58,46 ↑ 100 JPY
91,22 ↑ 10 CNY
62,81 ↑ USD
54,28 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 6 м/c
EN
27 июня
Четверг

Общество

15 июня - День Святой Троицы. Как отмечали этот день в дореволюционном Владивостоке?

Этот первый летний праздник особенно любили русские крестьяне. Основные работы на огородах были окончены, сенокосные луга еще набирали силу. Можно было отдохнуть и повеселиться.

Юрий Филатов
Свистопляска после панихиды
Воскресному веселью предшествовала грустная Троицкая родительская суббота - день поминовения усопших. Но в первые годы могил на владивостокском кладбище, которое располагалось почти в центре нынешнего города, было немного. Первым на него попал стрелок-пограничник, перебравший китайского самогона из проса.
Владивосток рос, появилось Эгершельдское военное кладбище, на котором позже стали хоронить и лиц гражданского состояния. Потом в северной части города открылось Покровское православное, рядом - протестантско-католическое и иудейское. Одним словом, в Родительскую субботу на кладбищах стало не только оживленнее, но и веселее.
Выходцы из Вятской губернии, поселившиеся в пригороде, и в далеком Приморье продолжали отмечать в Троицкую субботу свой праздник - Свистопляску. После панихиды в кладбищенской церкви вятичи выбирались на склон ближайшей сопки. Кроме обильной закуски и выпивки прихватывали с собой самодельные глиняные куклы и свистки (ведь и Дымково - вятское село). После застолья на траве собравшиеся делились на две партии и начинали бросать друг в друга куклы, при этом не умолкая свистя в свистки.
И вот наступало воскресенье
В городские храмы и полковые церкви накануне возами свозили ветки березы и сирени, благо пригородный лес в то время управа свести не дала.
В этот день главная икона - Святая Троица. В русских храмах она была как бы в двух вариантах. На одних, как на иконе, которую написал для Успенского Кремлевского собора Феофан Грек, опираясь на главу 18 Книги Бытия, триединый бог изображен в виде трех странников. А Андрей Рублев свою Троицу изобразил в виде ангелов у чаши скорби, решающих, кому предстоит ее испить, то есть основывался на Евангелии.
Так как праздник носил официальный характер, в кафедральном соборе присутствовали областные власти во главе с губернатором и городская администрация, возглавляемая председателем управы. Правда, мало моряков - эскадра уже в море. Молящиеся держали в руках цветы, даже жандармский полковник.
В "Италии" лучше, чем в Сокольниках
Служба отошла, но домой никто не спешит. Сегодня все отдыхают на природе. Кто перебирается на противоположный берег бухты, где в саду "Италия" можно отдохнуть не хуже, чем в московских Сокольниках, кто едет на пригородную дачу, а те, кто особых претензий к жизни не имеет, просто расположатся под ближайшими кустами с полуштофом очищенной и неизменным соленым огурцом.
Берега Золотого Рога и Амурского залива полны народа. К китайцам на шампуньки, да и к русским лодочникам очереди. Кто-то хочет по старому обычаю венок в воду бросить, кто-то просто с березками в лодке покататься. У многих горожан и свои лодки есть. Ну а если не лень самому веслами поработать, то яличное общество, чьи лодки стоят у городской пристани, с удовольствием одолжит вам на время ялик за вполне приемлемую цену. Поэтому весла вовсю работают по всей бухте и заливу. Зато отдыхают лопаты даже у огородников, потому что землю-матушку беспокоить грех. Сегодня она именинница, и сам Господь ходит по ней и благословляет все на ней живущее.

К куме - на метле
На восьмой неделе после Пасхи - Русалья неделя, время защищаться от нечисти
В православном календаре она называется Троицкая сплошная седмица, то есть неделя, на которую распространяются правила праздника. Но в народе за возможность весело провести целых семь дней ее зовут зелеными святками и еще, не забывая традиции предков-язычников, русальей неделей.
По народным преданиям, большую часть года русалки проводят на дне рек и озер в хрустальных дворцах, но в лучшую часть русского лета, от Троицы до Петрова дня, выходят на берега и начинают развлекаться. Отдыхая на земле, эти озорницы качаются на ветвях старых деревьев, развлекаясь, разматывают клубки пряжи, похищенные у крестьянок, которые легли спать без молитвы.
Но порой развлечения русалок бывают не так безобидны. Они могут в темноте заманить к берегу странника и сбросить его в воду. Уже в ночь перед Троицей, "в клечальную субботу", они выходят на берег и стараются веселым таинственным смехом, ауканьем или красивым пеньем привлечь в лес красивую девушку или парня. Ее могут защекотать до смерти и превратить в русалку, а юношу увести к себе на дно. Там он станет мужем какой-нибудь русалки и будет жить в необозримой роскоши.
Но, как уже говорилось, русалки наиболее коварны и потому опасны с первой ночи Троицкой недели до ее конца, а также в ночь на Ивана Купала. Долгое проживание на одной территории с ними позволили россиянам найти и меры защиты от этой напасти. Уже накануне Троицкой субботы слободские и деревенские мужики всегда носили с собой цветок зари с листьями (троицин цвет) либо полыни: никакая русалка им уже не была страшна. Хотя во многих местах России в эту неделю старались просто не купаться.
Во Владивостоке представительницы слабого пола в той же Первореченской слободке использовали "методу" жительниц средней полосы России. В Троицкую субботу кума к куме в гости приезжала, как ведьма, верхом на метле. Это гарантировало слобожанкам безопасность купанья даже в море. А еще во вторник русальей недели нужно было помянуть всех знакомых утопленников. Их родственникам полагалось разбить на их могилах красные яйца, вслух приглашая на эти поминки русалок. Для них же нужно было оставить еще и несколько поминальных блинов.
В четверг на "зеленой неделе" девушки и даже женщины, боясь прогневить русалок, чтобы они не навели порчу на скотину, не работали. Заневестившиеся девицы плели венки и бросали их в лесу либо вешали на ветки. Потом хором просили русалок добыть им суженых и ряженых и убегали. Успех этого приворота в нашем городе был просто гарантирован. Ведь согласно данным комитета статистики Областного правления, в нем на одну невесту приходилось шесть неженатых мужских душ.
Понедельник, следующий за Троицкой неделей, считался днем провожания русалок. Вечером в слободках хороводы женщин и девушек сходились с песнями на каком-нибудь слободском пустыре. Около часа продолжалось совместное пение, потом начинались пляски и игра с чучелом русалки. Несколько женщин его защищали, остальные старались вырвать. У защитников и нападающих оружие одно - ведерко с водой. Так что борьба шла не особенно долго. Потом все с песней выходили на ближайшую окраину слободки и рассыпали солому из чучела по земле. Проводами русалки и кончались зеленые святки.

Поделиться:

Наверх