Ежедневные Новости
Владивостока
66,76 ↓ USD
76,14 ↓ EUR
98,83 ↓ 10 CNY
17 января
Четверг

Политика

Бедность не порок?

Борьба с нищетой была, есть и будет (до мая 2008 года) одним из важнейших направлений российского президента. Последует ли преемник примеру Путина?

Василий Буслаев
Сын санитарки и рабочего вагоностроительного завода Президент РФ Владимир Путин познакомился с бытовой бедностью в раннем детстве и пронес понятную ненависть к ней через школьные и студенческие годы.
Относительное благосостояние ВВП состоялось лишь в годы работы на КГБ за границей; отсюда его пиетет к рыцарству плаща и кинжала и стране тотального "орднунга" (по-немецки - "порядок").
Все на лыжи
Борьбу с бедностью на общероссийском уровне Путин начал в 2004 году, когда объявил ее важнейшей задачей своего второго президентского срока.
Что сделано ВВП и его менявшимися правительствами за четыре года? Увы, немного. На уровень ежегодной инфляции индексированы пенсии. Страна наконец-то подняла зарплату тем, кто считается на западе привилегированным классом - врачам, ученым, преподавателям. Немного улучшен быт силовиков и военных, хотя нужен ли выходной заячий тулупчик с золотыми эполетами бесквартирному лейтенанту - большой вопрос.
Почему буксует борьба государства с тотальной бедностью - не вопрос. Хотя бы по той причине, что реализация и этой государственной задачи, став нацприоритетом, легла на плечи чиновников. А они традиционно рьяно бросаются исполнять ту волю гаранта, которую он объявил последней по времени.
Путин за здоровье нации через спорт - госслужащие надели лыжи поверх кимоно. Обратил президент внимание на детскую беспризорность - прямо в лыжах и кимоно кинулись в теплотрассы обогреть тех, по ком приюты плачут. Осечка, однако, вышла с бедностью - оную данность значительной части российского общества разовой подачкой продуктового набора не выправишь. Хотя многим вообще поначалу казалось, что борьба государства с бедностью сведется лишь к констатации ее наличия и ожиданию момента, когда нищие, бомжи, старики и инвалиды страны сами вымрут от недоедания и болезней как военнопленные в нацистском концлагере.
По разные стороны баррикады
Искоренение нищеты - сложная задача для страны, где в огромных масштабах сложилась бедность и где 85% россиян получают всего 43% совокупных доходов, где 66% всех бедных составляет работающее население трудоспособного возраста, где, наконец, сложилась "семейная бедность", ставшая одной из главных составляющих неблагоприятной демографической ситуации в стране.
К сожалению, на фоне роста общего уровня доходов в стране неуклонно происходит закрепление социального неравенства. За последние десятилетия к категории льготников отнесены ветераны, инвалиды, малоимущие, участники тех или иных событий, в сумме составляющие 236 льготных категорий. Общее число льготников - 100 миллионов человек! Это 70% населения страны!
Только на федеральном уровне для них установлено более 150 видов всевозможных выплат, льгот, дотаций. При этом 75% выделяемых средств из-за уравниловки расходуются на льготы и пособия тем, чьи доходы выше прожиточного минимума. Ветеран труда, к примеру, - всегда ветеран. А значит, он имеет право на льготы независимо от того, руководит ли преуспевающим бизнесом или живет в бедности (хотя последних несравнимо больше). Это очень сложная проблема, но переход к адресной социальной помощи - объективная необходимость. Которую власть видит и понимает, но заниматься которой не хочет - сложно все это: по квартирам ходить, в нужды вникать. Чай, не участковые - власть!
О бедном приморце замолвите слово

