57,03 ↑ 100 JPY
94,94 ↓ 10 CNY
63,79 ↑ USD
55,84 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+7° ветер 2 м/c
EN
24 апреля
Среда

Экономика

Нефтяные магнаты Приморья подлили бензина в огонь

Не успел Владивосток остыть после весеннего подорожания продуктов питания, как новую бомбу подготовили топливники, резко подняв цены на бензин. Особенно постаралась НК "Альянс"

Игнат Ратовский

Залезли в карман

Весьма "обрадовало" владивостокских автолюбителей 9 апреля, когда одномоментно на большинстве заправочных станций цена бензина скакнула на 1-2 рубля. Это 5% от стоимости литра топлива и более!

На АЗС "НК Альянс" предлагают 92-й бензин по 25,99 рубля за литр, АИ-95 - по 26,99 рубля. При этом днем ранее ценники на автозаправочных станциях были иными: АИ-92 - 24,30 рубля; АИ-95 - 25,49 рубля.

Представители топливной компании ОАО "Приморнефтепродукт" отказались официально комментировать сложившуюся ситуацию. "Рост цен на автомобильное топливо связан с общей тенденцией подорожания на этом рынке", - единственное, что отметил представитель компании.

Жажда прибыли

Что побудило НК "Альянс" поднять цены? Сделаем предположение - обычное желание получить сверхприбыли.

Как написано на официальном сайте Приморнефтепродукта, "ОАО "Приморнефтепродукт" (ПНП) - старейшая и крупнейшая на Дальнем Востоке нефтесбытовая компания, входящая в ОАО "Нефтяная компания "Альянс". Фактически все заправки, на которых во Владивостоке красуется зеленый логотип НК "Альянс", имеют отношение к ПНП.

29 марта во Владивостоке состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО "ПНП". Акционеры подвели итоги деятельности предприятия за 2007 год. Выяснилось, в частности, что чистая прибыль компании составила 139,7 млн рублей, в то время как в 2006 г. была 20,6 млн рублей. Более чем внушительный рост, почти в семь раз! Наверное, вслед за собранием акционеров логика топливопромышленников привела их к решению еще поднять цены? Чтобы, скажем, прибыль компании по итогам 2008 года выросла до миллиарда рублей? Так что раскошеливайтесь, уважаемые...

Люди знающие считают, что стоимость топлива будет расти и в мае, и летом. По мнению экономистов, повышение цены бензина дает двукратный рост к стоимости продуктов. Это значит, через неделю-другую бабушкам придется выкладывать из тощих кошельков то, что им "надбавили" к пенсии на весь год!

Социальная безответственность

Может быть, вы думаете, что хорошая прибыль Приморнефтепродукта направлена на какие-то благие цели, социальные там программы или увеличения зарплаты сотрудников?

По нашему мнению, это не так. В конце декабря 2007 года генеральный директор ПНП Дмитрий Масловский отказался присоединиться к соглашению между работодателями, профсоюзами и администрацией Приморского края о регулировании социально-трудовых соглашений на 2007-2010 годы.

Если кратко, то данное соглашение направлено на расширение социальных прав работников (предусмотрены, допустим, дополнительные гарантии для увольняющихся), повышение уровня белых зарплат в Приморье (а соответственно, налогооблагаемой базы), приведение системы оплаты труда в коммерческих организациях к единой тарифной сетке. При этом никаких сверхобязательств по сравнению с теми, что существуют в цивилизованных странах, на работодателей не возлагается.

Президент России Дмитрий Медведев не раз подчеркивал, что бизнес тоже несет ответственность за вопросы демографии и здравоохранения: "Необходима забота работодателя о своих сотрудниках, развитие частной медицины, социальных пакетов". С его слов, работодатели должны взять за правило - заботу обо всех своих сотрудниках. На словах представители бизнеса (в том числе нефтяной отрасли) согласны следовать данным курсом, но, когда речь заходит о подписании конкретных соглашений, - в кусты. Мало того, местные нефтепромышленники игнорируют инициативы главы Приморья навести порядок на рынке труда.

Да, пусть тут ПНП действует в соответствии с российскими законами (принудить их подписать соглашение в рамках правового поля невозможно), зачем же тогда причислять себя к цивилизованному бизнесу?

Нефтяной залив

Впрочем, масса претензий к ПНП не только у автовладельцев и любителей дешевой колбасы. Некогда прекрасный Амурский залив, ныне и без того "украшенный" различными сомнительными предприятиями, хранит в районе Моргородка истинную "жемчужину" - нефтебазу Приморнефтепродукта.

Наверное, подобное сооружение было бы приемлемо где-нибудь в Баку образца Отечественной войны. Однако город, претендующий на проведение саммита АТЭС, просто не может себе позволить такую вопиющую наглость - нефтебазу в черте города. Господа предприниматели, если не стыдитесь собственных сограждан - постыдились бы соседей по АТР! Однако, по данным "Н", никаких действий по переносу нефтебазы в более подходящее место ПНП не предпринимает.

В этой связи есть и хорошие примеры. База Роснефти под Находкой расположена в удаленной от города бухте (вода там, кстати, наичистейшая), все красиво огорожено, покрашено, блестит. Владивосток же вынужден соседствовать с небезопасным сооружением советской постройки.

Конкурентов нет

Резкий рост цен на бензин во Владивостоке позвал нас в дорогу. Мы решили провести мониторинг цен на заправочных станциях. Объектом наблюдений выбрали самые ходовые марки: 92-й, 95-й и дизельное топливо.

