66,55 ↑ USD
75,55 ↑ EUR
97,72 ↓ 10 CNY
23 января
Среда

Общество

Шедевры Рафаэля прекрасны и в копиях

В Приморской картинной галерее открылась выставка факсимильных работ шедевров великого итальянского живописца, архитектора и рисовальщика эпохи Высокого Возрождения

Сергей Норов

Экспозиция приурочена к 525-летию со дня рождения Рафаэля Санти. Она включает восемь факсимильных произведений Рафаэля из знаменитой коллекции Нади Леже: "Портрет Перуджино" (1504), "Мадонна Тенда" (1505), "Мадонна Темпи" (1508), "Мадонна Альба" (около 1509), "Мадонна с книгой" (около 1511-1514), "Мадонна в кресле" (1513-1514), "Афинская школа" (1510-1511) и "Сикстинская Мадонна" (1513-1514), а также факсимильные воспроизведения работ художников его мастерской: "Портрет молодой женщины" ("Форнарина") (1518-1519) Джулио Романо и "Портрет Биндо Альтовати" (около 1515). Все эти полотна являются собственностью Приморской краевой государственной картинной галереи.

Напомним, что Надежда Петровна Леже (урожденная Ходасевич), жена французского художника Фернана Леже, в 1978 году подарила Советскому Союзу факсимильное художественное собрание "Шедевры музеев мира", насчитывавшее свыше 2 000 работ. В 1981 году Министерство культуры СССР передало Приморской картинной галерее часть этой коллекции: 122 воспроизведения картин знаменитых художников Италии, Франции, Испании, Голландии. С тех пор жители городов и сел Приморского края имеют возможность знакомиться с искусством Западной Европы XIV-XIX веков на выставках "Шедевры музеев мира".

О тонкостях шедевров Рафаэля "Н" рассказала искусствовед Приморской государственной картинной галереи Людмила Варламова:

- "Мадонна Альба" весьма интересна своей пирамидальной композицией. На картине трое персонажей: Дева Мария, младенец Иисус и ангел-хранитель. При этом трехфигурная композиция очень компактна. Несмотря на то что художник работает красками, создается ощущение, что фигуры выполнены из крови и плоти. Хотя сама группа персонажей вполне статична, природный пейзаж на дальнем плане в виде лугов и речки нивелирует это впечатление. Очень интересен в этой работе сам образ Девы Марии. Если в свой ранний период Рафаэль изображал в образе Девы юных и хрупких женщин, то Мадонна Альба - это женщина в расцвете своей зрелой женской красоты.

Напомним, что знаменитая "Мадонна Альба" до революции хранилась в России в Эрмитаже Санкт-Петербурга, но в двадцатые годы советское правительство, торговавшее достоянием народа, продало ее частному коллекционеру в США. Ныне оригинал картины находится в Национальном музее Вашингтона.

Известно, что Мадонны Рафаэля - самые красивые женщины, когда-либо созданные в фантазиях художников всех времен и народов. Они идеальны как в плане физического, так и духовного идеала.

- Совершенно верно, - подтверждает Людмила Варламова, - и, если современный мужчина делает комплимент своей любимой, говоря, что она прекрасна как Мадонна Рафаэля, - это считается высшей похвалой женщины.

Мадонны Рафаэля - это действительно и физический, и духовный идеал, который создавался непросто. Дело в том, что у Рафаэля не было какой-то одной определенной натурщицы для создания образов Мадонн. Он искал в городах Италии красавиц, и от каждой в своих работах брал что-то одно: выражение глаз, нос, губы, волосы, движения и прочее. То есть все его Мадонны - это собирательный образ, созданный из впечатлений от увиденных им совершенно разных женщин. Получается, что Рафаэль использовал идеальные, на его взгляд, черты и создавал из них единый образ совершенства.

Вместе с тем история знает о том, что у Рафаэля все-таки была своя муза. Именно она стала прообразом знаменитой "Сикстинской Мадонны".

- Действительно, многие специалисты-искусствоведы отмечают несомненное сходство лика Девы Марии в "Сикстинской Мадонне" с портретом неизвестной на картине "Форнарина". Образом послужила мифическая возлюбленная Рафаэля Маргарита. Существует предание, что примерно с 1513 года и до конца своих дней художник был очень привязан к прекрасной молодой девушке, дочери пекаря, получившей прозвище Форнарина. Именно ее красивый облик послужил прообразом для создания знаменитых Мадонн Рафаэля, - делится с "Н" Людмила Варламова.

Искусствоведов поражает тонкость письма в ликах этих Мадонн - все они наполнены проникновенным лиризмом. Рафаэлю не свойственна тема драматизма и трагизма. От этого его краски не горят огнем, не блещут неожиданным светом. В той же "Сикстинской Мадонне" ничто особо не задерживает взгляда, кроме глаз Мадонны и младенца Иисуса: большие, широко поставленные глаза Девы как бы говорят всему миру, что, как и любая женщина, она несет миру своего ребенка. Она волнуется за судьбу сына, и в ее взгляде отчетливо чувствуется эта неземная тревога. Вместе с тем в этом произведении Рафаэль хотел показать жизнеутверждающую позицию - художник верит, что мир победит войну, а добро победит зло.


Наверх