59,49 ↓ 100 JPY
90,44 ↓ 10 CNY
64,22 ↓ USD
54,13 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+9° ветер 6 м/c
EN
14 октября
Понедельник

Общество

Кто заплатит за потерянную воду во Владивостоке?

Каким боком выходят городскому хозяйству потери воды в сетях приморской столицы, задолженность населения и незаконные врезки владельцев роскошных особняков, решил выяснить кор. "Н"

Юлия Щетинюк
Определить, сколько воды, поставляемой потребителям ОАО "Водоканал", остается неоплаченной, сегодня невозможно.

Во-первых, из-за отсутствия в большинстве жилых зданий общедомовых водомеров, сложно установить, сколько потребляет тот или иной дом. Ведь квартиросъемщики, у которых нет своих приборов учета, платят, исходя из утвержденной нормы. По этой же причине неясно, сколько утекает воды во внутридомовых сетях.
Во-вторых, в городе остро стоит проблема незаконных врезок. Потребители молча подключаются к сетям и качают воду бесплатно.
Более-менее все понятно с неплательщиками: предприятие ведет с каждым должником соответствующую работу. Правда, зачастую безрезультатно. Но обо всем по порядку.
Сколько "выпивает" дом?
- Существуют нормы водопотребления - 252 литра на человека в сутки. Но не секрет, что число проживающих и число прописанных во Владивостоке не совпадают. Есть квартиры, где прописан один человек, а живет несколько - какие-нибудь родственники, внуки, "арендаторы" и т.д. Мы же начисляем плату лишь на одного, - объясняет заместитель главного инженера по техническим вопросам водосбыта ОАО "Водоканал" Марина Крючкова. - Но если внутриквартирный счетчик устанавливается по желанию хозяина жилья, то общедомовой, по нашему убеждению, должен быть везде обязательно. А сегодня такими оборудованы лишь отдельные дома, в основном в ТСЖ и ЖСК.
- Раньше подавляющее большинство муниципальных домов было оборудованы приборами учета водопотребления, - рассказывает начальник абонентского отдела ОАО "Водоканал" Тамара Ермолаева. - Однако в 1997 году мэрия издала постановление, которым отменила учет по приборам и ввела плату по норме потребления.
Для анализа сложившейся ситуации мы за свой счет установили в 122 муниципальных домах приборы водоучета. Результаты эксперимента оказались неутешительны: разница реального потребления и платежей - около 30%, которые никто не оплачивает. Меньше потерь в хрущевках, а вот в домах гостиничного типа (например, на проспекте "Красного знамени") они просто колоссальные.
Таким образом, проведенные исследования еще раз доказали: общедомовой учет потребляемой воды просто необходим. Многие дома уже приняли форму управления. Поэтому управляющие компании, ответственные за содержание конкретного объекта, а потому и собирающие платежи с населения, сегодня приглашаются в ОАО "Водоканал" для заключения договоров. Одно из требований нашего предприятия - установка общедомовых водомеров, которые помогут определить реальное потребление. Те же счетчики, которыми ранее было оборудовано более 90% жилфонда, но с 1997 года никто должным образом не обслуживал (они проржавели и пришли в негодность), надо привести в надлежащий вид. Водоканал примет и начнет выставлять платежи по их показаниям.
Прибор заставит считать всех
Однако управляющие компании, которые растут сегодня как грибы идти на встречу Водоканалу не спешат. Ведь установка водомера добавит коммунальщикам работы. И потери, о которых мы говорим, лягут на них: компании должны будут расплачиваться и за текущие унитазные бачки, и за пришедшие в негодность коммуникации.
Тем более что УК начисляют плату населения за содержание и текущий ремонт по квадратным метрам, а ОАО "Водоканал" интересует количество проживающих в квартирах, то есть реальное число потребителей.
- Здесь опять встает проблема: мы сегодня делаем начисления только на тех, кто официально зарегистрирован на данной жилплощади, - говорит исполнительный директор вычислительного центра ООО "Программы учета" Яна Загудаева. - А во Владивостоке 22 тысячи муниципальных квартир, в которых вообще никто не прописан! И платежи по воде не выставляются. В основном недвижимость сдается в аренду (по данным риелторов, в краевом центре это более 25% жилья. - Ред.).
Как будет рассчитываться плата, если в вашем доме установлен общий водомер?
Варианта два. Если у вас установлен прибор учета (а ими оборудована уже каждая третья квартира во Владивостоке), то платить, естественно, будете по своему счетчику. Но если его нет - придется расплачиваться за утечки и потери всего дома.
- Допустим, в девятиэтажном доме есть общедомовой счетчик, но часть жильцов установила приборы учета в своих квартирах, - приводит пример Марина Крючкова. - Предположим, этот дом берет 500 кубометров в месяц. И с этих кубов отнимается сумма, подсчитанная по показаниям квартирных счетчиков. А вот плата за оставшуюся потребленную воду будет делиться между жильцами дома, не имеющими своих водомеров. Плюс потери внутридомовых сетей должны будут поделены на всех проживающих в этом доме.
