рядом с нами в спорт-баре присели парни, которые разговаривали на русском. Я спросила: откуда они родом? Те оскалились: "Мы - эстонцы!". На что я фыркнула в ответ: "Нашли чем гордиться!". Наш разговор слышали сидевшие рядом финны, после моих слов они начали мне аплодировать и кричать "Браво!", угощать пивом и чипсами.
Я уверена, что не все жители Эстонии такие националисты, что среди них есть очень гостеприимные люди и их большинство, но, увы, я их не встретила. Зато на себе прочувствовала все негативные моменты жизни русских в этой стране.