57,15 ↓ 100 JPY
95,42 ↓ 10 CNY
63,96 ↓ USD
56,27 ↓ 1000 KRW
Владивосток
Владивосток
+15° ветер 3 м/c
EN
21 апреля
Воскресенье

Общество

Школы Владивостока взяли правильный старт

Можно смело сказать, что зачастую жизненные успехи человека напрямую зависят от удачно выбранной стартовой площадки - школы, вуза

Анжела Шилан

Чем бы ни руководствовались родители при выборе школы для своего ребенка - это шаг в любом случае серьезный и ответственный. Ведь в течение десяти-одиннадцати лет ребенок большую часть своего времени будет проводить в стенах этого здания. Здесь ему привьют навыки существования в социуме, здесь он повзрослеет, здесь он будет учиться, наконец.

Давайте вспомним, какие учебные заведения есть в нашем городе (речь, разумеется, идет о муниципальных учреждениях). За консультацией мы обратились к заместителю начальника отдела общего и дополнительного образования Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Ларисе Ковалевой.

Школы бывают разные

Всего в городе функционируют 92 общеобразовательные школы, из них девятнадцать "с углубленным изучением", две гимназии, первая и вторая, и три лицея: №41, технический и лицей-интернат "Буревестник".

Что представляют собой средние общеобразовательные школы, никому рассказывать нет нужды - все мы в какой-то степени результаты общеобразовательного детства! Хотя и они за последние несколько лет претерпели некоторые метаморфозы: раннее изучение иностранных языков, специализация в выпускных классах - большинство школ города и края входит в образовательные округа владивостокских вузов, что подразумевает прямой контакт с вузовскими преподавателями.

Более того, школы, работающие с вузами, разрабатывают собственные инновационные программы. Например, школа №21 - образовательный округ ТГЭУ - первая ввела в свой образовательный процесс экономику. Причем дети начинают знакомиться с этой дисциплиной прямо с первого класса. И вполне естественно, что предмет у них читают университетские преподаватели.

Так что не стоит относиться к обычным школам с пренебрежением - некоторые из них, например №72 и 79, могут похвастаться даже наличием собственных бассейнов.

Процесс поступления в среднюю общеобразовательную школу прост до чрезвычайности: в большинстве случаев достаточно подать заявление родителей и принести медицинскую карту ребенка.

Собеседование при поступлении отсутствует, а если и имеет место, то чисто символическое, в виде доверительной беседы с учителем (как тебя зовут? хочешь ли ты в школу? умеешь ли ты читать?), и никоим образом не должно отражаться на результате. В конце концов можно прийти записать свое чадо и вовсе без него.

Я б в гимназию пошел...

Лет двадцать тому назад вся элитарность школы заключалась в углубленной специализации некоторых из них. Сейчас выбор увеличился за счет гимназий и лицеев.

Задача общеобразовательной школы - выполнить федеральный образовательный стандарт. То есть дать те дисциплины и в том объеме, которые предписывает федеральная программа. Лицей, помимо обязательной программы, обеспечивает углубленное изучение предметов физико-математического, технического или естественно-научного профиля.

Гимназия же дает дополнительное углубленное образование по гуманитарным дисциплинам. Разумеется, это филология - литература, различные языки. И, как правило, в гимназии даже не два языка. Обязательный английский язык - он идет по федеральному компоненту. Второй обязательный язык или европейский, или восточный. Особенность гимназии в том, что практикуется индивидуальный подход к ученикам. Поэтому другие дополнительные языки добавляются в зависимости от интересов учащихся.

Помимо филологических дисциплин, гимназия делает упор на образовательную область обществознания. Это могут быть гражданско-правовые курсы, география, в том числе стран АТР, кроме того, даются различные курсы историй. Например, в гимназии №1 для учащихся 9-11 классов введены такие курсы, как "История Америки", "Культура Великобритании". В той же гимназии велся курс "Современная русская литература". Музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура также входят в программу обучения гимназистов, - пояснила разницу между учебными заведениями Лариса Викторовна.

И в школе есть науке место

Еще одна особенность элитарных (назовем их так) учебных заведений - обязательное проведение исследовательской работы. То есть в этих учебных заведениях существуют научные кафедры, и туда привлекаются не только преподаватели гимназии, но и вузов, в основном ДВГУ, ДВГТУ, Дальрыбвтуза.

