58,57 ↓ 100 JPY
91,45 ↓ 10 CNY
62,91 ↓ USD
54,38 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+20° ветер 6 м/c
EN
25 июня
Вторник

Общество

Лечимся платно или бесплатно?

За что не должен платить из своего кармана человек, оказавшийся на больничной койке

Юлия Щетинюк

Меня угораздило попасть в городскую больницу как раз в майские праздники. Врач в приемном отделении, посмотрев на направление из поликлиники, сразу угрюмо спросил: "Как будем лечиться - платно или бесплатно?".
Вы же сказали, что у вас нет денег!
В тот день утром я купила два лекарства (в общей сложности 25 таблеток) за 900 рублей. Поэтому могла только догадываться о сумме, которая может понадобиться на платное лечение. От болезни голова шла кругом: "Я не знаю". "Тогда выписываем вам пенициллин, - отрезал доктор, - его еще никто с вооружения не снимал. Больше у нас ничего нет!" Позже моя соседка по палате поделилась своим общением с медиками в приемном отделении. Ее огорошили сразу: "Деньги есть?".
Немного отойдя от шока, связанного с попаданием на больничную койку (последний раз в больнице лежала больше десяти лет назад), вновь подошла к грозному врачу уточнить стоимость своего лечения. Выяснилось, что на первом этапе на более современный антибиотик требовалось около 400 рублей. Да на капли - 30. Последняя сумма меня окончательно доконала. Когда я спросила, почему не сказали про капли сразу, медик рубанул: "Вы же сказали, что у вас нет денег".
Так что, как и другие пациенты моего отделения, на уколы и процедуры я ходила со своим пакетиком. Покупала даже "аскорбинку". Благо на территории больницы работает круглосуточная аптека. Правда, в последние дни моего пребывания в больнице завезли нужный мне антибиотик. Дважды укол мне поставили бесплатно.
Как рассказали врачи, с которыми удалось наладить доброжелательные отношения, с лекарствами у них то густо, то пусто. Последний вариант - чаще. В каждой конкретной ситуации пытаются найти свой подход к больному. Однажды их коллега был вынужден приобрести для одинокой больной бабушки жизненно необходимый ей препарат за свой счет.
Без денег все, что жизненно необходимо
Когда у вас на руках полис ОМС, размер кошелька не имеет значения - вас должны лечить препаратами, которые есть в наличии.
- Существует обширный перечень жизненно необходимых лекарственных средств, утвержденный в территориальной программе госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Он утверждается каждый год, - рассказывает заместитель начальника отдела экспертизы качества медицинской помощи и защиты прав застрахованного населения ГУ ТФОМС Приморского края Светлана Собкив. - Это те препараты, которые должны быть в стационаре. Перечень не является закрытой информацией, он публикуется в печати, с ним можно ознакомиться в лечебных учреждениях, на сайте ГУ ТФОМС ПК(www. tfomspk.ru), а также в страховых компаниях, где организованы специальные круглосуточные службы по работе с гражданами. Адреса и телефоны указаны на бланке полиса.
В стационаре лечение производится препаратами, входящими в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств и назначенными врачом.
Другое дело, что врач может рекомендовать для улучшения качества и сокращения сроков вашего лечения приобрести более современные препараты, которые не входят в базовую программу ОМС. Тем самым он информирует вас о существовании новых методов лечения, ведь наука не стоит на месте. Цель врача - вылечить больного.
Когда больница платит пациенту
Если вам все-таки пришлось приобрести препараты, которые у медицинского учреждения имеются в наличии, обращайтесь за разъяснениями к его руководству. Если на этом уровне ответ вас не удовлетворил и вы считаете, что ваши права были ущемлены, обращайтесь в свою страховую медицинскую компанию. Ее врачи-эксперты дадут профессиональный ответ.
Подобные жалобы от больных регулярно поступают и в ТФОМС, и к страховщикам, и к главным врачам медицинских учреждений. Эксперты подчеркивают, что иногда бывают неправы и пациенты. Задача ТФОМС, его филиалов и страховых медицинских организаций - разрешение споров и конфликтных ситуаций, возникших во время оказания медицинской помощи на уровне досудебных разбирательств.
В 2007 году все 993 обоснованные жалобы были рассмотрены до суда. При этом в 58 случаях следовало материальное возмещение. А это ни много ни мало 126 427 рублей 60 копеек.
И все-таки каждый подобный случай индивидуален. Именно поэтому специалисты ФОМС рекомендуют обращаться к медикам не с жалобой и обвинениями, а за разъяснениями. Ведь эта ситуация всем неприятна.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края регулярно выпускает информационные плакаты, где подробно расписывает порядок предоставления бесплатной медицинской помощи, права пациентов, адреса и телефоны отделений филиалов фонда и страховых компаний и т.д. Такие стенды должны быть размещены в приемных покоях всех больниц и у регистратур всех поликлиник края.

Поделиться:

Наверх