66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
20 января
Воскресенье

Общество

Пираты все чаще атакуют русских

Наши моряки противопоставляют морским разбойникам бдительность и брандспойты

Василий Буслаев, Константин Сергеев

В 21 веке проблема пиратства стоит не менее остро, чем в Средние века.
Справка "Н"
Пиратство - незаконный захват, ограбление или потопление гражданских судов, совершенное в море. Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства и независимо от флага могут быть захвачены кораблями или летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и уполномоченными для этой цели.

Инциденты в Сомали
18 марта 2008 года ледовый буксир "Свитцер Корсаков" вместе с командой из шести человек был отпущен на свободу после полутора месяцев нахождения в плену у сомалийских пиратов. Буксир, следовавший на Сахалин для работы на проекте "Сахалин-2", захватили в плен на выходе из Аденского залива в Аравийском море. Перед похищением экипаж судна успел сообщить о захвате береговым службам Приморья.
Экипаж судна состоял из англичанина, ирландца и четверых сахалинцев. Вскоре стало известно, что буксир находится в бухте возле небольшого города Эйл на побережье Сомали. Судно находилось под постоянным наблюдением кораблей ВМС США. Спустя более чем шесть недель после захвата пираты отпустили датское судно. В СМИ просочилась информация о том, что за свободу моряков заплатили 700 тысяч долларов.
Если разобраться, ситуация с освобождением "Свитцер Корсакова" не является чем-то неслыханным. Такое в последние месяцы случается у побережья Сомали постоянно. В конце мая 2008 года подверглись нападению два судна с российскими моряками на борту.
Судно Amiya Scan голландской компании Reider Shipping, следовавшее под флагом островного государства Антигуа и Барбуда, было захвачено пиратами у берегов Сомали. Экипаж состоял из девяти человек: четыре русских офицера и пятеро матросов с Филиппин. Конфликт удалось разрешить. Освобождение сухогруза обошлось владельцу судна в 1 миллион 250 тысяч долларов.
На прошлой неделе сомалийские пираты отпустили за 700 тысяч долларов захваченный ими сухогруз "Леманн Тимбер". На борту находилась команда: капитан россиянин Валентин Барташев, четыре украинца, эстонец и девять бирманцев. Пираты не довольствовались одним выкупом - они открыто похитили с сухогруза все ценности, а также личные вещи экипажа...
Власть Советов
В советское время захват отечественного судна пиратами был событием суперординарным. По их сюжетам даже снимались громкие кинокартины, как, например, "Пираты ХХ века". Не то чтобы тогда на море не было разбойников. Были, конечно, но суда под серпасто-молоткастым стягом старались не трогать: ВМФ СССР грубо и зримо присутствовал во всех морях и океанах, а подводные лодки всплывали чуть ли не в устье Темзы... И получить торпеду пираты, понятно, побаивались.
Однако советская власть пала, военные корабли пошли в переплавку на иголки, выходить на боевое дежурство в океаны перестали - и тут уж российские моряки столкнулись с "Веселым Роджером" нос к носу.
Как отбиваться?
Оружия на борту гражданского судна иметь не положено. Ибо задача гражданского судна (юридически - "некомбатанта", т.е. безоружного) - не воевать, не отбиваться от неприятеля и даже не спасать груз или плавсредство. Международное морское право обязывает экипажи только к спасению своих жизней и пассажиров. А пираты сие знают отлично, вот поэтому захваты судов на море так легко и происходят...
Справка "Н"
В 2007 году в мире было совершено 291 пиратское нападение на суда под всеми флагами гражданского и торгового флота. География нападений охватывает весь мировой океан.
Малаккский пролив - 13 нападений.
Южно-Китайское море - 68.
Индокитай - 98.
Восточная Африка - 65.
Западная Африка - 63.
Южная Америка - 9.
Средиземное море - 4.
Тихий океан - 4.
Атлантика - 10 пиратских нападений.
В ходе корсарских захватов убито 19 моряков, ранено и искалечено 177 человек, угнано 17 судов, взяты в заложники 198 человек.