Обозрев просторы Приморья, нельзя не признать: с хронической бедностью наших земляков никто толком не борется. Ибо в ее основе лежат три дефицита: заботы для престарелых, зарплаты для трудящихся и жилья для молодых. А также вселенская тоска многих из нас по брошенной на десятилетия родне с запада: с родителями многим из нас удается свидеться лишь на их похоронах, когда на авиабилет для жителя края скидываются всем миром...
О брошенных всеми наших стариках промолчу с тоской душевной - об этом и так все знают. О практически самой низкой в Дальневосточном округе приморской зарплате скажу пару слов на типичном примере. Средний ее уровень - считай по-губернаторски, 14-15 тысяч рублей. При одном дошкольнике с детсадом-пятидневкой, грудничке при молодой маме, десятке за автобус в один конец (считайте сами!) семье с такой оплатой труда отца семейства остается в обрез только на китайские харчи! При этом обычно молодая приморская семья живет "за ширмой" у родителей - ни ипотеки, ни кредита с такими доходами не возьмешь!
При этом квартиры становятся недоступнее все большему числу приморцев - а значит, все большее их количество погружается в пучину скрытой бедности за счет растущей стоимости аренды жилья. Знает ли власть, что во Владивостоке трудящиеся годами снимают в качестве жилья для семьи сараи и балконы? Что аренда убогой гостинки с топчаном и чайником стоит ползарплаты - 7-9 тысяч рублей ежемесячно? Что общежития предприятий предлагают квалифицированным специалистам только койкоместо, а за пропавшие вещи их администрация ответственности не несет?
Спасет ли контроль?
Главным толкачом решения проблемы бедности ВВП счел создававшуюся им Общественную палату РФ - теперь ее специально под задачу контроля спускают до самых низов исполнительной власти, т.е. даже на уровень поселений. Однако первый же диалог президента с засланцами общества выявил: понимание борьбы с бедностью у столичных чиновников и россиян несколько различно.
Например, глава комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития Александра Очирова в своем выступлении перед Путиным подняла вопрос о необходимости разработать социальные стандарты качества жизни. Но стандарты - это напряжная для многих субъектов государства обязаловка в плане "дать", с одной стороны. С другой - определенная уравниловка, попахивающая уходящей эпохой развитого социалистического общества.
- У правительства есть понимание того, как и в какие сроки уменьшить количество людей, находящихся за чертой бедности, - ответил Очировой Путин еще полтора года назад. А говоря о стандартах качества жизни, заявил: "Надо посмотреть, от чего они зависят. Эти стандарты ведут за собой развитие экономики. Надо исходить из реалий и возможностей, но быть при этом предельно объективным. К тому же в стандартах должно быть учтено и качество труда", - гладко пересказал малопонятную заготовку спичрайтеров глава государства.
Можете не верить - но с тех пор никто кроме Очировой о социальных стандартах не заикался!
Хотя борьба с бедностью россиян по-прежнему на переднем плане работы Путина. О чем он вместе с Медведевым даже вел речь в закрытом режиме на прошлосубботнем совещании Совбеза. Причем Медведев традиционно для своих выступлений свел борьбу с бедностью к реализации нацпроектов. Если обсуждение бедности при Путине шло в закрытом режиме - очевидно, особых успехов пока нет. Нацпроекты нам помогут?
Комментарий
Александра Очирова, председатель комиссии ОП РФ по вопросам социального развития:
- Ситуация критическая. Страна развивается экономически, но не имеет стратегии своего социального развития. И это в условиях, когда социальная ответственность государства прописана в основном законе - Конституции. В результате бедность переходит все границы. Есть разные методики оценки, но сейчас от 30 до 60% населения страны ощущают себя бедными. Мы получили целый слой так называемых "новых бедных" - это экономически и социально активное население, чья трудовая деятельность не является гарантией преодоления бедности. И это очень страшно. В этом одно из главных отличий наших бедняков от тех, кто живет в развитых странах.
Еще более плачевная картина - с "семейной бедностью", которая бьет в первую очередь по детям и, что самое страшное, лишает их уже с раннего возраста возможностей для собственного развития.
Пора понять, что экономика - это всего лишь средство решения задачи, а не цель сама по себе. Что в мирное время главной составляющей национальной безопасности страны является ее социальная безопасность. А у нас до сих пор даже ответственность правительства в этом вопросе не определена.
В этой связи необходимо остановиться на проблеме социальных стандартов. К сожалению, закон до сих пор еще не поставлен в повестку рассмотрения в Государственной думе.
...Принятие решения о национальных проектах означало поворот к принятию новой модели экономического и социального развития страны, ориентированного на человека. Как известно, согласно точке зрения экономистов, нобелевских лауреатов, даже в экономике самыми выгодными являются вложения в человека, а великий Эйнштейн видел причину крушения современного ему промышленного производства в том, что оно было сориентировано исключительно на прибыль.
Возвращаясь к национальным проектам "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и "Развитие АПК", надо отметить, что их реализация, как и переход к адресной социальной помощи, требует наряду с другими условиями разработки и внедрения на законодательном уровне системы социальных стандартов.
Еще 28 февраля 2006 года Правительство Российской Федерации одобрило концепцию развития национальной системы стандартизации. В настоящее время стандарты и понятия, определяющие требования к социальной составляющей, включены в несколько классификаторов: продукции, услуг, видов экономической деятельности, информации по социальной защите населения, а также классификаторы занятий, профессий и другие. Сюда же необходимо отнести и стандарты социальной ответственности за их выполнение...


Наверх