Глядя на ценники, убеждаешься, что правительству не удалось ни остановить роста цен на продукты, ни тем более заморозить инфляцию в целом.

Правда, основной вопрос к "бензинщикам" - уж слишком все это смахивает на самоуправство. Но, по словам руководителя антимонопольного управления Владимира Таланцева, фактов сговора не обнаружено. Бензин дорожает по объективным причинам, одна из которых - отсутствие реальной конкуренции.

Аутсайдеры

Более-менее умеренными можно назвать цены на АЗС Роснефти. Как сказали "Н" на одной из заправок, цены здесь не повышали уже около месяца. 92-й стоит 23 рубля 30 копеек за литр, а дизтопливо - 22 рубля.

На заправках "Альфа-Максимум" бензин стоит дороже. На Некрасовской за литр 92-го придется заплатить 26 рублей, 95-го - 27 рублей 10 копеек, за ДТ - 24,5 рубля. А на АЗС этой же компании в районе Чуркина дизельное стоит на рубль дешевле, а бензин лишь на 10 копеек. Чем это объяснить, сказать трудно. Скорее всего, здесь замешаны стоимость аренды земельного участка и доставки топлива. Кстати говоря, в пригороде Владивостока и в Артеме автомобильное топливо немного дешевле, чем в приморской столице.

Стоит отметить, что это правило справедливо в отношении сетевых продавцов. Всякие мелкие заправки вроде ООО "Рейн" или "Транзит ойл" продают топливо по умеренным ценам. Так, в районе Снеговой 92-й стоит 24 рубля, дизельное - 22.

"Альянс" - чемпион

Но самое дорогое ДТ мы обнаружили на заправках НК "Альянс". В районе Баляева оно стоит 25 рублей 19 копеек, а на Снеговой - 25,18. Наш водитель пошутил, что сдачи с таких "хитрых" цен на "Альянсе" не дождешься, так как нет разменной монеты. Поэтому водители, скорее всего, будут вынуждены переплачивать. Что же касается ходовых марок бензина, то они тоже стоят немало. 92-й - 25,89, а 95-й - 27,10. Вот лично мне непонятно, почему, к примеру, на заправках RS-нефть литр 92-го продают за 24,20, а в "Альянсе" - почти 26? Причем, в обоих случаях на АЗС красуются надписи "Качество гарантировано".

Безусловно, экономия на бензине может привести к большим тратам на ремонт топливной системы и двигателя. За разборку - две тысячи, за сборку столько же. А сколько еще потребуется заменить запчастей, неизвестно. Кроме того, пока машину "лечат" от отравления плохим бензином, придется побыть "безлошадным". Еще наш водитель Анатолий Витальевич подчеркнул, что машина плохого топлива "съедает" больше. Так что "бензинщикам" даже выгодно торговать некондиционным топливом. И никто ничего не гарантирует.

К сожалению, утешить автолюбителей нечем. Бензин у нас стоит дороже, чем в соседнем Китае. Литр уже стал дороже доллара, но и это не предел. К осени он может поравняться с курсом евро и достичь 35-37 рублей.

Комментарии водителей в ЖЖ

- Традиционный вопрос: НК "Альянс" во Владивостоке совсем (инвективная лексика) стыд потеряли?.. Вчера заправлялся - 95-й стоил 25,49 руб., а сегодня с утра уже 26,99 руб. за литр. У нас что, фьючерсы на нефть взлетели на внутреннем рынке на 5,884660651236%? Или что?

Ждем повышения цен на все группы товаров и услуг...:-(

UPD. Предлагаю требовать сдачу в копейках - те 12-15 копеек, которые нам с 500-700 рублей недодают, а мы не заморачиваемся. Пусть эти (инвективная лексика) мелочь в банках тоннами теперь заказывают...

- Регион поднимается, народ богатеет, План Путина работает, очертания моста проступают из тумана. Ждем повышения благосостояния и цветения яблонь на Марсе.

- Мы уже купили велики:)

В Китае тоже цены подняли... То, что делают (в том числе и из нашей нефти): 93-й - 5,08 юаня - 18,50 руб., 98-й - 5,45 юаня - 19,60 руб.

Комментарии

Виталий Береговский, секретарь Антикоррупционной коалиции Приморья:

- Рост цен не остановит административный кулак. Необходимо государству принять ряд мер, чтобы бензин не дорожал. Ведь в цене горючего 50% - это налоги и сборы. Поэтому можно снизить налоговую нагрузку на нефтеперерабывающие компании и АЗС. Пока же получается так, что золотовалютный фонд наполняли из своего кармана автолюбители.

Безусловно, подорожание на внешнем рынке нефти не могло не отразиться на цене внутри страны. Но если поднять экспортные пошлины, то компаниям будет выгодно не продавать за границу, а наполнять внутренний рынок. Поэтому необходимы меры государственного реагирования.

Игорь Кравцов, президент Приморской ассоциации транспортных компаний:

- Только государственные механизмы могут удержать цены от роста. Надо принимать такие же меры, как по хлебу. Просто обидно, что в нашей нефтедобывающей и перерабатывающей стране такой дорогой бензин. Для сравнения: на Бали он стоит 50 центов за литр, а в Корее высокооктановые марки - 80 центов. Поскольку скачок произошел, то мы вынуждены будем обратиться к губернатору с предложением повысить проезд в автобусах. Вопрос со льготниками до сих пор не решен, а большой автобус сжигает в день по 100 литров топлива. Наверное, будем просить поднять до 15 рублей за поездку. Подорожает и проезд в такси.

Поделиться:

Наверх