57,99 ↓ 100 JPY
96,35 ↓ 10 CNY
64,67 ↓ USD
57,08 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+16° ветер 3 м/c
19 марта
Вторник

Экономика

Александр Латкин: Саммит АТЭС - палка о двух концах

Директор Института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук Александр Латкин смотрит на современную российскую и приморскую экономику с изрядной долей скептицизма. И советует высоким должностным лицам подумать десять раз, прежде чем делать громкие заявления.

Константин Сергеев

Медвежье наследство

- Александр Павлович, в России прошли выборы президента, приближаются выборы главы Владивостока. Люди живут определенными надеждами, ожиданиями. Какова ваша оценка нынешней экономической ситуации и какие у нас перспективы?

- Я всегда старался давать объективные оценки ситуации. Многие говорят о том, что 2007 год окончился хорошо для экономики как России в целом, так и Приморья. Есть цифры, которые демонстрируют существенный прирост внутреннего продукта, развитие производства. Это так. Но я неудовлетворен прежде всего тем обстоятельством, что экономический рост обеспечивается в основном экспортом нефти, газа, других природных ресурсов.

- Что в этом плохого?

- Радоваться особенно нечему. Действительно, подспорье накоплено хорошее: есть золотовалютные запасы, стабилизационный фонд, меньше внешних долгов, но это все за счет высоких цен на нефть. Будет она держаться, эта цена на нефть, или не будет, вот в чем вопрос?

При этом мы собираемся вступать в ВТО. Тем более необходимо повышать конкурентоспособность нашей продукции. А все последние пятнадцать лет никто серьезно не занимается промышленной политикой.

Новому президенту достается от Путина очень тяжелое наследство. Устарели фонды: в производстве, на транспорте, в других отраслях. Ситуация такова, что каждый год основные фонды стареют раза в три быстрее, чем перевооружаются. По показателю модернизации у нас катастрофически низкие позиции.

Надо иметь четкую политику развития отечественного машиностроения на инновационной основе. Нет станочного парка - как же создавать высококонкурентные перерабатывающие производства? Закупать станки в Корее, Японии - это не выход.

Всю жизнь в очереди

- О модернизации производства говорят и пишут сейчас везде. Наверное, это не единственный больной вопрос?

- Вторая проблема - низкая эффективность и полный дисбаланс в системе госуправления всех уровней. Назовите хоть одну структуру, которая находится в сфере государственного влияния (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях), где наведен хотя бы на троечку порядок?

Народ российский отчего стонет? Человек, послушавший новости о национальном проекте "Здоровье", приходит в поликлинику и сталкивается с полным беспределом: идет ремонт коридора, дикие очереди к врачу, а маме с ребенком присесть некуда. Как будто попали в начало 20 века.

Провели жилищно-коммунальную реформу. Человек приходит в управляющую компанию - там ни один вопрос нормально не решается.

Возьмите милицию. За последние два года я пять раз писал заявление в милицию. Терял уйму времени - никакого результата! На почте и то трагедия. Три окна пустуют, в одном - очередь.

Не хватает мест в детских садах. Оказывается, воспитатели получают 3,5 тысячи рублей в месяц. Краевое Законодательное собрание говорит: мы не можем закон принять, город говорит - денег у нас нет. Ларчик просто открывается: у нас перегружен управленческий аппарат, и если чиновников сократить в два раза, вот вам деньги для того, чтобы поднять зарплату воспитателям.

- Бюрократии не меньше, чем в советское время?

- Тогда мы стояли в одной очереди - за колбасой, сейчас находимся в очереди всю жизнь. У меня есть своя версия, почему у нас низкая продолжительность жизни. Не потому, что плохо питаемся. Все делается на нервах, и наши нервные системы истощены. Как у пенсионеров, так и у молодых.

Так что, во-первых, стране надо развиваться инновационным путем. Во-вторых, хотелось бы, чтобы власть навела хотя бы относительный порядок там, где народом создаются налоговые доходы.

Добро пожаловать

- Получается, ничего хорошего Путин Медведеву не оставил?

- Конечно, есть и позитив - и в России, и в Приморском крае. Вспомните времена, когда даже минеральная вода на полках была импортной? Научились делать продукты, напитки, пищевая промышленность шагнула вперед. Но это заслуга не власти, а рыночных механизмов. Бизнес в муках рождается и выживает.

- Насколько верно представление губернатора о том, что в Приморье создана сервисная экономика?

- Экономика Приморья и Владивостока действительно революционно изменилась за последние десятилетия. От индустриально-сырьевой экономики мы пришли к сервисной.

Развивается сфера услуг: общественное питание, гостиничный бизнес, автоперевозки, то же образование. Производство в региональном продукте занимает мизерную долю. Взять то же образование. Если еще несколько лет назад в сотню крупнейших налогоплательщиков Приморья не один университет не входил, то сегодня ДВГУ и ВГУЭС входят в тридцатку крупнейших налогоплательщиков! ВГУЭС переплюнул по налогам даже БАМР!