Поскольку учащиеся работают на этих кафедрах, они имеют какой-то продукт. Поэтому и лицеи, и гимназии ежегодно проводят научные конференции для учащихся. Гимназия №1 проводит конференции по гуманитарным предметам. Приглашаются не только своих, но и учащихся других общеобразовательных школ. Технический лицей проводит уже несколько лет математическую конференцию, и из городской она стала региональной. Точно так же лицей №41 уже в течение десяти лет проводит конференцию по естественным наукам, и она тоже носит региональный характер.

Как ни парадоксально, но недостатки обучения в лицеях и гимназиях тоже есть, правда, они скорее бытового уровня. Например, в гимназии №1 и в лицее №41 дефицит жизненного пространства. Из-за этого в обеих школах отсутствуют группы продленного дня, что создает определенные неудобства родителям младшеклассников.

Что же касается специализированных школ, то их в городе девятнадцать. Одна физико-математическая, одна с углубленным изучением предметов юридического профиля, дающая усиленную подготовку по предметам общественно-научного цикла - истории, обществознанию, праву и др., семь языковых и аж восемь художественно-эстетических школ! Стоит иметь в виду, что в большинстве специализированных школ наряду с занимающимися по углубленной программе классами имеются и обычные.

Тонкости поступления

О собеседовании, пожалуй, стоит поговорить отдельно - по сути, это первое официальное испытание навыков ребенка, его школьной зрелости. В одном из основополагающих руководств средней школой сказано: дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Отказать гражданам в приеме их детей в первый класс возможно только по причине отсутствия мест.

Если же речь идет о привилегированном учебном заведении (а именно - о гимназии и лицее), то данное положение упраздняется. Потому как в их уставе записано, что они осуществляют прием на основе собеседования с учащимися.

В данном случае собеседование определяет возможность ребенка ориентироваться в окружающем мире: его уровень развития, внимание, моторика, речь. При этом психологи наблюдают за поведением, реакциями будущего первоклашки. Об умении читать-писать речь не идет.

Продолжительность собеседования не должна превышать по времени обыкновенный школьный урок, а урок у первоклассников длится не более 35 минут. Одновременно идет работа с группой из четырех-пяти человек. В собеседовании обычно участвуют психолог, дефектолог, педагог.

Несмотря на то что официально школы должны начинать прием детей в первые классы с 1 апреля, озаботиться этим вопросом родителям следовало бы сразу после нового года, поскольку классы некоторых (элитных) школ уже практически заполнены. А, например, технический лицей начинает обучение с седьмого класса, причем только мальчиков!

Есть ограничения при поступлении и в "Буревестник". Начнем с того, что школа находится за городом и работает в режиме интерната - то есть ребенок проживает в ней всю неделю. Принимают сюда детей на конкурсной основе после восьмого класса. Предпочтение отдается детям из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, поскольку заведение было образовано десять лет назад именно с целью поддержки социально незащищенных одаренных детей.

Советы психологов

Сейчас и в Интернете, и в книжных магазинах море психологической литературы, в том числе и тестов для будущих первоклашек. Ошибка родителей в том, что они, ознакомившись с этими тестами, заставляют детей заучивать правильные ответы. От ребенка же требуется ориентироваться в мире информации.

В итоге детишки заученно тыкают пальчиком в нужную графу или строчку. Ответ правильный, можно, кажется, радоваться. Но впоследствии, в процессе школьного обучения, ребенку не избежать огромных сложностей в обучении. Ведь его заранее приучили заучивать, а не мыслить. Тем же, кто действительно умеет думать и выбирать из множества вариантов правильный ответ, учиться гораздо проще.

Не столь важно научить ребенка читать, сколько развивать его словарный запас и умение выразить свою мысль. Писать первоклашку научат в школе, а родителям надо развивать руку ребенка. Этим не поздно заняться и сейчас: лепка, рисование, обводка контуров изображения, его заштриховка, собирание конструкторов и т.д. В конце концов необходимо приучить ребенка к самостоятельности, чтобы он сам мог позаботиться о себе в школе.

Было бы замечательно, если бы родители приучали ребенка получать удовольствие от познания нового. От заката, рассвета, первой травы, первого снега. Переживать вместе с ребенком эти открытия каждый раз! Не надо забывать, что вкус приобретения знаний взращивают все-таки родители. И начинать работать надо не за месяц до собеседования, а лет с трех-четырех. Тогда и возможно выработать глубинный интерес к знаниям.

S3600232.jpg - Фото из архива "Н"

Поделиться:

Наверх