И когда вы получите сумасшедший счет, сами же пойдете в управляющую компанию и скажете: вот эту и эту квартиру сдают, допустим, многочисленной семье из дальнего зарубежья. А также вы будете требовать у компании срочно починить все трубы в подвале и квартирную сантехнику. Так, из одного неисправного унитазного бачка за месяц может вытечь до 200 кубометров воды. Утечек быть не должно, так как получится, что вы будете оплачивать не только свое потребление, но и неоправданные потери.
- Одним словом, порядок восстановится очень быстро, - дополняет Яна Загудаева. - Тогда и понадобятся старшие по дому, которые будут следить за всем. В Жилищном кодексе РФ четко прописано: расходы по содержанию жилья (в том числе и по установке приборов учета) несет его собственник.
Некоторые управляющие компании сами выступают инициаторами установки водомеров. А чтобы жильцам было не слишком накладно, разбрасывают платежи на год. И им хорошо, и людям: с такими счетчиками вы будете платить ровно за столько, сколько потребляете, а не оплачивать водные процедуры чужого дяди.
Правда, плата все равно может несколько подрасти. Например, весь дом оборудован внутриквартирными счетчиками. Но есть места общего пользования: в конце концов, и ваша уборщица где-то берет воду, и промывать-опрессовывать систему отопления надо.
Подготовка жилфонда к зиме сегодня - большая проблема для ОАО "Водоканал". Ведь без общедомовых водомеров неизвестно, сколько воды ушло на промывку систем отопления. Так что из года в год Водоканалу за эту воду никто не платит.
- Порядка с учетом потребляемой воды нет уже много лет, - констатирует Тамара Ермолаева. - Менталитет людей таков: мы не привыкли экономить и платить за перерасходы. Поэтому наше предприятие разработало целую программу по снижению дебиторской задолженности по всем категориям потребителей Владивостока.
По взаимоотношениям с потребителями, расчетам, приборам учета и другим важным моментам мы неоднократно обращались в администрацию Владивостока, готовили проекты постановлений. К сожалению, вопрос остается открытым. Ведь здесь не надо изобретать велосипед: водоканализационное хозяйство есть в каждом городе, и наработаны методики взаимодействия с администрацией. Поэтому очень хочется, чтобы новая власть пошла нам навстречу. Пока же мы разбираемся со всеми своими проблемами самостоятельно.
Не платим годами, жалуемся десятилетиями
Отдельный разговор по неплательщикам и должникам за воду. В среднем ОАО "Водоканал" регулярно недоплачивают 15-20% потребителей. На деньги, которые недополучает предприятие, можно было бы отремонтировать не один километр трубопровода. Ведь водопроводные сети во Владивостоке сегодня изношены на 65,5%, канализационные - на 65%.
В прошлом году в городе было заменено почти 15 километров водопроводных труб. Это практически в два раза больше запланированного. Но для того, чтобы сократить показатели потерь хотя бы до 50%, от чего сократить количество аварий на сетях, дополнительно к производственной программе предприятия необходимо проложить 85 километров водовода.
Если с должниками - юридическими лицами дело обстоит просто (после предупреждений они попросту отключаются от водоснабжения), то с населением в этом плане работать гораздо сложнее.
В черном списке ОАО "Водоканал" 6 536 злостных неплательщика. В общей сложности за период с 2005 по 2008 год они должны предприятию 48 млн рублей. Практика показывает: в основном годами не платят одни и те же. Кто-то из них предпочитает сначала погашать крупные счета - допустим, отопление зимой, а такую "мелочевку", как свет и холодную воду, оставляют на потом. В результате копится задолженность.
В борьбе с неплательщиками жилищники, энергетики и водоканальщики объединились. Договорились, что к должникам будут предъявлять теперь совместные иски. По опыту этих служб, если злостный неплательщик не платит за свет и тепло, то и про воду "забывает". Стоит помнить, что существует практика выселения должника за неоплату коммунальных услуг.
В общей сложности население сегодня должно ОАО "Водоканал" 48 млн рублей. Были бы эти деньги на счету предприятия, случалось бы меньше аварий и меньше бы мы с вами сидели без воды, а потом жаловались на это безобразие. К тому же, если в результате какой-либо поломки водоснабжение прервалось на более чем 8 часов, Водоканал обязан сделать перерасчет. То есть несет дополнительные убытки.
Получается замкнутый круг. К тому же "капает" кредиторская задолженность: ведь Горводоканал покупает воду у краевого предприятия.
Главные нарушители - дачники и бизнесмены
Есть в нашем городе и такие, кто тихо пользуется водой, никого не ставя об этом в известность. То есть самостоятельно подключаются к сетям. Как ни странно, больше это относится к состоятельным гражданам.
Умельцев сегодня много. А незаконную врезку найти очень сложно. На предприятии говорят, что это - титанический труд. Иногда инспекция Водоканала просто идет и проверяет все улицы в каком-либо частном секторе. Заходят в каждый дом. Правда, чаще на порог инспекторов не пускают. Хозяева коттеджей, живущие за высоким забором, бывает, и собак на них спускают.
