66,55 ↑ USD
75,55 ↑ EUR
97,72 ↓ 10 CNY
23 января
Среда

Общество

"Хто у нас буфет: майсик или фефочка?"

Помощь логопеда требуется практически каждому ребенку

Екатерина Ерошкина
Современные мамы и папы стали уделять пристальное внимание речевому развитию своих чад. О том, как распознать речевые нарушения у своего ребенка и грамотно помочь ему, кор. "Н" поинтересовалась у логопеда Анны Варламовой.

- В каждом возрасте у детей могут присутствовать те или иные речевые особенности, и проявляться они могут по-разному. Кто-то неправильно произносит звуки, у кого-то трудности с произношением определенного слога, у других бедный запас слов или неправильное понимание смысла произносимого. Одни заикаются, вторые мямлят. Если родителей беспокоит речь, особенности поведения ребенка, то лучше сразу проконсультироваться со специалистом, так как в некоторых случаях промедление может негативно сказаться на дальнейшем развитии ребенка. Он может замкнуться, стать необщительным, пытаясь таким образом скрыть свой дефект речи.
Что должен уметь ребенок
В 3-6 месяцев. Малыш прислушивается к звукам. Развитие слуха играет в дальнейшем очень важную роль в развитии речи ребенка.
В 6-12 месяцев. Понимает инструкции: дай руку, поцелуй меня, нельзя-можно. С 10 месяцев узнает на слух и показывает отдельные предметы на картинках.
Один год. Появляются первые простые слова: "баба", "мама", "на", "дай", "биби". Словарный запас малыша быстро увеличивается, так же как и объем понимаемых слов.
Два года. Может произносить короткие предложения, простые фразы. Если ребенок совсем к этому времени не разговаривает, поднимать панику не стоит, но все же лучше показать его специалисту. Проверять нужно не только речевой аппарат (возможно, у малыша приросший язык, вялость мышц), но и слух (может быть, ваш ребенок плохо различает звуки и вместо "крыша" слышит "крыса").
Три года. В этом возрасте малыш должен связанно излагать мысли, уметь вести диалог. Но особой логической связки в речи трехлетки искать не надо. А вот если ребенок до сих пор так и не заговорил - тут срочно нужно обращаться к специалистам. Причем не только к логопеду, но прежде всего к неврологу.
Считается, что до 5 лет артикуляционный аппарат ребенка функционально незрел, поэтому нарушения звукопроизношения естественны. Но нужно понимать, что речевые проблемы могут перейти в другие: трудности в общении, отставание в развитии, отсутствие интереса к окружающему. Есть и другая сторона медали: зачастую внутрисемейные проблемы (конфликты между родителями, постоянные противоречивые требования к ребенку, минимальное общение с ним) откладывают негативный отпечаток на развитии детской речи.
Учите стишки
Можно, конечно, бегать за своим чадом и постоянно требовать у него: "Повтори, скажи". Это, конечно, замечательно, что вы обратили внимание на проблему и пытаетесь ее решить, но ни к чему хорошему подобное давление не приведет. Наоборот, малыш может замкнуться, будет бояться таких занятий, сторониться общения.
Поэтому рекомендуется избрать другой путь. Первое правило: показать ребенку, как это замечательно - уметь говорить. Для этого постоянно с эмоциональным выражением (!) проговаривайте ваши действия. "Мы включаем кран. Бежит водичка. Ш-ш-ш. Берем душистое мыло (ух, как пахнет!). Водичка-водичка, умой мое личико!". Хорошо, если вы выучите различные потешки или простые стишки, которые могут вас сопровождать во время прогулок, купания, одевания. "Моем, моем трубочиста! Чисто-чисто, чисто-чисто!" Ведите диалоги с малышом, отвечая за него. "Что сейчас Коля будет делать? Коля будет кушать кашку!" И все превращаем в игру: только при получении позитивных эмоций у ребенка начнет закрепляться результат.
То, что речь находится на кончиках пальцев, давно известный факт. Потому развитие мелкой моторики должно стать обыденным занятием для вас и вашего чада. Мама готовит на кухне. Дайте ребенку поковыряться в фасоли, горохе. Можно предложить малышу копилку и выдать крупные монеты, показать, как монетка прячется в щелку (не забывайте только следить за тем, чтобы мелкие предметы не попали любопытному малышу в рот).
Нужно искать то, что заинтересует ребенка - это может явиться пусковым моментом начала речевой активности. Учите ребенка прежде всего реагировать эмоционально. "Эх-ты!", "О!", "Ай-яй-яй!". Читать малышам лучше стишки, а не прозу, петь песенки. Старайтесь постоянно менять интонацию. И следите, не устал ли ваш карапуз. Может, на сегодня занятия лучше отложить, а завтра продолжить с новыми силами и хорошим настроением?
Меньше требований, больше сказок
Если ребенок делает первые успехи в речи, не требуйте, чтобы он говорил слова сразу правильно. Ему это еще не под силу. К трем годам можно мягко (!) поправлять слова. Чаще всего в этом возрасте дети путают окончания, склонения, женский и мужской род. И помните, что ребенку нужно обязательно объяснять, что от него хотят, зачем он это делает. Проще всего объяснить через сказку. Например, придумать историю про мальчика, которого никто не понимал, потому что он постоянно кривлялся и вместо слов, которые он знал и умел говорить, произносил набор странных звуков "Уаоау". С мальчиком могла произойти поучительная история, цель которой донести до слушателя (вашего ребенка) определенную мысль. В данном случае: не надо кривляться, "ломать язык", нужно ясно говорить, и все тебя поймут.
Школа
При подготовке к школе большинство родителей отдают своих чад в руки логопедов и репетиторов. С одной стороны, похвально, но для дошколенка главное - не умение читать, считать, уметь какой-то уровень знаний, а его эмоционально-волевая готовность и коммуникативность. А потому выросшему с няней ребенку будет труднее адаптироваться к школе и пережить стресс, чем прошедшему детсадовскую подготовку. Ну а если с вашим чадом занимается логопед, это не избавляет вас от участия в занятиях с ребенком. Ни один, даже самый талантливый, специалист не даст ребенку то, что могут дать мама и папа. Терпения вам, родители!
Справка "Н"
Во Владивостоке существует три муниципальных медицинских центра, где исправляют серьезные дефекты речи детей. Также на этой ниве трудится масса частных учреждений. Кроме того, логопеды работают во всех детских поликлиниках и в специальных группах в детских садах.
Стоимость частных занятий колеблется от 250 до 500 рублей в час. Одному малышу достаточно двух месяцев занятий, а другому не хватит и года.


Наверх