66,33 ↓ USD
75,58 ↓ EUR
97,97 ↓ 10 CNY
20 января
Воскресенье

Общество

Артемий Троицкий: Я не имею отношения к деньгам этого проекта!

Напомним, что на прошлой неделе Владивосток слегка и приятно всколыхнула очередная почти культурная акция

Андрей Вороной

Компания "Мегафон" и производители коньяка "Арарат" привезли во Владивосток выставку в рамках Всероссийского художественного проекта "Будущее зависит от тебя. Новые правила".

Наконец, жители и гости города смогли увидеть работы того же Владислава Мамышева-Монро - причем в музее имени Арсеньева! - не в журнале "ОМ" за 1997 год, например. Приехал и сам восторженный и щебечущий Владислав. Но не только его ждали.

Церемониймейстером проекта оказался Артемий Кивович Троицкий. Которого, как Сталина в шатровской пьесе, представлять особо и не надо. Те, кто 20 лет назад смотрел "Программу А", или те, кто лет пять назад пищал от "Даун-хауса", прекрасно знают Артемия Кивовича.

И, несмотря ни на что, во Владивостоке этот старый и обаятельный циник, музыкальный критик и кумир миллионов, первый редактор русской версии "Плейбоя" заявил, что считает изящную промо-акцию компании "Мегафон" посредством "актуального искусства" культурным подвигом. Сродни деятельности русских передвижников...

- Артемий Кивович, а вы на самом деле думаете, что проект "Будущее зависит от тебя" - это передвижничество сегодня? Вроде нынешняя ситуация не очень напоминает погоду, что стояла на дворе во вторую половину девятнадцатого века?

- Как ни странно, да. И это не красивые сравнения, и - упаси боже - не стеб. В каком-то смысле это передвижничество двадцать первого века! Конечная цель ведь та же самая - нести современное искусство в народ. Чем, собственно, и занимался когда-то Крамской со товарищи, царство им небесное. Чем занимаемся и мы.

- Дай вам бог здоровья...

- Ага, спасибо. Другое дело, что технологически, организационно, финансово наш проект и деятельность передвижников - небо и земля. Но сверхзадача та же самая.

- Благородно. Но знаете, что смущает? "Будущее зависит от тебя" отдает лозунгами современной российской большой политики. Будто бы тебя кто-то на очередные выборы призывает, ей-богу!

- Ни в коем случае - никакой политики. Но тут я скажу вам честно: будь я продюсером или редактором этого проекта, то я придумал бы чуточку более изысканные лозунги. Меня этот пионерский задор тоже немного смущает.

"Будущее зависит от тебя" - это аполитичный проект. Аполитичный в хорошем смысле этого слова: нам вовсе не наплевать на все, просто мы равноудалены от различных наших гравитационных центров. Есть такие структуры в политике, во власти, в бизнесе, которые бы очень хотели нас под себя подмять, так сказать все "наше разумное, доброе, вечное". Но мы предпочитаем сохранять свою независимость.

- А вообще сильно влетело в копеечку спонсорам проекта его финансирование? Ведь, страшно подумать, мы стали измерять искусство тоннами, как было сказано на пресс-конференции...

- Полагаю, да. Судя по размаху всего предпринятого, "Мегафону" нашему уважаемому пришлось раскошелиться. Но, честно говоря, лучше у них спрашивать. Дело в том, что я не имею отношения к деньгам этого проекта. Замечу только одно: вся эта выставка, все эти перевозки и путешествия были сделаны без компромиссов. То есть исполнено все, что было запланировано, а не то, на что бабок, грубо говоря, хватило. Не по остаточному принципу, когда сколько денег дали - в такой бюджет и втискивайся как дурак. В этом смысле нам повезло.

- Говоря об актуальности... Честно: что привез сюда Владик Монро, мы уже видели еще в 90-х годах. И по телевизору, и в тогдашних уже не очень робких глянцевых журналах. Это прикольно, но актуально ли это? По крайней мере не ново.

- Дело в том, что актуальный и современный применительно к этой выставке используется в широком, а не в узком смысле. Это не новинки. Это не хиты. Хотя тут есть абсолютно свежие работы. Виноградов и Дубосарский представлены полотнами, на которых, образно говоря, еще краска не просохла. При этом замечу, что они - мои друзья близкие, но даже я до сегодняшнего дня их работы еще живьем не видел. Они их с колес отправили.

Работы Владика Монро, Африки, Алексея Каллимы, групп "Синие Носы", "AES+F" уже не новые. Но они современные. Потому что представляют значимые имена в современном российском искусстве.

- Новая классика?

- Классика это или нет - не хотелось бы делать никаких сильных и далеко идущих выводов. Есть здесь некоторые вещи, которые выдержат испытание временем, а некоторые не выдержат. Но важно то, что даже если не станут классикой, то уж, по крайней мере, они станут событием сегодняшнего дня.

- А почему не все работы приехали? География России дала о себе знать?

- Точно не ко мне вопрос. Я не занимался технической организацией поездки, вы уж извините. Знаю, что было очень много сложностей.

- Напоследок позвольте небольшое отступление от нашей темы. Недавно умер Егор Летов, контркультурный герой, о котором вы не раз и очень негативно и жестко отзывались. Помнится, в интервью газете "Взгляд" вы высказали надежду, что одержимый идеей смерти Летов, наконец, успокоится, умерев. Ваш комментарий сегодня?

- Я рад, что он умер в то время, когда меня не было в России. Потому что меня бы, наверное, распяли, спрашивая о моей к нему антипатии.

У нас принято о покойниках либо хорошо, либо ничего. Но могу честно сказать, что к Егору Летову я относился плохо. Я его всегда считал сильно раздутой фигурой и в большей степени позером, чем в действительности художником.

- Спасибо за искренность.

P.S. Более подробный анализ значительного культурного события читайте в ближайшее время на сайте газеты "Новости" в авторской рубрике Андрея Вороного "Ход конем"


Наверх