- Люди в своей беспринципности доходят до крайностей, - рассказывает Тамара Ермолаева. - Один из таких бесплатно пользовался водой в своем коттедже в районе бухты Щитовая. Наши инженеры обнаружили факт незаконной врезки, выдали хозяину предписание (ведь сразу мы никого не отключаем - сначала неоднократно уведомляем). Владелец не отреагировал, а потому мы его отключили. Мало того, что он подключился самостоятельно вновь: когда мы приехали еще раз, угрожал расправой, выставил перед нами своих телохранителей.
Мы тогда были с милицией, но этот гражданин после нашего визита еще и жалобу написал на нас в прокуратуру: мол, мы его терроризируем! Прокуратура послала нам запрос. Мы ответили: факт незаконной врезки доказан, а еще была угроза жизни простому инженеру. На этом дело и закончилось. А коттеджей, которые бесплатно качают воду из городских сетей, во Владивостоке и его окрестностях десятки.
Прокладка одного метра водопровода стоит примерно 15 тысяч рублей. Конечно, это недешево, но и не бешеные деньги для тех, кто строит собственный дом. У нас же зачастую хозяева сначала подключаются к сетям, а потом уже идут в Водоканал и собирают пакет документов. И то порой только после того, когда инженеры обнаружат незаконную врезку.
Когда же владельцы коттеджей и дач начали потреблять воду из водовода - неизвестно. Специалистов Водоканала хозяева загородных участков об этом извещают. Поэтому на предприятии считают, что водопотребление пошло с момента регистрации права собственности.
- Некоторых людей можно понять - у кого-то из них элементарный дефицит времени. Эти граждане приходят к нам и просят рассказать, что надо делать и как оформлять, - говорит Тамара Ермолаева. - Человек пишет гарантийное письмо - в какой срок он обязуется оформить документы. И мы всегда пойдем им навстречу, так как заинтересованы в том, чтобы выставлять абоненту счет за потребленную воду.
Вторая большая проблема ОАО "Водоканал" связана с садоводческими обществами. На предприятии, безусловно, уважительно относятся к пенсионерам. Но иногда дачники, а среди них большинство людей преклонного возраста, попросту воруют воду, прикрываясь своими удостоверениями. Видимо, многие из них просто привыкли к тому, что им все обязаны давать бесплатно.
Простой пример. Через территорию садоводческого товарищества проложен летний водопровод небольшим диаметром. От него идет разводка по участкам, благодаря чему и поливают свои грядки дачники. Но нередко никто за эту воду не платит.
Хотя 15 апреля, когда начинается дачный сезон, садоводов-огородников всегда ждут в ОАО "Водоканал", чтобы оформить отношения. Существует определенная процедура: за все летние месяцы берут небольшой аванс, а затем после сбора урожая представители товарищества приходят и рассчитываются по факту.
Нередко по осени дачники начинают бурно выяснять: почему насчитали так много. Но потребление воды оплачивается строго по счетчику, установленному на разводку. Одни поливают больше, другие меньше. Кто-то незаконно подключился, где-то идет утечка, прорвало трубу... А зачитывается все потребление, и получается элементарный перерасход, поэтому сумма оплаты может вырасти примерно в два раза. Обычно же за лето владелец одного участка платит за воду от 500 до 1000 рублей (смотря, кто как поливает и какая погода).
Подобные разногласия должны решаться в самом товариществе. Пенсионеры же зачастую с этими проблемами идут в Водоканал.
- Это то, что нас ждет, когда мы поставим во всех домах приборы общедомового учета, - подытоживает Яна Загудаева. - Я уверена, что когда люди получат квитанции за воду на внушительные суммы, моментально выяснится, кто прописан, кто не прописан, кто сдает, а у кого попросту кран открыт целыми днями.
- Люди привыкли не платить десятилетиями, - говорит начальник абонентского отдела ОАО "Водоканал". - Из-за беспорядка, потерь, неплатежей и других факторов наше предприятие теряет деньги, необходимые для ремонта сетей, бесперебойного водоснабжения и привлечения квалифицированных кадров. Тем не менее предприятие разрабатывает новые программы, модернизирует системы водоснабжения и канализации, строит новые объекты. На рассмотрении в администрации Владивостока (а она является собственником всех коммуникаций) находится проект программы, предусматривающей финансирование реконструкции и развития системы водоснабжения и канализации за счет городского бюджета.
Справка "Н"
С каждым годом ОАО "Водоканал" получает все меньше и меньше денег за поставляемую потребителям воду. Непроданной остается вода, необходимая для нужд пожаротушения, теряемая при авариях, уходящая в землю из-за изношенных водопроводов. Немаловажную роль здесь играют хищения воды, внутридомовые утечки и другие факторы.
На предприятии разработана и внедрена программа по выявлению и снижению неучтенных расходов в сетях Владивостока в 2007-2008 годах. Благодаря ее реализации уже в 2007 году удалось сократить закупки воды у КГУП "Приморский водоканал" на 2,6 млн кубометров.

Поделиться:

Наверх