Что касается промышленного производства, тут пока все плохо.

Саммит - не панацея

- Как вы считаете, саммит АТЭС послужит развитию экономики края?

- Вот сидим и ждем, пока проведут саммит АТЭС. Конечно, здорово будет, если его проведут во Владивостоке. Однако связывать с саммитом обязательность дальнейшего быстрого экономического роста я бы не стал.

Мы предполагаем затратить на строительство уже около 300 миллиардов рублей, частью из государственных источников, частью - от привлеченных инвесторов. Безусловно, тут есть важные для города объекты. Я бы отметил, во-первых, очистные сооружения, во-вторых, мост через Золотой Рог. Что касается пятизвездочных гостиниц или моста на остров Русский, это не приоритет для города.

Но основной смысл саммита в том, чтобы привлечь внимание инвесторов. Сегодня инвестиции плохо к нам идут, хуже, чем на Сахалин, в Якутию, Хабаровский край. Причины известны: политическая нестабильность, неразвитость инфраструктуры, сокращение населения, а значит, емкости местного рынка.

- Но вот и привлечем инвесторов...

- Саммит, безусловно, даст улучшение инфраструктуры. Повлияет ли форум с точки зрения привлечения 21 государства мира инвестировать сюда? Большие сомнения.

Он может как стать локомотивом развития, так и привести к негативным последствиям. Раскроются глаза у представителей многих стран, когда они сами нас пощупают, посмотрят, поговорят. Возможно, испугаются инвесторы.

- То есть перспективы форума весьма туманны?

- Очень настораживает легкость в высказываниях некоторых наших руководителей. Последние две недели только и слышали о том, что во Владивостоке пройдет заседание Госсовета, сюда прилетят Зубков, возможно, Медведев... Никто сюда не приезжает. Конечно, рядовой приморец может отнестись к этому наплевательски, но мы-то с вами понимаем, что это неспроста. Почему не едут?

Во-первых, ничего пока не строится, во-вторых, не уделяется внимания экспертизе проектов, в-третьих, нет даже базы строительной индустрии во Владивостоке.

- Ну а каким образом строить без госэкспертизы?

- Подготовительной работы масса. В зоне каждого проекта, допустим моста через Золотой Рог, куча объектов недвижимости, которые нужно выводить. Надо проводить экспертизу, определить, сколько заплатить людям, куда их расселить.

Второе. Каким образом металлические и бетонные конструкции будут доставляться к месту строительства моста? Представьте, к каким заторам на дорогах это приведет? Не парализует ли это Владивосток? Резервные автострады, развязки нужно проектировать уже сейчас.

- То есть высшие должностные лица страны не разделяют оптимизма приморских руководителей?

- Приехать сюда, уделить проекту знак внимания - значит взять на себя ответственность. А не приехали - приморцы опять в недоумении: будет саммит, не будет его?..

Три года назад губернатор обещал построить во Владивостоке завод по сборке автомобилей "тойота". Два года назад обещал алюминиевый завод, атомную электростанцию, океанариум. Кто что просчитывал? На тот же алюминиевый завод нужна дешевая энергетика, глинозем из Австралии завезти, рынок сбыта найти.

Перспективы видны

- Что касается нефте-, газопровода, реальные ли это проекты?

- Нитка нефтепровода Тайшет - Козьмино будет, она уже строится. Что это даст Приморью? Будет некоторое количество дополнительных рабочих мест на нефтеналивном терминале, налоги и так далее, немного в общем. Но если мы говорим о нефтепереработке, химкомбинате, это, конечно, повысит экономический потенциал Приморья.

- Ваша оценка губернаторского проекта по переработке рыбы на берегу?

- Дело хорошее. Но чтобы переработать 600 тысяч тонн, добываемых приморскими рыбаками, нужен целый комплекс предприятий. Это десятки тысяч рабочих мест. Надо создавать уникальные производства лекарственных препаратов из морепродуктов. Наработок у наших ученых - море. Но ведь продукция эта будет производиться ради экспорта, а не чтобы только приморцев накормить? Есть перспектива создания особой экономической зоны. Придется заниматься переработкой древесины, коли запретили вывозить круглый лес. Что мы, мебель хорошую не можем делать? Это реальные проекты.

- Приморские порты. Насколько задействован их потенциал?

- Перспективные порты - Восточный и Находка. Главная проблема тут - в подъездных путях. Железнодорожные ветки на Находку, Владивосток, Посьет имеют малую пропускную способность.

У нас конкуренты рядом: корейские порты, которые через Китай и станцию Забайкальская будут направлять грузы на запад, минуя Приморье. Мы можем похвастать более высокой конкурентоспособностью: механизацией, автоматизацией процессов и так далее. Но соревноваться с Китаем, конечно, будет очень сложно. Наши соседи строят современные скоростные дороги по всей стране, в том числе возрождают Шелковый путь из Китая через Казахстан.

Подпишитесь и получайте новости первыми:

Наверх