Экономика

26 мая 2008, 21:00

А ввоз и ныне там: что блокирует работу таможни во Владивостоке?

Из-за системной неразберихи на таможенных постах Владивостока порты краевого центра забиты иномарками и неразгруженными судами

Василий Буслаев

Во Владивостокском морском торговом порту склады временного хранения автомобилей рассчитаны на 5 700 иномарок.

Сейчас здесь скопилось в два раза больше автомашин, прибавьте ждущие растаможки тысячи экскаваторов, бульдозеров, автокранов и другой специальной техники. Транспортными средствами забиты все площади ВМТП: тротуары, технические проезды, пирсы. Из-за отсутствия свободных площадей суда простаивают под разгрузкой неделями, нередко груз с них раскидывается по нескольким пирсам: там два десятка машин, здесь полдюжины контейнеров. Работа порта серьезно затруднена.

Почему стоим?

Из-за "автомобильных пробок" в портах таможенного оформления несут огромные убытки не только тысячи автодилеров и покупателей иномарок, но и главные участники внешнеэкономической деятельности: порты, которым реально угрожает паралич трудовой деятельности, железнодорожники, вагоны которых неделями ждут грузы для западных регионов страны, и судоходные компании, несущие убытки из-за перестоя судов у причалов.

Многие предприниматели - участники внешнеэкономической деятельности - винят в образовавшихся заторах таможню. Причина - в бесконечных ее реорганизациях. Например, с 1 апреля 2008 года оформление пересекающих границу иномарок и взимание таможенных платежей с них поручено двум новым постам: "Владивостокский морской торговый порт" (вместо упраздненных "Автотранспортного" и "Центрального") и "Первомайский". Но вместе с тысячами иномарок сотрудники таможенного поста ВМТП оформляют и все другие экспортные и импортные грузы. И несмотря на то что инспекторов стало вроде бы больше - посты не справляются, в них ежедневно с утра до вечера клубятся людские "пробки"!

По словам руководства ДВТУ, обстановка с растаможкой нормализуется, а обрабатываемых автомашин с каждым днем становится все больше. Автодилеры утверждают обратное: заявление местных таможенников - попытка успокоить начальство, в то время как новая система подачи и оформления таможенных деклараций еще больше тормозит работу как таможенных постов, так и участников ВЭД.

Радмир Абдурасулов, предприниматель, участник ВЭД:

- Сначала дали команду забирать на посту по 150 деклараций, но в одно окно. Вроде бы дело пошло на лад. Потом, и совершенно неожиданно для нас, разбили прием деклараций по окнам: то работают 8, то 5, то 7 окон. С утра неразбериха: занимаешь очередь в 6-7 утра в одно окно, оно оказывается закрыто, пристраиваешься в хвост другой очереди, в результате теряешь в ожидании обработки декларации время, хорошо если день. В итоге весь процесс таможенной обработки автомобиля удлиняется по сравнению с прошлым годом как минимум на неделю, все это время за его стоянку приходится платить немалые деньги, которые потом войдут в стоимость авто. Кому это нужно и выгодно? Только не мне...

Там, у семи окон

Полдесятого утра. У окон - живые очереди. Точнее очередь деклараций, которые "складированы" участниками ВЭД в ожидании их приема и обработки. Будет ли оно работать сегодня - еще неясно даже таможенным инспекторам.

Рядом два окна, очередь в которые не движется уже в течение нескольких дней: инспектора то болеют, то уходят в отпуск, а растаможка забитого иномарками порта не движется.

Очевидной проблемой семи окон являются очереди в них. Они формируются заранее, и как правило "серыми брокерами" - их среди участников ВЭД до трех четвертей от общего количества. В то же время основная масса иномарок (более 60%) идет в порты Владивостока через официально оформленных таможенных лицензированных брокеров, по которым (возможно, случайно, не нарочно!) прежде всего ударила таможенная перестройка. А ведь таможенные брокеры не просто платят за растаможку - они ежедневно несут в казну города, края, страны золотые яйца налогов и сборов, они несут ответственность за качество своей работы. Почему никто в ДВТУ не подумал об удобстве условий работы для них?

Автодилеры хором утверждают: теперь на постах трудятся в большинстве своем неподготовленные специалисты. Мол, таможня борется с коррупцией увольнением опытных спецов. А новички - пока они в дело врастут.

Но победные реляции ДВТУ проблемы не решают - все 7-8-9 окон таможенного поста принимают и обрабатывают документы гораздо медленнее, чем прежде. Поэтому и дилеры, и покупатели терпят все новые и значительные убытки.

Есть ли выход?

Есть, утверждают предприниматели огромного авторынка краевого центра. Во-первых, нужно в разы увеличить штат таможенных постов в портах. Во-вторых, ДВТУ, как и автодилеры, хорошо понимает несовершенство сегодняшних законов, а значит, должно бомбардировать правительство предложениями по упрощению таможенного оформления грузов.

Например, главным тормозом оформления автомобилей является нынешнее правило "одна машина - одна декларация". Но грузополучатель (автодилер) зачастую получает машины из нескольких портов Японии, с нескольких судов, от нескольких грузоотправителей. Если подавать на оформление не десятки деклараций по одному авто в каждом, а одну декларацию с десятками иномарок в ней - количество бумажной работы на постах значительно сократится! Процесс оформления грузов ускорится, это однозначно.

Сегодня автодилеры хорошо понимают, что шлагбаум законодательного параграфа можно и нужно преодолеть совместными усилиями ДВТУ и предпринимателей - дело-то в конце концов делают они общее. Может быть, наконец, на ситуацию во Владивостоке обратит внимание руководство Федеральной таможенной службы - раз на местном уровне проблему решить не могут?

 

Другие новости рубрики

Товарооборот Приморского края с Японией в 2017 году вырос на 14%Товарооборот Приморского края с Японией в 2017 году вырос на 14%
вчера, 13:10
За прошлый год было подписано более 100 документов о сотрудничестве
Объем ввозимых грузов на Дальний Восток из-за рубежа по железной дороге увеличился вдвоеОбъем ввозимых грузов на Дальний Восток из-за рубежа по железной дороге увеличился вдвое
22 февраля 2018, 18:50
За десять лет объём перевезенных грузов в направлении портов и пограничных переходов Дальневосточной магистрали вырос вдвое
Состоялся запуск транспортно-логистического комплекса резидента СПВСостоялся запуск транспортно-логистического комплекса резидента СПВ
22 февраля 2018, 13:30
К оказанию комплекса транспортно-логистических услуг приступила компания "ТЛК "Прайм"

От первого лица

Самые популярные

Горячие обсуждения

15.02.2018 15:40
22.02.2018 10:00

Все комментарии

Метки

авто администрация Владивостока Артем бюджет Владивосток выборы ГИБДД Дарькин депутаты детские сады дороги Дума Владивостока ЖКХ интернет кино Китай кризис Луч-Энергия Медведев милиция Приморский край прокуратура Путин Пушкарев Саммит АТЭС-2012 строительство суд убийство УВД футбол

Все метки