57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+13° ветер 5 м/c
EN
20 апреля
Суббота

Общество

Юристы Приморья предупреждают: что подписываем, то и получаем

Страхование сегодня - практически единственное средство защиты своих интересов. Покупая полис, мы в первую очередь платим за спокойствие.

Однако страховая культура в нашей стране еще недостаточно развита.

А потому и возникают различные недоразумения. Ведь каждый, кто получил страховку, при наступлении страхового события желает получить с компании побольше. Потому и страховщики ограждают себя всевозможными способами.
Начнем с того, что любой договор, который имеют на руках, допустим, туристы, выезжающие за рубеж, заключается на основании правил страхования. Они индивидуальны для каждой страховой компании (СК) и обязательно утверждаются в Федеральной службе страхового надзора.
- По Гражданскому кодексу, если в договоре страхования есть ссылка на эти правила, то все правовые споры, коллизии разрешаются на их основании. Но правила разрабатываются с учетом максимальной защиты интересов страховщика, а также, чтобы вероятность признания происшествия страховым случаем была минимальной, - объясняет директор ООО "Правовой компетент" Дмитрий Каратаев.
Как правило, люди сами виновны в своих проблемах. Например, когда человек покупает турпутевку, его зачастую просто ставят перед фактом: эта услуга уже входит в путевку. И турист просто ставит свою подпись на полисе, где написано "с правилами страхования ознакомлен". Но в действительности читают их далеко не все. На обороте полиса может быть лишь выдержка из документа, в которой могут быть указаны лишь условия общего характера. Поэтому и случаются проблемы.
Допустим, вы застрахованы от несчастного случая и где-нибудь в Китае сломали руку. Некоторые элементарно не знают, что делать, кому звонить. И даже если в полисе указан контактный телефон, на том конце провода вам может ответить китаец, или же вообще не будут брать трубку.
Юрист Каратаев отмечает: за правовой помощью застрахованные граждане обращаются нечасто: люди просто не верят, что им все-таки заплатят деньги. Вот лишь один из примеров. Мужчина приобрел страховой полис на год: он часто выезжает за пределы страны. Но не обратил внимание на ошибку агента СК: в графе "окончание срока действия полиса" тот поставил июль не 2008, а 2007 года. В августе прошлого года мужчина в очередной раз поехал за рубеж, где в результате несчастного случая получил травму. Однако серьезные расходы на лечение СК ему не компенсировала "в связи с тем, что страховое событие произошло после даты окончания договора".
А зачем что-то подписывать?
99% граждан не читают внимательно договор. Более того, некоторые имеют на руках только полис страхования, подтверждающий сам факт заключения сделки. А ведь правила страхования в договоре могут преломляться. Поэтому желательно иметь на руках оба документа. С договором у вас больше вероятности защитить свои права.
Доходит до того, что иногда люди просто берут в компании полис (или договор страхования), даже не ставя под ним подпись. В результате остаются без возмещения убытков. Существуют реальные судебные дела, когда правоту признавали за СК, которая отказала в выплате застрахованному лицу по причине недействительности такого договора. Ведь он должен быть подписан обеими сторонами.
Чек чеку рознь
В компании вам могут предложить два варианта страхования жизни и здоровья: либо по факту (когда страховое событие предусматривает конкретную максимальную сумму по таблице выплат), либо предполагающий компенсацию медицинских расходов (вы лечитесь, а потом на основании чеков получаете деньги).
В первом случае вам выплатят только оговоренную сумму. Даже если вы потратили на лечение значительно больше.
Во втором необходимо быть особенно внимательным. Форма чеков должна быть согласована со СК. Если вы привезете те же китайские чеки (возможно, и с заверенным переводом), их могут не признать основанием для выплаты.
В каждых правилах страхования, особенно касающихся медицины, есть лимит - на повреждение той или иной части тела. И даже если чеки будут оговоренной формы, не факт, что их все посчитают обоснованными. Например, после перелома ноги вы каждый день ходили на восстановительные процедуры. Но ведь могли обойтись парой-тройкой посещения медучреждения. Поэтому подобные моменты должны быть заранее прописаны в договоре.
В договорах прописывается и такое понятие, как франшиза. Это минимум убытка, который не оплачивается. Предположим, вам не будут выплачивать всего 2 000 рублей, которые вы потратили на свое восстановление.
Иногда по разным рискам франшиза может серьезно различаться. Так в некоторых компаниях правилами страхования предусмотрено, что если, допустим, вас в пьяном виде сбивает машина, то вам выплатят 50% страховой суммы либо вообще ничего не заплатят.
Изучаем документ
* Во многих правилах список документов, которые вам необходимо будет представить для получения страховой выплаты, бывает размыт. Например, в большинстве правил страхования после перечня бумаг значится фраза "и другие документы". Какие именно - в зависимости от ситуации. По этой причине порой компании затягивают выплаты.
* Необходимо точно указать имена всех застрахованных лиц, включенных в договор. Допустим, можно застраховать себя и своего ребенка. Но если вдруг вы не укажете его полное ФИО (а напишете просто - моего сына), деньги могут не выплатить.
* Если вы страхуете имущество, детально уточните: в каких именно случаях вам положена выплата. Так, в некоторых правилах предполагается, что кража должна сопровождаться взломом. А если злоумышленник, допустим, подобрал ключи (то есть взлома как такового не было), страховым это событие могут и не засчитать.
* Внимательно смотрите, что именно подразумевается под страховым случаем в вашей квартире. В документе может быть указано "залив водой из соседского помещения", а трубу прорвало у вас в квартире.

