Ежедневные Новости
Владивостока
66,44 ↓ USD
75,63 ↓ EUR
98,09 ↓ 10 CNY
18 января
Пятница

Общество

Парковаться на Светланской запретили еще 100 лет назад

Летом 1907 года городская дума установила правила движения автомобилей по улицам Владивостока

Юрий Филатов
Ассенизаторы важнее моторов

Автомобили во Владивостоке появились еще до русско-японской войны. Но они по причине малой приспособленности улиц к новому виду транспорта в городе почти не появлялись. В основном машинами пользовались адъютанты для доставления срочных распоряжений из штаба крепости в летние лагеря гарнизона или дальние форты и батареи, которые располагались за городской чертой.
А потому власти Владивостока не считали нужным вводить для автомобилей какие-то правила. Думу и управу интересовали только взаимоотношения на городских улицах гужевиков (ломовых извозчиков), лихачей (легковых извозчиков) и владельцев собственного конного выезда. К тому же приходилось регулировать перемещение ассенизационного обоза (золотарей), с хозяином которого управа заключила договор об очистке местных сортиров.
Так что до установления правил движения по улицам новомодного транспортного средства - автомобилей - у отцов города просто не доходили руки.
А вот в Париже уже 14 августа 1893 года его префект Луи Лепен распорядился об обязательном наличии у водителя автомобиля "справки о способности управлять транспортным средством с механическим мотором". Таковая выдавалась той же комиссией префектуры, что экзаменовала и кучеров фиакров (парижских извозчиков). Тут же за превышение скорости была оштрафована княгиня Де Юзес. Ее автомобиль ехал со скоростью 4 лье (около 16 км) вместо предписанных трех.
В начале века правила для передвижения по улицам авто (как тогда говорили, моторов) установили Петербург, Москва и даже Одесса, поскольку первый в России автомобиль проехал в 1896 году именно по ее улицам, а одесситы народ крайне нервный.
Первое ДТП Владивостока
После 1905 года автопарк города начал расти. Дело в том, что по окончании войны здесь оказалось много автомашин, прибывших с госпиталями Красного Креста (они не входили в медико-санитарную службу Военного министерства). Генералы, с этим видом транспорта мало знакомые, распорядились большую их часть продать. Так наиболее продвинутые горожане оказались владельцами моторов. Однако эта новинка многих просто перепугала.
Пример тому первое во Владивостоке дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля, произошедшее 8 августа 1907 года. Газета "Дальний Восток" в разделе "Дневник происшествий" писала:
"26 июля (8 августа по новому стилю) около 5 часов вечера на углу Посьетской и Первой Морской улиц автомобиль присяжного поверенного Преображенского налетел на экипаж, принадлежащий генеральше госпоже Белой. Лошади испугались и, бросившись в сторону, перевернули экипаж. При сильном толчке от перевернутого экипажа госпожа Белая упала из него и получила значительные ушибы. Госпожа Белая была немедленно доставлена домой, а на господина Преображенского составлен полицейский протокол. Владельцы лошадей должны приучать их к культурным новшествам".
Госпожа Белая Мария Фоминична была дамой известной. Вместе с мужем - начальником артиллерии Порт-Артура генерал-майором Белым - после сдачи крепости переехала во Владивосток. Здесь ее супруг, уже в чине генерал-лейтенанта, с 1907 года создавал артиллерийскую оборону крепости.
Скандал был неизбежен, и потому присяжный поверенный поспешил дать в печати следующее объяснение происшедшему:
"Мы уже повернули на Посьетскую, когда встретили экипаж госпожи Белой. Лошади стали пугливо пятиться, шофер, весьма опытный в управлении автомобилем и имеющий надлежащий аттестат, остановил совершенно автомобиль. Несмотря на это, кучер госпожи Белой, сам впервые видевший автомобиль и, по-видимому, не менее лошади испугавшийся его, не справился с ролью кучера и повалил на бок экипаж".
Оправдания не помогли. Все закончилось принесением присяжным Преображенским госпоже Белой извинений и уплатой внушительного штрафа полиции.
Зверские ужесточения
На ближайшем же заседании городская дума приняла правила передвижения автомобилей в городе. Вот некоторые из них:
* На владение автомобилем должно быть взято разрешение из городской управы.
* Наибольший вес автомобиля с грузом (в том числе и пассажирами) не должен превышать 250 пудов (4 тонны), а автомобиль большего веса требует особого разрешения (управа берегла проезжую часть улиц).
* На право езды выдается особая книжка, а автомобиль снабжается особой нумерованной бляхой (аналоги современных водительских прав и номеров).
* Скорость езды не более 12 верст в час, а при выезде из ворот или повороте на другую улицу не более 4,5 верст.
* Езда вперегонки воспрещается.
Кроме того, автомобили были обязаны уступать дорогу любому конному транспорту. А когда по Светланской проложили трамвайную линию, то машины не имели права въезжать на ее рельсы. Владелец не имел права оставить свое авто около тротуара на Светланской. Ему разрешалось только выйти из него или же сесть в подъехавшую машину. К правилам прилагался перечень внушительных штрафов за их нарушение.
Жизнь автовладельцев была настолько усложнена, что многие пользовались своими моторами только для загородных поездок, а в городе брали извозчиков.
Так внесли свою лепту в историю города пугливые лошадки и робкий кучер генеральши Марии Фоминичны Белой. Не одним же генералам делать историю.


Наверх