59,40 ↑ 100 JPY
92,88 ↑ 10 CNY
64,34 ↑ USD
54,21 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 1 м/c
EN
19 июня
Среда

Экономика

Владимир Нескоблинов: Я горжусь тем, что построил Владивосток!

Один из самых заслуженных людей приморской строительной отрасли, отдавший ей более 50 лет, о недостатках возведения "Большого Владивостока", взятках, прорабах-штурманах, русском размахе и многом другом

Досье "Н"
Владимир Васильевич Нескоблинов - заслуженный строитель РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, награжден медалями "За трудовую доблесть", золотой и серебряной медалями ВДНХ.
С 1957 года работал в тресте "Дальшахтострой" (Артем), в 1960-м принимал непосредственное участие в создании базы стройиндустрии для Владивостока.
С 1975-го - первый заместитель начальника Главвладивостокстроя(позже Главного управления по строительству в Приморском крае), с 1988 по 1997 гг. - его начальник.
Ныне председатель Союза заслуженных работников всех отраслей Владивостока при городском совете ветеранов.

- Владимир Васильевич, вы уже полгода на пенсии, чем занимаетесь?
- Собственными руками вот баньку на своем дачном участке построил, каждый срубик, каждый брусочек самолично поднял, закрепил...
- Вы занимали ведущие должности в строительной отрасли края. Почему в свое время перешли из начальников в рядовые инженеры?
- Я всю жизнь только и делал, что командовал. А в новых условиях быть руководителем такого уровня стало сложно. Ведь мой рабочий день начинался в 8 утра и продолжался до момента, пока начальство в Москве не уходило на обед. Попробуй отправиться раньше домой - тебя и там поднимут. Я всегда был на работе. Ни суббот, ни воскресений. Не знаю, когда мои дети выросли... Хорошо хоть внуков теперь вижу. Я по натуре человек обязательный: все брошу и буду на объекте. А здоровье уже не позволяет.
Хотя как трудоголик скучаю по работе. Руководить не хочу: куда приглашали - отказывался. А вот помогать принимать решения готов, даже бесплатно. Сегодня у нашего мэра лежит предложение о создании консультативного совета при администрации города. Я подобрал туда грамотных людей - строителей, геологов, юристов. Чтобы помогать, а не вмешиваться!
- За какими советами чаще всего к вам обращаются молодые строители?
- В основном по организации производства, по применению строительных материалов.
Иногда просят с кем-то нужным "переговорить по старой памяти", сейчас ведь все связано с бизнесом. Но так сложилась моя жизнь, что я не привык брать и давать. Видимо, я прирожденный инженер, а не бизнесмен.
- Неужели в вашу бытность вы не были вынуждены кому-то давать взятки?
- Не успел. (Смеется.) Я потому еще и ушел со стройки, что наступило время, когда всем надо было что-то платить.
Раньше при сдаче дома было две комиссии: одна - рабочая, заказчика (например Дальзавода), другая - государственная, которую возглавлял зампредседателя горисполкома. В последнюю входили представители всех служб, которые потом помогали эксплуатировать это здание. Комиссия представляла на утверждение документы в горисполком, где ставили визу: "дом принят в эксплуатацию". Иногда, правда, и с какими-то недоделками, но нам ставили обязательные сроки устранения.
Никакого "дать на лапу" я знать не знал. Единственное - понимал, что когда идет госкомиссия, то пожарного надо накормить-напоить, да и санврача хорошо бы ублажить - он конфеты шоколадные любит. Вот и вся была наша взятка.
А сегодня людей могут заселить в непринятый дом! Нам такое в страшном сне привидиться не могло.
- А вам взятки предлагали?
- Нет! Боялись!
- Есть ли разница между возведением "Большого Владивостока" и строительным бумом, о котором говорят сегодня?
- Наверное, я человек другой формации, но понимаю так: любая стройка должна начинаться с базы - с материальной и людской. Тогда только можно говорить о строительном буме. Сегодня, на мой взгляд, строить город некому.
Вот когда был кинут клич "Даешь "Большой Владивосток!", со всего Советского Союза к нам прибывала молодежь, которая потом оставалась жить в Приморье: им и квартиры предоставлялись, и всевозможные надбавки, и многие другие льготы. Было у нас разрешение ездить по воинским частям и агитировать ребят оставаться здесь: поднимать город.