Тактика корсарских налетов сродни военным действиям настоящего боевого флота, нередко пираты действуют за 250 миль от берега, практически в открытом море. При этом на борту "летучего голландца" - какого-нибудь с виду мирного и добропорядочного купца - скрытно базируется отряд быстроходных лодок с супермощными подвесными моторами, позволяющими развивать скорость до 60 миль (110 км/час), мгновенно подскакивать к судну-жертве и под угрозой автоматического оружия и гранатометов захватывать его. Не помогают ни сигналы SОS, ни дежурство в этих районах боевых кораблей НАТО и Франции, ни разрешение мирового сообщества преследовать пиратов в территориальных водах. Корсары уводят захваченное судно в полон на глазах военных моряков - никто из "комбатантов" не рискнет атаковать судно с разбойниками на борту, чтобы не навредить экипажу...
Однако за последний год военные моряки и морская полиция нескольких стран буквально вычистили десятки пиратских гнезд в Южно-Китайском море и на островках Индокитайского полуострова - теперь здесь нападений почти не фиксируется. В 2008 году пиратской "Тортугой" стала восточная Африка и ее сомалийские корсары.
Рядом с повстанцами
...Дмитрий С., выпускник МГУ имени Невельского факультета судоходства, избороздил за последнее десятилетие всевозможные моря и океаны. К пиратам попал несколько лет назад близ острова Цейлон (Шри-Ланка). Здесь, как известно, много лет идет настоящая мини-война между правительственными войсками и тамильскими сепаратистами.
Как вспоминает Дмитрий, "вечером к нашему судну подошло несколько моторных лодок с вооруженными людьми. Ни денег, ни других ценностей от нас им нужно не было. От нас требовалось выполнять роль прикрытия и заложников, чтобы повстанцы за нашим бортом смогли продвинуться в другой район: этот участок акватории патрулировали правительственные военные суда, с берега поджимали войска. В течение ночи мы медленно шли по Цейлонском проливу, сопровождаемые пиратским конвоем. Затем нас отпустили. Попрощались вполне по-дружески, даже добровольно передали повстанцам кое-какую еду. Ведь в их лодках, помимо вооруженных мужчин, были женщины и маленькие дети. Собственно, главную опасность для нас тогда представляли правительственные войска Шри-Ланки, которые могли атаковать пиратов в любой момент".
А как бороться?
Главное средство борьбы с явным нападением пиратов (если экипаж все же принимает решение дать бой, т.е. не сдаваться в пиратский полон) - мощные пожарные насосы судна. Дать давление в несколько атмосфер на брандспойты легко, а струей воды такой силы вполне по силам не только сбить человека с ног, но и смыть за борт!
При опасности нападения судно герметизируется: закрываются все переборки и люки во внутренние помещения с палубы и надстроек, задраиваются межотсечные переходы судна. Чтобы добраться до экипажа, капитанского мостика, радиорубки, поста управления пиратам приходится попотеть, ломая двери. А если в это время по ним лупят из брандспойтов, масса негативных впечатлений обеспечена.
Кто в ответе?
Два с половиной года тому назад в России был создан и приступил к работе Национальный антитеррористический комитет (НАК), в сферу деятельности которого входит и борьба с пиратством на море. Подразделения комитета сформированы практически во всех субъектах РФ, в том числе в Приморье. Руководитель аппарата оперативного штаба НОК по Приморскому краю - полковник Павел Викторович Мезенин.
Специалисты НОК принимают участие в работе Антитеррористической комиссии Приморского края, одним из направлений деятельности которой также является борьба с пиратством. Председатель приморской комиссии "Антитеррор" - первый вице-губернатор Александр Костенко. Под его руководством "Антитеррор" собирался для обсуждения темы борьбы с пиратством совсем недавно - 27 июня 2008 года.
По данным НАК, количество совершенных в 2007 году террористических актов на территории РФ сократилось по сравнению с 2006 годом более чем в два раза (48 и 112 соответственно). В различных регионах предотвращено более 70 терактов. В 2006 году на территории Приморья задержаны находившиеся в международном розыске три узбека-террориста, которые были переданы тамошним силовикам. В 2007 году в крае выявлено семь выходцев из стран ближнего зарубежья, подозреваемых в терроризме на территории СНГ. Пиратов на территории Приморского края НОК пока не выявлено...
Ну, за китов!
Иногда практически по-пиратски на море действуют члены различных неправительственных организаций по защите чего-то от каких-то. Застрельщиком "экологического пиратства" стала НПО "Гринпис". В 1971 году катер с активистами-экологами на борту причалил к берегам Аляски, чтобы провести акцию протеста против испытаний ядерного оружия. Борьбу "зеленые" ведут пиратскими методами - захватывая суда и экипажи и даже тараня "нарушителей" в открытом море, рискуя жизнями как своими, так и чужими. В 1985 году в борьбу с "Гринписом" пришлось вступить советским пограничникам.
Владимир Краснов, капитан 2-го ранга, ветеран ТОРУ ФПС, тогда - командир пограничного корабля:
- Тогда врагами "Гринпис" стали малые народности нашей Чукотки, для которых ежегодно и на вполне законных основаниях китобоем "Звездный" добывались несколько десятков серых китов. "Зеленые" направили свой парусник "Воин радуги" к мысу Дежнева для тарана и уничтожения "Звездного". Они не шутили - форпик парусника был утяжелен бетоном, так что припечатать советского китобоя "Воин радуги" мог до огромной пробоины и потопления.
Мы вышли в море и стерегли "зеленых" месяца полтора. Приказ был ясен - выдавить парусник из наших террвод. Но мягко, медленно, аккуратно... Мы же тогда все антивоенные акции в мире одобряли, а "Гринпис" постоянно НАТОвцев задирал. Ну и дозадирали - в порту Окленд Новой Зеландии на пути к берегам советской Чукотки "Воин" тормознулся отдохнуть. А "зеленые" планировали еще какую-то демонстрацию против атомных программ Франции в Океании... Забодали в общем они тогда многих, и однажды ночью парусник взлетел на воздух у пирса. Говорили, что отправили к Нептуну "Воина радуги" французские подводные диверсанты. Мне без разницы было - уже по дому, семье, берегу соскучился... А пиратов тогда вблизи наших берегов не было - уважали Советский Союз все и везде. Даже пираты...
Александр Платонов, первый вице-президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморского края:
- У наших рыбаков, слава богу, проблем с пиратами нет.


Наверх