66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Общество

Главный секрет потаенного судна

Единственная и уникальная - так до сих пор называют моряки спасательную подводную лодку БС-486 "Ленок" Тихоокеанского флота

Екатерина Зебзеева,
Спасти их всех!
20 июня 1774 года во время погружения на своей лодке погиб первый подводник - 19-летний англичанин Дей.

Через 77 лет человеку впервые удалось спастись из затонувшей ПЛ - это был немецкий изобретатель Бауэр вместе с двумя матросами. Вопрос спасения подводников всегда стоял на повестке дня отечественного флота. Следует учитывать то, что гибель подлодок в мирное время совершенно справедливо расценивается обществом как национальная трагедия.
Единожды в мире
...Еще во время опытной эксплуатации "Ленок" участвовал в подъеме затонувшей военной техники (торпед и вертолета). А вот первый (и единственный) случай применения СПЛ пр.940 по прямому назначению имел место в 1981 году. 21 октября в 19.37 судно-рефрижератор, выходя из пролива Босфор-Восточный, в Уссурийском заливе столкнулось с субмариной С-178 пр.613В. Лодка получила пробоину и затонула на глубине 31 м.
23 октября к спасательным работам подключилась СПЛ (срочно выведенная из ремонта), вечером того же дня начался выход через торпедные аппараты сразу 16 подводников из первого отсека аварийной ПЛ. Шестерых из них (наиболее слабых) в сопровождении водолазов перевели в СПЛ. Именно у этих спасенных декомпрессионной болезни, в отличие от других, не возникло.
В связи с успешным использованием СПЛ известный советский подводник, бывший командир гвардейской С-56 Герой Советского Союза, вице-адмирал в отставке Георгий Щедрин сказал:
- Горжусь, что такая сложная операция, как переход под водой из одной лодки в другую, впервые была проведена в советском ВМФ!
Во многом успешность эксплуатации "Ленка" зависела от грамотности и подготовленности экипажа. Что в свою очередь во многом зависело от командира, которым для многих из подводников стал капитан 2-го ранга Юрий Копылов, командовавший лодкой с 1978 по 1985 годы. Он не просто командовал - ежечасно учил экипаж "потаенного судна", да так, что лодка всегда была среди лучших на флоте!
Избежать военного противостояния
Эта же лодка (она носила имя "Комсомолец Узбекистана") сыграла главную роль в поднятии "черного ящика" и магнитных кассет с южнокорейского самолета "Боинг-747", сбитого 1 сентября 1983 года советскими истребителями.
Справка "Н"
Корейский "боинг" (также Korean Air 007, KAL007 (KAL-007) или KE007) - "Боинг-747", сбитый в воздушном пространстве СССР 1 сентября 1983 года.
Самолет вторгся в закрытое воздушное пространство СССР, где был сбит самолетом-истребителем и разбился к юго-западу от острова Сахалин. При крушении никто не выжил. Самолет выполнял международный рейс №007, перевозивший 246 пассажиров и 23 члена экипажа по маршруту "Нью-Йорк - Сеул" (с дозаправкой в Анкоридже), отклонившись от курса на 500 километров. Основные версии ЧП: американцы считали, что произошла ошибка пилотов, СССР - полет стал провокацией со стороны спецслужб США.
Происшествие вызвало серьезное обострение и без того непростых отношений между СССР и США - от "холодной войны" мир стремительно поворачивался к военному конфликту. Для установления истины необходимы были бортовые самописцы самолета, но поднять их с глубины около 200 метров было непросто. Да и поднять нужно было секретно: вдруг пилоты действительно ошиблись с курсом (хотя представить себе столь значительную ошибку просто невозможно!).
После того как было определено примерное место падения самолета в советских водах, но очень близко к морской их границе, были организованы поиски обломков. В них принимали участие советские, американские и японские суда. Из-за крайне обострившихся отношений между странами поиски не были скоординированными. Каждая сторона рассчитывала найти подтверждение своей версии...
Обломки самолета были найдены советскими водолазами, со дна были подняты все приборы, включая бортовые самописцы ("черные ящики"), однако это оставалось тайной до 90-х годов. Впрочем, не для всех. Сразу после расшифровки данных "черного ящика" они были озвучены на встрече советских и иностранных дипломатов. "Черные ящики" даже после гибели экипажа свидетельствовали: пилоты знали, что нарушили границу СССР, но отказались выполнять команду советского истребителя на посадку.
Долгое время тайной оставалось и то, что первыми на место трагедии опускались водолазы "Ленка".
Именно так предполагал водолаз-глубоководник Вадим Кондрабаев, который опускался на место трагедии:
-...Вполне может быть, что несколько мини-подлодок с военными водолазами спустились на "боинг" еще до нас и все собрали, а остальные части разрушенного лайнера разбросали или оставили там, где им было нужно, а потом вызвали нас для отвода глаз.
Да, именно советским военным морякам и именно с "Ленка" удалось найти "черные ящики". Специалистам удалось расшифровать их данные. Но текст работал не в пользу версии американцев. Видимо, тогда же советская и американская стороны просто достигли соглашения... и постарались тайну, не выгодную обеим сторонам, спрятать подальше и поглубже.
Капитан 3-го ранга запаса Юрий Клебанов, служивший на "Ленке" в электромеханической боевой части с 1979 по 1992 годы:
- В сентябре 1983 года наш спасатель стоял в заводском ремонте. По тревоге на поиски "боинга" с лодки забрали всех наших водолазов и командиров спасательных снарядов. Погружались они, как потом рассказывали, с борта спасательного корабля на его снарядах. Самолет обнаружили сразу, он развалился на три кучи обломков. Наши водолазы погружались на спасательных снарядах, рискуя, заплывали в них прямо в громоздившиеся обломки обшивки, копались на самой "перспективной" акватории, там, где находились обломки носовой части и кабины. Там они и нашли "черные ящики"...


Наверх