Так что внимательно читайте бумаги, которые подписываете. Ведь необоснованно в выплатах не отказывают. В конце концов договор на то и договор, чтобы вносить в него коррективы. Конкуренция среди страховых компаний серьезная. Агенты бьются за клиентов, а потому могут пойти на определенные уступки.
Страхуете ли вы свои жизнь и имущество?

Алексей Черникин, управляющий студенческого туристического агентства Startravel:
- Я считаю, что страховка - обязательное правило для туриста, особенно когда речь идет о детях. Но, к сожалению, должен признать, что пока у нас это редкое явление. Страховаться не принято, хотя жизнь показывает, что с туристами все чаще происходят ЧП. То автобус попадет в ДТП, то дайвер погибнет. Пренебрегать безопасностью нельзя.
Я на днях отправил сына к бабушке на Кубань, так застраховал его по трем позициям: от несчастного случая как такового, от ЧП как с пассажиром авиакомпании (с момента регистрации на самолет до выхода из аэропорта прибытия), также страховка в случае необходимости покроет медицинские расходы на лечение сына. Заплатили 860 рублей.
Вообще начинать готовиться к путешествию надо не с поиска дешевого тура, а с информации о туристической компании. По закону, компания, занимающаяся выездным туризмом, должна быть или оператором, или агентством. Туроператоры должны входить в федеральный реестр, который можно посмотреть на сайте Ростуризма. Это означает, что фирма не только имеет право заниматься подобной деятельностью, но у нее есть и финансовые гарантии в размере 10 млн рублей на форсмажорный случай.
Мой ребенок учится в школе и часто приносит всякие предложения, где нет никакой информации. Максимум - указан электронный адрес. Известно, что в путешествии может случиться всякое: от урагана "Катрина" до землетрясений, поэтому надо быть уверенным в той компании, которой вы доверяете свой отдых, а уж тем более - своих детей. Мы страхуем своих клиентов, так как это выгоднее. Уж лучше страховая компания потом заплатит компенсацию человеку, если что-то произошло.
Другая важная деталь касается наполнения страховки. Что мы получаем, покупая полис? Вспоминаю случай, когда в одной из стран разбился автобус с туристами, и выяснилось, что у них страховка минимальная.
Компенсация несоизмерима с расходами на лечение. Люди ездят и не думают, что страховаться нужно, так как последующие расходы на лечение намного могут превысить сумму полиса. Покупая тур, к примеру, в Египет, грубо говоря, за "три рубля", надо понимать, что экономия может дорого обойтись. Необходимо помнить, что, когда наступает критическая ситуация, человек теряется. Надо под рукой иметь алгоритм действий: куда позвонить, к кому обратиться.
Я и сам, собираясь с семьей в отпуск, обязательно куплю страховку. Потому что предвидеть ЧП невозможно. Зачем надеяться на русский авось, когда можно предпринять нехитрые действия. Ведь даже гражданскую ответственность можно страховать. Я иногда со своими клиентами шучу так: буянить будете? Тогда можно и полис взять на случай отдыха "на широкую ногу".
Андрей Кузьмин, депутат Думы Владивостока, главный врач Приморского краевого диагностического центра:
- Я ни разу не обращался в страховую компанию по поводу оформления полиса. Как-то не думал о том, что надо бы таким образом защитить имущество или здоровье. Риск, конечно, есть всегда, но договора пока не заключал. Просто не хотелось.
Виктор Тарабарин, замначальника департамента муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации Владивостока:
- Нет и не буду! Я по жизни спортсмен, надеюсь всегда на себя и свое здоровье...
Александр Макаров, следователь СУ Лесозаводской прокуратуры:
- Есть обязательное страхование, например, автомобиля, без него не обойтись. Раньше страховал имущество, потом попал под потоп и понял, что смысла нет. Соседка затопила квартиру, но страховым этот случай так и не признали. Несмотря на мою юридическую грамотность, убедить суд в ущербе для квартиры и мебели мне не удалось...

Поделиться:

Наверх