66,36 ↑ USD
75,55 ↓ EUR
97,74 ↓ 10 CNY
22 января
Вторник

Общество

Современное образование: плюсы и минусы

В чем преимущества нынешнего образования и есть ли они?

Анжела Шилан

Принято считать, что нынешнее образование существенно проигрывает в сравнении с советским. С этим мнением можно соглашаться или его игнорировать, но выслушать специалиста, ежедневно оценивающего результаты современного обучения, определенно лишним не будет. Директор центра кадровых технологий "Точка роста" Евгения Кононова дифференцировала достоинства и недостатки нововведений и представила их на наш суд...

Утром деньги - вечером знания

Теперь за обучение надо платить - наиболее заметное нововведение, с которым мы сталкиваемся еще на этапе поступления. Улучшается материально-техническая база вузов, развивается их внутренняя инфраструктура, улучшаются условия жизни в общежитиях. Это не может не влиять на качество подготовки: у студента появляется больше возможностей для практического освоения знаний.

Платная система обучения ставит студента в ситуацию необходимости работать: у многих студентов родители готовы оплачивать расходы, связанные с обучением в случае, если свои иные расходы ребенок будет закрывать самостоятельно. Молодые люди учатся работать, нарабатывают трудовой стаж, и это несомненный плюс.

А теперь о неприятном, о минусах. К главным можно отнести то, что отсутствие необходимой суммы не позволяет многим выпускникам школ, особенно это касается сел и края, учиться выбранной специальности.

Статус медалистов уже утрачивает силу, соответственно, для школьников "золотые" льготы уже не являются мотивом учиться лучше. Что самое неприятное: среди абитуриентов есть некое представление (и зачастую оно абсолютно правдиво) о том, что в вузе все можно купить: начиная от оценки в зачетке и заканчивая дипломом. Такая ситуация значительно снижает качество обучения. Интернет, пестрящий предложениями приобрести курсовую или дипломную работу, свидетельствует, что в данной области есть спрос.

Что касается работающих студентов, то лишь небольшая часть трудится во время учебы по своей будущей специальности. Чаще это временный "подхват" с быстрыми и невысокими заработками либо занятость, на которую готовы брать студента, - промоутером, продавцом и т.д.

Универсальность не всегда хороша

Другое нововведение, свойственное нынешним вузам, - практическое отсутствие специализации (пример, когда традиционно технические вузы осваивают гуманитарные специальности). Для начала о положительном.

У нынешних студентов больше возможностей для получения специальности: можно подать документы в разные вузы, что увеличивает вероятность поступления. Появились специальности, подготовка по которым ранее не велась, например: домоводство, менеджер офиса, имиджмейкер и так далее. Это позволяет и образование получить, и время в вузе провести интересно. А позитивная мотивация к обучению повышает уровень подготовки.

Теперь о том, что плохо. Проблема с кадровой комплектацией: лишь малая часть преподавательского состава является стабильной в вузах. Доценты бегают из вуза в вуз, кафедры дублируются, что, конечно же, отражается на качестве подготовки студентов.

Нет достаточной материальной и практической базы на "неродных" для вуза кафедрах, что также снижает практическое освоение навыков.

Практика - критерий...

Следующее нововведение можно сформулировать как недостаточно проработанная система стажировок в вузе.

Правда, осталась практика. Но она не формирует целостного понимания ситуации работы в компании. То, что ответственность за работу практиканта несет, по сути, его руководитель, тоже снижает степень ответственности за выполняемую задачу.

Понятно, что две-три недели не дают реальных результатов. Вот бы месяца три постажироваться... Если у студента появляется такая возможность, ему приходится принимать решение и уходить в академический отпуск, поскольку такие длительные стажировки не вписываются в учебный процесс.

Студенческий оклад

Низкая стипендия. Впрочем, это нововведение весьма относительно. Из плюсов только один - недостаток денег заставляет студентов работать, и в результате у них появляется опыт.

Зато минусов... Работа, которую находят студенты, не всегда по их будущей специальности. Возможны сложности при совмещении, в результате приходится выбирать одно из двух, и зачастую не в пользу учебы.

Студент берется за любую работу, лишь бы заработать - тут уже не до профессионализации. Работает в свободное время - часто по ночам, соответственно, от недосыпания материал усваивается хуже, усталость снижает умственную активность, что в итоге отражается на умственной деятельности студента.

Что же мы имеем в итоге? Когда студент выходит на рынок труда, он либо оказывается неготовым к работе по своей специальности по причине отсутствия знаний или опыта, либо его подготовка недостаточно качественная. И да здравствует советское образование - самое образовательное образование в мире!..


Наверх