А сегодня... очень много шума, задачи глобальные. Я ведь представляю себе, что значит построить мост через залив или комплекс университета. Конечно, вокруг нас китайские, корейские работники. И если сегодня это позволяет карман государства - ради бога. Но все-таки должно быть какое-то патриотическое чувство. Я, например, горжусь тем, что построил Владивосток, и куда не брошу взгляд, вижу заслуги наших строителей: цирк, кинотеатр "Океан", драмтеатр, первый крупнопанельный шестнадцатиэтажный жилой дом на проспекте 100 лет Владивостоку, первый девятиэтажный кирпичный дом на том же проспекте.
- Какие здания Владивостока можно назвать неповторимыми?
- Многие наши объекты строились первыми в стране. Например, цирк - уникальное сооружение по ширине арены и по несущим конструкциям. Или кинотеатр "Океан". Он возведен по индивидуальному проекту, в котором применено так называемое вантовое перекрытие. В стране таких конструкций мало. Ванты - это тросы, на них лежат плиты. А по всему периметру железобетонный пояс, по которому натянуты эти "струны". Контроль за такими объектами со стороны партии и правительства был страшный.
- Говорят, что в 60-х бригады строителей, соревнуясь между собой, монтировали пятиэтажные панельные "коробки" за две недели. Отсюда и качество сдаваемого жилья...
- Да, был момент, когда мы действительно гнались за количеством. Была еще порочная практика регулярно отчитываться о перевыполнении плана: "Пятилетку за три года" и т.д. А нам всегда не хватало людей и материальных ресурсов. Мы каждый год добавляли по 3-4 тысячи человек, а их все было мало. Потому, когда погнались за количеством, "коробки" начали сдавать без отделки.
Позже для повышения качества массового строительства ввели архитектурно-строительный контроль, который проверял все: начиная от монтажа и заканчивая отделкой. Мы стали развивать базу, заводы строить: в Уссурийске - производство линолеума и обоев по голландской технологии, в Дальнереченске - завод по выпуску ДСП. Наш Владивостокский ДСК гремел на весь Советский Союз.
- Какие советы вы дали бы вашей смене - новой формации строителей?
- Во-первых, я бы категорически запретил строить любые объекты, нарушающие исторический облик Владивостока. Страшно смотреть на эти стеклянные "шапки" в самом центре города! Там уже ни людям, ни машинам продвигаться невозможно, а торговые центры все лепят и лепят.
Сегодня очень много так называемых строительных организаций. Я их называю артельщиками. Спрашиваю руководителя: "Вы кто?", а он мне: "Судовой механик. Да не переживайте вы так, я на работу принял прораба грамотного". Это я бы в корне изменил.
Строители разрознены, каждый не строит, а делает свой бизнес - на жилье, торговых центрах и т.д. Не надо хвастать: серьезных объектов раз-два и обчелся. Пожалуй, одно из исключений - гостиница "Хендэ", которую возвели корейцы за свои деньги. Все остальное - бутафория - сценическое, броское. Надо объединить усилия, чтобы действительно была Строительная Отрасль, хотя бы во Владивостоке. Чтобы генподрядчик, как дирижер в большом оркестре, смог собрать на объекте лучших специалистов.
Думаю, как только Президент подпишет указ об изменении Градостроительного кодекса, и пойдут потуги объединить усилия строителей под одной крышей.
- Владимир Васильевич, а точечная застройка - для нас благо или вред?
- Я за точечную застройку, но лишь в местах, где она не будет мешать тем, кто уже там живет. Когда мы начинали строить, генпланом города были отведены земельные участки с зелеными зонами, местами отдыха. То есть эти территории были специально оставлены для жителей. И зачем теперь лезть на детские площадки...
К тому же в городе за последние десятилетия не построили новых водопроводных, тепловых сетей. А дома растут, используя перегруженную канализацию. Надо искать варианты.
А лучше сделать упор на строительство малоэтажных спальных районов, как это делается во всем цивилизованном мире. У нас такие городки уже начали появляться, но иногда по иностранным - недолговечным, на мой взгляд, - технологиям. А ведь русскому надо, чтобы стена крепкая была! Поэтому и не надо впритык строить дома. Во-первых, это опасно, а во-вторых, не наш это стиль - у нас ширина, свобода, ну что, земли мало?
- Насколько, на ваш взгляд, сегодня обоснованы цены на жилье в Приморье?
- По-моему, сегодня самый выгодный бизнес в России - это строительство. Прибыли зашкаливают за 200-300%! Такого быть не должно. И только участие государства может привести к хорошим показателям и по строительству объектов, и по их качеству.

Поделиться:

Наверх