68,68 ↓ 100 JPY
11,49 ↑ 10 CNY
74,43 ↑ USD
65,94 ↑ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+5° ветер 10 м/c
09 марта
Вторник

Экономика

Кто будет владеть Востоком?

Правительство планирует поднять Дальний Восток при помощи федеральной целевой программы и 566 млрд рублей

Маргарита Костевич, Юлия Щетинюк
На минувшей неделе российское правительство решало: что делать с Дальним Востоком страны?
Премьер-министр Михаил Фрадков предложил столичным чиновникам отправиться работать сюда, к нам, чтобы возглавить процесс. Но больше руководителей на Дальнем Востоке нужен бизнес, который пока сюда не торопится. Другая инициатива членов правительства - возродить комсомольские стройки - вызвала у дальневосточников лишь горькую улыбку: насмотрелись здесь в 30-80-е на "комсомольцев" в полосатых бушлатах.
Федеральная программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" - ответ на поручение президента России Владимира Путина изменить такие "хронические" тенденции региона, как убыль населения, диспропорции в структуре производства и внешнеэкономических связях, данное им еще в декабре 2006 года. Из федерального бюджета до 2013 года на реализацию этой программы правительство планирует выделить 430 млрд рублей, надеются и на частные инвестиции. Фрадков и компания решили, что 566 млрд рублей в общем и целом спасут регион. Пока же мы имеем то, что имеем. Валовой региональный продукт Дальневосточного ФО, по оценке Минэкономразвития, за 2006 год составил всего 942 млрд рублей. Это последнее, седьмое, место в РФ среди семи федеральных округов. При этом темпы роста внутреннего регионального продукта стабильно ниже среднероссийских. Причина - в низкой численности населения.
Приедешь - не уедешь
Но диспропорция лишь отчасти объясняется низкой населенностью региона, которая усугубляется массовым оттоком граждан с востока на Запад, за Урал: в центральную часть страны уезжают не только наиболее квалифицированные специалисты, но и поднявшиеся в регионах предприниматели - и это снижает производительность труда.
- Жизнь там непростая, - бесхитростно объяснил министрам причины происходящего Фрадков (он-то знает проблемы ДВФО как никто, не зря же сын премьера полтора года трудился-числился менеджером хай-класса в Дальневосточном пароходстве Владивостока). - Тарифы и на электроэнергию, и на жилищно-коммунальные услуги выше, чем в среднем по России. Условия жизни суровые. Решить эти проблемы можно было бы, призвав на Дальний Восток бизнес, но заманить туда предпринимателей не так-то просто.
Да, серьезным тормозом в развитии округа является высокая стоимость энергоносителей, которая в разы превышает среднероссийский уровень. Первый вице-премьер Сергей Иванов отметил: еще одна причина, по которой люди не поедут на восток страны, - дороговизна билетов. Попав на Дальний Восток, россиянин практически теряет возможность регулярно навещать родных в европейской части страны. Для решения проблемы общения россиян с дальневосточниками чиновники даже предложили субсидировать гражданские перевозки на самолетах, чтобы цену билета сделать более доступной.
комментарий специалиста
Александр Зюбр, директор Дальневосточного филиала S7 Airlines:
- Сегодня парк компании обновляется самолетами иностранного производства. У нас уже 9 самолетов Airbus А 319. Все это - самолеты нового поколения. У них очень экономичный двигатель, при той же вместимости и скорости полета топлива потребляется в два раза меньше, чем на ТУ-154. Однако на стоимости билета это пока не сказывается. Дело в том, что Airbus выпускает сегодня 370-390 самолетов в год, "Боинг" - 350-370 самолетов (то есть по самолету в день). А весь наш российский авиапром дает всего 10-12 самолетов в год. Иными словами, он не способен удовлетворить страну в магистральных воздушных судах.
В то же время российское законодательство не позволяет эксплуатировать импортные самолеты на том же уровне, что и российские. Ввозная таможенная пошлина на них - 40%, плюс лизинговые платежи. Поэтому на данный момент цена билета на Дальний Восток и с Дальнего Востока на Запад меняться не будет.


Всех поместят в мегаполис

В общем, как ни крути, а серьезных планов переустройства Дальнего Востока в правительстве так и нет. Есть желание не отдать огромный кусок страны надвигающейся с юга экспансии закордонных мигрантов, есть понимание того, что и за Байкалом земля богата ископаемыми и ресурсами, которые могли бы давать бюджету огромные прибыли - и не за счет продажи подземных кладовых, а ценой готового, высокодоходного конечного продукта. Но из мечты кафтана не сошьешь. А для освоения и переработки ресурсов нужны люди и кадры, которых на Дальнем Востоке пока нет.
Выход из кризиса отсутствия рабочих рук видит "белый дом" с его недавно народившейся мечтой о Владивостоке-мегаполисе в семь миллионов жителей. Но планы краевой власти создать супергород с многомиллионным населением выглядят еще более абсурдными потому, что у нас, на юге Приморья, не создана и еще долго не будет функционировать транспортная инфраструктура для такого гиганта.
Губернатор Дарькин говорит, например, что скоростные железные дороги объединят Владивосток, Находку, Уссурийск - и тогда человек будет добираться на работу не три часа, а 40-50 минут. И будет весь юг края работать в промзонах - каковыми определены ныне Большой Камень (судостроение), Уссурийск (РЖД), Артем (игровая зона), Владивосток (мостостроение и менеджмент).
- Шалишь, - возражают железнодорожники, - нынешние рельсы и шпалы вынесут скорость электричек в пределах 100-120 км/час.
А значит, из Находки можно будет доехать до промзоны, например, Угловое - Трудовое - Артем, часа за полтора-два. Следовательно, рабочий день (с дорогой на работу) для иногороднего специалиста составит полноценные 16-17 часов в сутки - за какую, интересно, зарплату? А сколько будет стоить ежемесячный проездной на ту скоростную электричку? И как поедет работяга с вокзала домой в девять часов вечера - на такси?
Амбиций много - возможностей пшик...
Кстати, пока ни один грандиозный проект в Приморье реализован так и не был. Гостей Тихоокеанского экономического конгресса, который прошел на минувшей неделе, завлекали афиши: Сочи -2014, Владивосток - 2012. Мягко говоря, сравнение от лукавого. Для того чтобы во Владивостоке провести форум АТЭС с приездом глав государств, нужно на месте нашего ветхого города-порта-крепости просто отстроить новый город. Или построить новый Владивосток рядом - как когда-то столицу Бразилии.
Не выйдет - Россия в любом случае станет хозяйкой саммита АТЭС. На востоке страны можно найти другой город, где не надо строить мосты в 2,5 км длиной, да и остров Русский не придется превращать в одну большую строительную площадку.
Кстати, проведение конгресса (всего 300 гостей) стало адским испытанием для водителей, так как парковка была запрещена по всему центру, иначе город просто встал бы в пробках! Кроме того, другого вместительного и приличного отеля, кроме "Хендэ", во Владивостоке не нашлось...
Но российские власти пока говорят о Владивостоке как кандидате номер один. Алексей Кудрин уверил, что все финансирование пойдет через казначейство сразу подрядчикам, и урвать в карман ни у кого не получится. Тут еще и Путин назначил смотрящего с ФСБ-шным прошлым за подготовкой к форуму АТЭС, что говорит о явных намерениях Кремля усилить контроль за Приморьем как будущей строительной площадкой.

Поделиться:

Наверх