66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
19 января
Суббота

Политика

Чугунный соблазн

Ежегодно во Владивостоке исчезает несколько тысяч крышек смотровых канализационных колодцев системы ВКХ

Юлия Щетинюк
Изготовленные из чистого чугуна люки, установленные на колодцах сетей водопровода, канализации и теплоснабжения, уже много лет не дают покоя любителям легкой наживы. Проблема краж крышек злободневна не только для Владивостока, но и для большинства крупных городов.
Их не остановила даже смерть
Как сообщили "Н" сотрудники дорожной инспекции ГИБДД Владивостока, открытые канализационные люки - нечасто, но все же являются причиной дорожно-транспортных происшествий: таких четыре-пять за год. Слава богу, пока никто из водителей не пострадал. Но ущерб, который получает провалившаяся в люк машина, как правило, весьма значительный. Бывало, и колеса отрываются.
Да что там колеса. Три года назад в Первомайском районе погиб семилетний ребенок, упавший в открытый колодец. А уж сколько благодаря охотникам за цветными металлами горожане сломали рук и ног...
В 2005 году после прокатившегося по краевому центру бума таких краж городская администрация даже объявила вознаграждение в 10 тысяч рублей за информацию о похищенных люках и решетках.
Сегодня по Владивостоку одних только люков системы водопровода и канализации - 32 562 штуки. Как правило, за год их воруют около двух тысяч! ОАО "Водоканал" на их восстановление ежегодно тратит до восьми миллионов рублей!
- Намертво закрыть, забетонировать крышки смотровых колодцев нельзя. Дело в том, что при авариях придется вновь восстанавливать проемы, - объясняет главный инженер ОАО "Водоканал" Иван Денгирович Ким. - Наши колодцы стоят в городе через каждые 30-40 метров, это необходимо для оперативного устранения аварийных ситуаций на сетях канализации и водопроводного хозяйства, а также переключения подачи воды потребителям. Понятно, что не везде мы в срочном порядке успеваем восстанавливать похищенные люки. Нельзя же к каждому из тридцати тысяч поставить охранника.
Если это не портит эстетический вид, мы отливаем и ставим на смотровые колодцы крышки из цемента и арматуры. Но и их воруют, хоть и меньше, чем чугунные. Железобетонные конструкции пользуются популярностью у... дачников, которые на своих участках выкладывают ими дорожки.
Мы решили взять на вооружение пластмассовые люки. Однако они поставляются только с самим кольцом. А его установка требует дополнительных работ, в том числе бетонирования. Да и срок службы у таких конструкций недолгий - машины их разбивают быстро.
В качестве эксперимента мы закупали и ставили во Владивостоке чугунные антивандальные крышки, оборудованные замками. Но стоимость одного такого люка 8 000 рублей. Это почти в два раза больше, чем обычного. Поэтому смысл замены пропадает. Тем более что народные умельцы и их научились вскрывать и уносить.
Засыпал колодец - лишился воды
Если колодцы ливнестоков стоят на балансе у городской администрации, то водопроводные и бытовой канализации - у ОАО "Водоканал". Именно сюда обращаются люди, возмущенные очередной ямой на дороге. Сотрудники предприятия стараются выезжать на указанное бдительными гражданами место по первому же звонку. Ведь проблема не только в том, что открытые колодцы угрожают безопасности каждого из нас.
Дело в том, что канализационный люк моментально забивается мусором, в результате те же сточные воды выходят наружу. Такие случаи во Владивостоке не единичны. Сотрудники ОАО "Водоканал", приезжая на аварийный участок порой несколько дней чистят колодец, чтобы добраться до нужной трубы или задвижки. Так иногда происходит после того, как открытый проем засыпают мусором строители, которые не удосуживаются предварительно его чем-нибудь прикрыть.
Наказание должно быть устрашающим?
Чугунные крышки колодцев все воры сдают в пункты приема металлолома. И это несмотря на то, что принимать готовые изделия, не предназначенные для продажи, запрещено законом. Видимо, чтобы очистить совесть, некоторые предварительно разбивают "блины" кувалдой. Но ведь понятно, что даже половинки таких конструкций просто так на дороге не валяются!
- Необходим акт, предусматривающий серьезное наказание за умышленное нанесение ущерба хозяйству жизнеобеспечения, - считает Иван Ким. - Он должен касаться всех сетей, обеспечивающих исправную работу городского хозяйства (электрических, тепловых и т.д.). Во многих странах мира за расхищение такого имущества карают достаточно сурово.
Возможно, стоит устраивать показательные суды, чтобы другим не повадно было. Воры в городе, может, и работают с таким размахом именно из-за чувства своей безнаказанности. Да и скупщиков металла по большому счету не интересует, где их "клиенты" берут ту или иную вещь. Обычным же гражданам стоит относиться к этой проблеме более серьезно: если у вас на глазах кто-то ворует люк - обращайтесь в милицию.
Справка "Н"
Ответственность за такие преступления предусматривает ст. 158 Уголовного кодекса (кража). Виновным грозит штраф, который может достигать 80 000 рублей, исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года, а также лишение свободы на срок до 2 лет.
Однако чаще всего пойманные воры отделываются условным сроком наказания либо штрафом. Хотя каждый случай индивидуален: так если кто-то раньше уже привлекался к уголовной ответственности, наказание будет суровым.
УВД занимается такими делами по заявлениям от собственников этого имущества (ОАО "Водоканал", Приморские тепловые сети и др.), а также от неравнодушных граждан, но последние обращаются по такому поводу в правоохранительные органы крайне редко.
По каждому заявлению проводится проверка. Периодически сотрудники правоохранительных органов наведываются в пункты приема металла. Но перед судом расхитители предстают нечасто: приемщики редко отслеживают своих "клиентов".
Люкам на дороге место!
К сожалению, воровство люков иногда провоцируем мы сами. Наверняка многие были свидетелем того, как выкатывается на дорогу крышка, подпрыгнувшая под колесами тяжелого грузовика. После этого мимо проезжают сотни машин, и крайне редко кто-то остановится и закроет образовавшуюся посреди дороги дыру. Пока ночью кто-нибудь в нее не провалится. После автовладельцы, разбившие таким образом свои машины, подают в суд и на водоканал, и на дорожников.
- Перенести смотровые колодцы с проезжей части на тротуар нельзя, - утверждает главный инженер ОАО "Водоканал". - Все они привязаны к сетям, проложенным под Владивостоком.
Претензии водителей по поводу утопленных в асфальт колодцев понятны. По всем нормативам крышка должна лежать вровень с дорожным покрытием: занижение смотровых колодцев создает угрозу безопасности дорожного движения. Раньше их приподнимали бригады, ремонтирующие дороги, что включалось в стоимость работ по асфальтированию. А вот кто должен это делать сейчас - неясно.
На днях мы получили предписание от ГИБДД по Ленинскому району по поводу колодцев, мешающих движению по Океанскому проспекту. Будем за свои деньги нанимать дорожников - другого выхода нет.


Наверх